Обзор калужского рынка майонеза
В статье проводится анализ предложения майонеза калужскими торговыми операторами. Раскрываются некоторые основные тенденции спроса на этот вид масло-жировой продукции, характерные для калужских потребителей.
Майонез в России – это универсальная приправа, добавляемая практически всюду – в салаты, супы и вторые блюда, при приготовлении бутербродов и соусов.
Майонез - это многокомпонентный продукт, представляющий собой сметанообразную массу, созданную путем смешивания растительного масла, воды (25-50% от общей массы), яичного порошка (5-6% от общей массы), сухого молока, уксуса и специй. Стоимость майонеза в первую очередь зависит от количества и качества входящего в его состав растительного масла. Секреты изготовления майонеза пришли из Франции.
Российский рынок майонеза является одним из крупнейших в мире, на начало 2004 года он занимал второе место после рынка США, его доля на тот момент составляла 14%. Общий объем рынка майонеза в России составляет по разным оценкам от 350 до 450 тысяч тонн в год в натуральном выражении или около 1,5 – 1,7 миллиардов долларов США в денежном выражении.
Рынок майонеза в основном принадлежит отечественным производителям, которые занимают порядка 93% рынка в натуральном выражении и 89% - в стоимостном выражении. Продукция отечественного производства пользуется явным приоритетом у потребителей, ее предпочитают более 90% россиян. Наиболее востребованы высококалорийные майонезы (в основном 67% жирности), на их долю приходится порядка 60% продаж.
Дадим краткую характеристику современного рынка майонеза в Калужском регионе.
Результаты исследований (мониторингов ассортимента и цен в торговых точках г. Калуги; опросов потребителей майонеза), проведенных Межрегиональным маркетинговым центром «Калуга-Москва» в ноябре 2004 - феврале 2005 гг., свидетельствуют о том, что потребителями майонеза являются около 89% калужан, участвовавших в опросе. Эпизодически (раз в месяц и реже) покупают майонез 20% респондентов - в основном люди пожилого возраста, старше 60 лет. В среднем два раза в месяц приобретают майонез 27% опрошенных. Наибольшая часть жителей города (44%) является активными потребителями майонеза и совершает покупки не реже одного раза в неделю (см. рисунок 1).
Рисунок 1. ЧАСТОТА ПОКУПОК МАЙОНЕЗА КАЛУЖСКИМИ ПОТРЕБИТЕЛЯМИ (% от числа опрошенных)
В торговых точках города майонез предлагается в пластиковых пакетах различной емкости, стеклянных банках, пластиковых ведрах. Наиболее распространенным видом фасовки является пластиковый пакет емкостью 240-250 грамм (56% совокупного ассортимента магазинов). Средняя цена за такой пакет составляет 11-17 рублей в зависимости от торговой марки и формата магазина. По более низким ценам продукцию масел и маргаринов реализуют сетевые структуры – дискаунтеры и мелкооптовые базы.
Результаты исследования показывают, что в розничных торговых структурах г. Калуги представлено разнообразие производителей и марок майонеза. Наиболее распространена продукция известных российских производителей: ОАО «Нижегородский масло-жировой комбинат» (ТМ «Ряба», «Сдобри»); ЗАО «ТД Богородский», Москва (ТМ «Оливия»); ЗАО «Балтимор-Холдинг» (ТМ «Балтимор Оливковый», «Балтимор Провансаль», «Балтимор Легкий»); ПГ «Петросоюз», Санкт-Петербург (ТМ «Мечта хозяйки», «Моя семья»); ОАО «ЭФКО», Белгородская область (ТМ «Слобода Провансаль», «Слобода Оливковый», «Слобода Стрелецкий»); ОАО Московский жировой комбинат (ТМ «Россиянка», «Провансаль»); ООО «Компания СКИТ», Москва (ТМ «СКИТ Провансаль») (см. рисунок 2).
Продукция глобальных и локальных производителей представлена незначительно. Крупные мировые производители в большинстве случаев представлены единственной торговой маркой “Calve” концерна “Unilever” (ООО «Юнилевер СНГ»), объединяющей ряд различных видов майонеза: Оливковый, Легкий, Французский и некоторые другие.
В регионе в единичном числе присутствуют местные производители майонеза. В частности, необходимо отметить предприятие ООО «Левкон-Продукт» (г. Калуга), выпускающее майонез под марками «Любительский» и «Провансаль».
Рисунок 2. СТРУКТУРА РЫНКА МАЙОНЕЗА ПО ПРОИЗВОДИТЕЛЯМ, в натуральном выражении (доли национальных, глобальных и локальных производителей в предложении торговых операторов г. Калуги)
Результаты исследования позволяют проследить связь между форматом торговой точки (фактом принадлежности / не принадлежности к сетевой структуре, позиционированием как дискаунтера / для обеспеченных слоев) и устанавливаемыми ценами на продукцию майонеза, особенностями ассортимента этой продукции.
Так, цены на майонез в сетевых структурах соотносятся с ценами несетевых магазинов двояким образом. В зависимости от позиционирования сетевой структуры как дискаунтера или как преимущественно ориентированной на обеспеченные слои населения города, цены на майонез в сетевых магазинах могут быть и ниже цен несетевых магазинов, и превышать их (см. таблицу 1). В количественном выражении цены в магазинах сетей - дискаунтеров ниже, чем в несетевых магазинах в среднем - на 2-5 рублей. В сетевых структурах, ориентированных на обеспеченных жителей города, цены на различные марки майонеза несколько выше цен несетевых магазинов, в среднем на 2-4 рубля.
Цены на продукцию майонеза в крупных и малых несетевых магазинах различаются незначительно. В целом наблюдается тенденция к более высокому уровню цен на майонез в крупных несетевых магазинах по отноше;;;нию к малым несетевым магазинам, составляющая в количественном выражении 1-1,5 рубля.
Таблица 1. Примеры цен на некоторые популярные марки майонеза в сетевых структурах и в несетевых магазинах г. Калуги
Наименование продукции |
Сеть – дискаунтер (Магнит) |
Сеть – дискаунтер (Елена) |
Сеть для обеспе-ченных слоев (Планета) |
Крупный несетевой магазин |
Малый несетевой магазин |
Малый несетевой магазин |
“Calve” пакет, 240 г, оливковый |
18 |
18,5 |
20 |
19,65 |
18,5 |
18,8 |
«Ряба» пакет, 240 г, оливковый |
14 |
14,6 |
16 |
15,5 |
15,6 |
15,5 |
«Моя семья» стекло, 950 г |
35 |
35 |
38 |
37 |
- |
36 |
Широта и состав ассортимента майонеза также связаны с принадлежностью торговой точки к сетевым структурам, с величиной несетевого магазина. В сетевых торговых точках ассортимент майонеза шире, чем в несетевых магазинах в среднем на 10-15%. Значительное влияние на количество наименований, представленность различных упаковок майонеза в предложении торговых операторов оказывает площадь торговой точки. В этой связи ассортимент, предлагаемый в некоторых наиболее крупных несетевых магазинах города, может и превышать ассортимент отдельных сетевых магазинов.
В малых несетевых магазинах преобладает продукция майонеза известных, «раскрученных» торговых марок национальных производителей. В сетевых структурах представлен ассортимент и новых, недавно вышедших на рынок торговых марок, в частности, марки майонеза местных предприятий - производителей (ООО «Левкон-Продукт», ИП Михайловская Т.В., г. Калуга («Михайловский Провансаль»)); марки майонеза локальных производителей (например: ООО ТД «Тогрус», Московская область («Тогрус Оливковый», «Тогрус Провансаль»); ООО «Форт-Н XXI», Московская область («Скрит Провансаль», «Скрит Оливковый») и др.).
Большинство калужских потребителей, принявших участие в опросе, отдает предпочтение отечественным производителям, в основном – продукции крупных федеральных производителей (см. рисунок 3). Доли торговых марок национальных, глобальных и локальных производителей майонеза в спросе калужских потребителей составляют следующее соотношение: национальные производители – 61% респондентов, глобальные производители – 11% респондентов, локальные – 10%. Для 18% опрошенных страна или регион производства майонеза не имеет значения. В целом обозначенные доли соответствуют различиям в представленности майонеза федеральных, глобальных и локальных производителей в предложении торговых операторов города.
Необходимо отметить значительную долю потребителей, для которых страна / регион производства майонеза не имеет значения - таковых среди опрошенных калужан почти пятая часть. Значительная доля «неразборчивых» потребителей майонеза может быть связана со сходством потребительских характеристик, которыми обладают марки майонеза различных производителей. В то же время этот факт выступает свидетельством недостаточности маркетинговых усилий, предпринимаемых производителями майонеза для формирования устойчивых потребительских предпочтений их продукции.
Рисунок 3. ПРЕДПОЧТЕНИЯ КАЛУЖСКИХ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ МАЙОНЕЗА ПО ПРОИЗВОДИТЕЛЯМ, % от числа опрошенных
Наиболее популярными марками майонеза являются: “Оливковый” и “Провансаль” различных производителей; “Calve” концерна “Unilever”. Среди предпочитаемых производителей (марки которых при возможности множественного выбора назвали более 30% респондентов): продукция ОАО «Нижегородский МЖК» («Ряба»); ООО “Юнилевер СНГ” (“Calve”); ЗАО «ТД Богородский», Москва («Оливия»); ПГ «Петросоюз» («Моя семья», «Мечта хозяйки»). Немного отстают (более 25% респондентов): ОАО «ЭФКО» («Слобода»); ОАО «Московский ЖК».
Большинство калужских потребителей, участвовавших в опросе, (58%) предпочитает майонез в пластиковых пакетах (полиэтиленовых «подушках», стоячих пакетах «Дой пак»); 18% потребителей предпочитает такой вид упаковки, как пластиковые банки (включая пластиковое ведро); 13% - стеклянные банки; 11% потребителей не имеют каких-либо предпочтений в отношении упаковки майонеза (см. рисунок 4).
Рисунок 4. ПРЕДПОЧТЕНИЯ КАЛУЖСКИХ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ПО УПАКОВКЕ МАЙОНЕЗА, % от числа опрошенных
Результаты проведенных исследований позволяют сделать вывод о том, что, несмотря на довольно высокую насыщенность калужского рынка майонеза, продукция местных производителей на нем представлена незначительно и не слишком популярна среди потребителей, а сами местные производители присутствуют в единичном числе. Большинство калужан регулярно покупает майонез – он действительно является «старым приятелем» салата (и не только салата) для жителей города; однако для значительной части потребителей (около пятой части) характерно отсутствие четких предпочтений в отношении страны, региона производства майонеза, а также предпочтений определенной торговой марки.
Антон Созонтов, маркетолог-аналитик ММЦ «Калуга-Москва»
Статья была опубликована в журнале "Food Market Magazine" 2005 №8
|