Штриховое кодирование – необходимость для производителей продуктов питания
Все больше и больше производителей продуктов питания начинают внедрять системы для печати штрих-кода на этикетках своей продукции. В статье под названием «Маркировка продуктов питания» мы уже затронули такой вид маркировки продукции, как штрих-код. Сегодня рассмотрим значение штрих кода для участников рынка продуктов питания более подробно.
Начнем с того, что продукты питания – это потребительские продукты, система распределения которых часто содержит несколько уровней. Сегодня оптовая, мелкооптовая и розничная торговля продуктами питания – наиболее динамично развивающиеся в нашей стране направления. Но столь сложные зачастую многоуровневые системы распределения приводят к актуальности вопросов учета и контроля товарных потоков. Решением подобных проблем является использование систем штрихового кодирования.
Существует множество различных систем штрихового кодирования, но следует упомянуть о двух наиболее распространенных и популярных во многих странах видах кода: -
- UPC (Universal Product Code) – эта система была принята в 1970-х годах в США, включает 12 цифровых знаков и является стандартным кодом для США и Канады,
- EAN (European Article Numbering) – эта система штрихового кодирования была принята в 1977 году в Европе, включает 13 цифровых знаков и действует сегодня на территории большинства стран Европы, в том числе и России.
EAN является наиболее популярным штриховым кодом. С 2000 года действует следующее распределение цифровых знаков на этом коде:
- первые три цифры – код страны,
- следующие шесть – код предприятия,
- последующие три знака – номенклатурный код товара
- последний - контрольный знак.
Системы штрихового кода выполняет следующие функции – информационную, идентификационную, контрольную. С помощью действующей системы штрихового кода участники рынка могут выстраивать, корректировать и контролировать потоки товаров, реализовывать столь популярную сегодня систему just in time, предоставлять актуальную, своевременную и точную информацию о наличии товара, его движении и реализации в аналитический центр компании и т.д.
Штрих-код как вид маркировки предполагает наличие на разных уровнях дистрибьюции как минимум трех устройств: на уровне производства - принтер для печати этикеток или типографское оборудование, на уровне оптовой, мелкооптовой и розничной торговли – компьютерная система с соответствующим программным обеспечением и периферийным оборудованием (считывающий сканер).
Производитель делает свой выбор на основе условий и объемов производства продукции, если объем производства велик, то принтеры для печати этикеток становятся неэффективны, и делается выбор в пользу типографской печати этикеток со штрих-кодом. Недостатком типографской печати является:
- большой объем заказа этикеток для обеспечения эффективности,
- отсутствие возможности печати этикеток с индивидуальной информацией,
- отсутствие системы «быстрого реагирования» на изменения.
Одним словом, используя услуги типографии, целесообразно размещать заказ на большое число унифицированных этикеток со стандартной информацией о товаре. Такие данные как, срок изготовления, срок годности, серия, упаковщик и т.д. обычно позже проставляются на уже готовых этикетках автоматизировано или вручную.
Возможно, с развитием в нашей стране цифровой печати, уникальность этой технологии позволит производителям размещать заказы на небольшие партии этикеток с индивидуальной информацией и по разумной цене. Но сегодня, цифровая печать только начинает завоевывать свои позиции на рынке печатной продукции.
Для использования штрих-кода в качестве идентификатора необходимо создание целой автоматизированной системы, используя компьютерную сеть, оборудованную такими периферийными устройствами, как считывающие сканеры. Сканеры могут быть ручные и стационарные, ПЗС и лазерные. В ПЗС-сканерах используются светодиоды, в лазерных сканерах – лазерные диоды. Разная система объясняет различия этих сканеров при использовании: лазерные сканеры быстрее, надежнее, но несколько дороже. На рынке пользуются популярностью следующие производители считывающих сканеров PSC, Metrologic, Syntech, Denso и пр.
При выборе сканирующего устройства следует учитывать индивидуальные требования, формулируемые исходя из специфики применения устройства, расходуемый бюджет и такие показатели, как:
- Максимальное расстояние считывания,
- Максимальная ширина считываемого кода,
- Скорость сканирования,
- Длина волны,
- Условия окружающей среды для обеспечения нормальной работы (влажность, освещенность, температурный режим),
- Необходимое напряжение,
- Потребление электроэнергии,
- Ударопрочность.
Исходя из индивидуальных требований, выбирается оптимальная модель сканирующего устройства, которая устанавливается и настраивается под созданную автоматизированную систему.
Наряду с увеличением на продовольственном рынке продукции, имеющей этикетку и штриховой код, часто возникают трудности с чтением штрих-кода. Иногда причиной могут быть несоответствие штрих-кода и считывающего устройства. Но часто причиной является не выполнение международных правил и требований по нанесению штрихового кода, регламентирующие цвет, фон штрих-кода, расстояние до краев упаковки и т.д. Поэтому к вопросу нанесения штрихового кода необходимо относится очень ответственно, иначе штриховой код станет лишь частью дизайна, дополнительным «украшением» маркировки.
Как уже было сказано, штриховое кодирование продукции – это необходимость для производителей питания сегодня. Более того, это возможность автоматизации логистической системы, которая включает закупки, складирование, движение товаров и документов, для производителя это также возможность защиты товара от фальсификаций и подделок.
ОБСУДИТЬ эту статью на форуме
03.11.2001.
Алена Родина
|