Российская сетевая розница считается одним из наиболее привлекательных рынков для вложения инвестиций. Однако так давно прогнозируемый массовый приход на наш рынок западных игроков пока так не состоялся. Иностранцы осторожничают и не спешат вкладывать деньги в российскую розницу. Российские же сети продолжают активно осваивать регионы.
В условиях дефицита подходящих торговых площадей в Москве и Санкт-Петербурге именно регионы имеют наибольший потенциал для дальнейшего развития. И крупнейшие игроки, такие как «Перекресток», «Пятерочка», «Рамстор», «Патэрсон» уже два года назад начали выходить на региональные рынки. И в прошлом году региональное развитие по-прежнему являлось одним из приоритетных направлений деятельности.
Обороты розничной торговли многих регионов растут гораздо более высокими темпами, чем в Москве (см. табл. 1), уровень жизни населения также увеличивается. Традиционно наиболее привлекательными регионами для развития розничной торговли считаются Поволжье, Центральный и Северо-Западный округа.
Таблица 1. Обороты розничной торговли в 2004 году по некоторым регионам.
Выход на региональные рынки, как правило, осуществляется одним из трех способов:
покупка или слияние с сильным местным розничным оператором;
передача франшизы местной розничной или дистрибуторской компании;
создание собственной дочерней структуры в регионе.
Каждая компания выбирает свой путь или комбинирует эти методы в зависимости от местных особенностей.
Тем не менее, нельзя сказать, что выход в регионы такая уж простая задача. В большинстве регионов активно развиваются местные сети, которые, уже имея большой вес, составляют достойную конкуренцию столичным сетям, пытающимся там обосноваться.
Тенденции, которые наблюдались в прошлом году, будут продолжаться:
Ожидание выхода на отечественный рынок крупных мировых гигантов, который рано или поздно, но все-таки состоится, будет способствовать ускорению процесса укрупнения российского ритейла. Таким образом, в этом году следует ожидать дальнейших слияний и поглощений мелких сетей лидерами этого рынка.
Удачный пример «Седьмого континента», получившего за 13% своих акций 80 млн.$ заставил многих крупных игроков серьезно задуматься об использовании механизма IPO для привлечения средств, необходимых для дальнейшего развития.
Сильно усилится конкуренция между крупнейшими игроками, которые стремятся во что бы то ни стало закрепиться в регионах и местными сильными компаниями.