Система ММЦ: Система межрегиональных маркетинговых центров
English English Italiano Italiano
О Системе ММЦ География Новости организации События СМИ о нас Контакты
Услуги

Развитие международного сотрудничества

Поиск и подбор партнеров в регионах

Маркетинговые исследования

Продажа готовых обзоров
Деловые миссии в регионы
Реестр конкурентоспособных предриятий
Базы данных

Предприятия

Деловые предложения

Инвестиционные проекты

Мероприятия

Реестр маркетинговых работ
Сервис портала

Визитные карточки

Создание сайта на нашем портале

Подписки
Справочная информация
Сведения о регионах
В помощь маркетологу
Региональные маркетинговые центры в Системе ММЦ
ММЦ "САНКТ-ПЕТЕРБУРГ"

Год основания: 1997 год
Руководитель: Коновалова Елена Борисовна
Интервьюерская база: 10 человек

Наши аналитические статьи и обзоры
Обзор российского рынка растительного масла

Обзор российского рынка растительного масла

Согласно результатам исследований, проведенных компанией «Бизнес Аналитика», емкость российского рынка растительного масла в 2004 году составила около 850 млн. литров в натуральном выражении и порядка 1,1 млрд. долларов США в стоимостном выражении.

Динамику производства растительного масла в России за последние пять лет отражает график, представленный на рисунке 1. Данные графика показывают, что в период с 2000 по 2002 год объем производства растительного масла снижался, однако в 2003 и 2004 году наблюдался рост производства.

Рисунок 1.
Производство растительного масла в России в 2000 – 2004 гг., тыс. тонн (по данным Госкомстата)

Тенденция к увеличению производства растительного масла сохраняется и в текущем году. По данным Госкомстата России, производство растительного масла в первом полугодии текущего года составило 1004,1 тыс. тонн, превысив аналогичный уровень предыдущего года на 5,1%. Выработка подсолнечного масла увеличилась на 5%, тогда как соевого сократилась на 6,2%, а кукурузного – на 20,1%. Производство рафинированного масла уменьшилось по сравнению с предыдущим годом на 4,5%. Доля рафинированного масла в структуре производимых масел сократилась и составила 32,6%, против 35,9% в 2004 году.

Основными производителями растительного масла являются: Краснодарский край – 45% всего производства (по данным Госкомстата на сентябрь 2003 года); Ростовская область – 18%; Белгородская область – 11%; Ставропольский край – 8%; Воронежская область – 6%; Волгоградская область – 5% (см. рисунок 2). Специалисты Госкомстата России оценивают загрузку предприятий по производству растительного маcла как частичную (в сентябре лишь на 40%), в соответствии с чем отмечается, что российский рынок растительного масла имеет существенный производственный потенциал для роста.

Рисунок 2.
Доли российских регионов в производстве растительного масла

По оценкам экспертов, в мире объем производства растительного масла оценивается в 90 млн. тонн в год, в том числе 7,6 млн. тонн подсолнечного масла. Доля России в мировом производстве растительного масла составляет 1,5%. По производству подсолнечного масла Россия занимает третье место после Аргентины и Евросоюза, выпуская в год 0,8 - 1,3 млн. тонн. Объем импорта растительного масла в России варьируется, составляя от 0,6 млн. до 0,95 млн. тонн в год.

Согласно официальным статистическим данным, в первом полугодии текущего года импорт растительного масла вырос на 35,1% относительно аналогичного уровня 2004 года. Наиболее существенно увеличился ввоз пальмового (на 65,5%), соевого (на 44,2%) и кокосового масла (на 21,2%), что связано с низкими мировыми ценами и незначительным производством в России. Импорт подсолнечного масла сократился на 10,6%, рапсового – на 54,9%, прочих – на 52 % в связи с увеличением отечественного производства при высоких ценах на мировом рынке.

В первом полугодии текущего года вырос объем оптовых и розничных продаж растительного масла по отношению к прошлому году на 23,7% и 10,1% соответственно. С увеличением предложения растительного и, в частности, подсолнечного масла повысился экспорт, который по подсолнечному маслу в первом полугодии 2005 года составил 168,6 тыс. тонн (что на 65,9% больше чем в 2004 году). Преимущественная часть экспорта подсолнечного масла направлена в страны дальнего зарубежья (90,5%): Италию (42,8 тыс. тонн), Турцию (27,5 тыс. тонн), Грецию (19,0 тыс. тонн), Египет (18,0 тыс. тонн), Испанию (15,9 тыс. тонн).

Интерес стран Европы к российскому подсолнечному маслу связан прежде всего с удобством его доставки и льготным режимом вывоза из России (таможенных вывозных пошлин на подсолнечное масло нет). Цены на подсолнечное масло на мировом рынке в текущем сезоне были в среднем на 6,6% выше, чем в прошлом, что также создавало благоприятные условия для экспорта.

В потреблении растительного масла россиянами в последние годы наблюдается тенденция к росту. Как отмечают эксперты компании «Бизнес Аналитика», в 2004 году по отношению к 2003 году прирост объемов потребления растительного масла составил порядка 5%. Невысокие темпы роста эксперты связывают с насыщенностью рынка в плане потребления – практически все домохозяйства уже являются потребителями растительного масла. В такой ситуации рост потребления возможен лишь за счет увеличения частоты потребления растительного масла, а реализация этой задачи для производителей гораздо более сложна, чем привлечение новых потребителей.

По оценкам экспертов (в частности, аналитиков компании «Качалов и коллеги», аналитиков группы компаний «Эфко»), тенденция увеличения потребления россиянами растительного масла сохранится и усилится в перспективе ближнего будущего. Основанием для подобных прогнозов выступает тот факт, что, согласно данным Госкомстата, по итогам 2004 года в России потребление растительного масла в расчете на душу населения составило около 10 л. Этот показатель, хотя выше среднедушевого потребления в 2002 и 2003 годах (см. рисунок 3), все же заметно отстает от показателей, характерных для стран Евросоюза и США, где потребление растительного масла в расчете на душу населения составляет от 15 до 26 л в год.

Отмеченный факт свидетельствует о наличии возможностей для увеличения объемов потребления растительного масла в России, а также о привлекательности российского рынка растительного масла для инвестиций и производителей, намеренных расширять производство.

Рисунок 3.
Потребление растительного масла в России в среднем на душу населения, 2001 – 2004 гг., кг

Исследования потребительских предпочтений различных типов растительного масла, проведенные компанией «Бизнес Аналитика», свидетельствуют о том, что наиболее предпочитаемым среди российских потребителей является подсолнечное масло, на которое приходится более 80% продаж, как по объему, так и по стоимости (см. рисунок 4).

Рисунок 4.
Доли разных типов растительного масла на российском рынке в 2004 году (по стоимости), %

Лидирующие позиции, занимаемые подсолнечным маслом, связаны, с одной стороны, с устоявшимися вкусами отечественных потребителей, с другой стороны – с демократичной ценой подсолнечного масла, обеспечивающей его доступность для широких социальных слоев. В течение 2004 года в сегменте подсолнечного масла наблюдалось увеличение продаж, происходившее за счет вытеснения с рынка дешевых рапсового, соевого и других масел.

Доля менее привычных для россиян и существенно более дорогих по отношению к подсолнечному маслу кукурузного и оливкового масел незначительна. В 2004 году доля кукурузного масла на российском рынке составила 4,4% в натуральном выражении и 5,0% в стоимостном выражении, доля оливкового масла – 0,5% в натуральном и 2,6% в стоимостном выражении.

По мнению экспертов компании «Бизнес Аналитика», наличие связи между видами растительного масла и ценой позволяет соотнести типы растительного масла с ценовыми сегментами. Так, рапсовое масло и соевое масло составляют нижний ценовой сегмент рынка растительного масла. Большая часть подсолнечного масла соответствует среднему ценовому сегменту. Более дорогое подсолнечное масло, а также кукурузное масло составляют высокий ценовой сегмент. Сегмент «премиум» представлен оливковым маслом. С этой точки зрения, наблюдаемое увеличение объемов продаж подсолнечного масла за счет вытеснения соевого и рапсового масел можно интерпретировать как постепенное сокращение доли дешевой продукции и, соответственно, увеличение значимости качества продукта как фактора выбора конкретной марки.

Отмеченное ценовое различие между типами растительного масла находит свое отражение и в сравнении ситуации по регионам. Так, в структуре более обеспеченных регионов, таких как Москва и Московская область, а также Северо-Западный федеральный округ, удельный вес кукурузного и оливкового масел заметно выше, чем в Центре и на Юге России, на Урале, Дальнем Востоке и в Сибири.

Согласно результатам исследований, проведенных компанией «Бизнес Аналитика», в 2004 году на рынке растительного масла в России лидировала агропромышленная группа «Юг Руси» (г. Ростов-на-Дону), представляющая торговую марку «Золотая Семечка». Продукция этого производителя представлена в 70% торговых точек по России.

Второе и третье места, по итогам года, с равными долями разделили компания Bunge с продукцией под торговой маркой «Олейна» и «Русская Бакалея» (ТМ «Злато»). Они также, вне всяких сомнений, могут быть отнесены к общероссийским игрокам – их дистрибьюция покрывает около 60% розницы.

Четвертое и пятое места, соответственно, остались за Molinos и ЗАО АПИК «Эфко» (ТМ «Слобода»). Однако в настоящее время Molinos после продажи своей основной марки Ideal, на которую приходилось около 7% рынка по стоимости, утратил свои позиции. Его место в рейтинге занимает ОАО «Валуйский комбинат растительных масел» (г. Валуйки Белгородской области), продукция которого представлена марками Milora и «Раздолье».

Суммарная доля рынка, занимаемая перечисленной пятеркой игроков, составила 52,4% по стоимости. Таким образом, значительная часть рынка растительного масла в настоящее время остается за небольшими локальными производителями. А для крупных игроков открыта возможность для роста посредством экспансии во все регионы страны и вытеснения с рынка малых производителей.

Подводя итог обзора, сформулируем краткие выводы:

- В первом полугодии текущего года производство растительного масла в России возросло по отношению к аналогичному периоду прошлого года, тенденция роста производства, наблюдаемая в течение последних двух лет сохраняется.

- В первом полугодии текущего года заметно увеличился экспорт растительного масла. Одновременно увеличились импортные поставки других видов масел, в частности пальмового и соевого.

- Розничное потребление растительного масла с 2003 года по настоящее время характеризуется тенденцией к росту, в ближайшем будущем (до 2010 года) эксперты прогнозируют дальнейшее увеличение потребления растительного масла россиянами (до 16-18 кг на человека в год).

- Наиболее предпочитаемым среди российских потребителей является подсолнечное масло, на которое приходится более 80% продаж, как по объему, так и по стоимости. Предпочтение подсолнечного масла связано с устоявшимися вкусами отечественных потребителей, а также с демократичной ценой, обеспечивающей доступность для широких социальных слоев.

ММЦ «Москва»

 
2003 - 2024 © НДП "Альянс Медиа"
Правила републикации
материалов сайтов
НП "НДП "Альянс Медиа"

Политика конфиденциальности