Обзор российского рынка водки
Объем российского рынка водки в настоящее время составляет порядка 2,7 млрд. литров в год (по результатам исследований компании «Бизнес Аналитика»).
По экспертным оценкам, в России насчитывается более 450 заводов по производству спиртных напитков. Всего за 2003 год в Российской Федерации произведено 134,88 млн. дал водки и ликеро-водочной продукции на сумму 44,18 млрд. руб. (без учета НДС и акциза). Объем производства водки в 2003 году по сравнению с 2002 годом снизился на 3,3%, однако в 2004 году увеличился по отношению к 2002 году на 0,6%.
По итогам первого полугодия 2004 года 10 ведущих российских компаний обеспечили 52,6% объема продаж водки (по стоимости), первые 20 компаний обеспечили 71,4% продаж. Рейтинг ведущих российских предприятий-производителей по доле в общем объеме продаж водки представлен в таблице 1 (по результатам исследований компании «Бизнес Аналитика»).
Таблица 1. Рейтинг основных производителей водки в России 1
Компании |
Позиция в рейтинге |
1-е пол. 2003 г. |
1-е пол. 2004 г. |
ОАО “Московский завод «Кристалл»” |
1 |
1 |
ТПГ «Кристалл» |
- |
2 |
ЗАО «Веда» |
4 |
3 |
ОАО «Русская винно-водочная компания» |
3 |
4 |
ЗАО «Ливиз» |
2 |
5 |
ООО «ОСТ-АЛКО» |
9 |
6 |
«Татспиртпром» |
7 |
7 |
ГК «Виноградов» |
- |
8 |
ГК «Русский алкоголь» |
- |
9 |
ОАО «Исток» |
5 |
10 |
Как показывают данные таблицы, в рейтинге ведущих производителей в первом полугодии 2004 года по отношению к ситуации первого полугодия 2003 года произошли заметные изменения. В частности, появились три новых игрока: ТПГ «Кристалл», вышедшая в группу лидеров после выкупа у ОАО “МЗ «Кристалл»” торговых марок «белое золото», «Гжелка» и «Черный кристалл» и некоторых других; ГК «Виноградов»; и ГК «Русский алкоголь», образованная на базе ЗАО “ЛВЗ «Топаз»”.
Согласно данным Росстата, в 2004 году по отношению к 2003 году розничные продажи крепкого алкоголя в России увеличились на 1,9% в натуральном выражении. Розничные продажи алкогольных напитков и пива в 2004 году составили 137,2 млн. дал, что на 4,7% больше, чем в 2003 году. Потребление алкоголя на душу населения также возросло, так, в 2004 году на душу населения приходилось 9,5 литра абсолютного алкоголя, тогда как в 2003 году – 9,1 литра.
Основную долю продаж водки составила продукция отечественного производства, вместе с тем, как показывают результаты исследований, проведенных компанией «ВладВнешСервис»2 , в 2004 году резко увеличились объемы импортных поставок водки в Россию, наряду с сокращением экспорта водочной продукции почти в 2 раза (см. рисунок 1). По итогам 2004 года объем импортных поставок водки составил 47,4 млн. долларов США, тогда как в 2003 году этот показатель равнялся 21 млн. долларов США. В первом полугодии 2004 года по отношению к аналогичному периоду 2003 года рост импортных поставок водки в Россию составил порядка 90% в стоимостном и 134% в натуральном выражении. Объем экспортных операций по водке в 2004 году измерялся в 34 млн. долларов США, тогда как в 2003 году - в 54,5 млн. долларов США.
Рисунок 1.
Динамика российских внешнеторговых потоков водки в 2003 – 2004 гг., млн. долл. США
Основным экспортером водки в Россию является Украина. По данным, приводимым компанией «ВладВнешСервис», объем поставок в Россию украинской водки в первом полугодии 2004 года составил 6487,6 тыс. литров, тогда как в первом полугодии 2003 года – 1908 тыс. литров. Объемы водочной продукции, поставляемой в Россию из других стран, существенно ниже, значимой динамики объемов поставок в 2004 году по сравнению с 2003 годом здесь не наблюдалось. В частности, объем закупок водки из Германии в первом полугодии 2004 года равнялся 193 тыс. литров, в первом полугодии 2003 года – 246,4 тыс. литров. Объем закупок водки из Швеции за те же временные периоды - 168,7 тыс. и 166,8 тыс. литров соответственно. Объем закупок из Финляндии – 162,4 тыс. и 177,6 тыс. литров. Объем закупок из Франции – 110,6 тыс. и 95,9 тыс. литров.
Таким образом, рост импорта водки в Россию связан главным образом с увеличением поставок из Украины, где наблюдается значительный прирост объемов производства водки. Вслед за экспертами компании «ВладВнешСервис», назовем ведущих украинских игроков на российском рынке по итогам 2004 года. Это Nemiroff (г. Немиров Винницкой области), ЗАО «Первый ликероводочный завод» (г. Одесса), ООО «Союз-Виктан» (г. Киев).
Помимо особенностей динамики внешнеторговых потоков водки, одной из основных характеристик рассматриваемого товарного рынка ряд экспертов выделяет динамику продаж водки разных ценовых сегментов внутри России.
В ценовой структуре рынка водки выделяются пять основных сегментов. По оценкам экспертов компании «Бизнес Аналитика», границы этих сегментов можно определить следующим образом 3 :
- дешевый ценовой сегмент (менее 1,7 доллара США за 0,5 литра);
- низкий ценовой сегмент (1,7 - 2 доллара США за 0,5 литра);
- средний ценовой сегмент (2 - 4 доллара США за 0,5 литра);
- высокий ценовой сегмент (4 - 7 долларов США за 0,5 литра);
- сегмент «премиум» (более 7 долларов США за 0,5 литра).
В настоящее время преимущественную долю в продажах составляет водка среднего ценового сегмента (см. рисунок 2), включающего продукцию таких производителей, как: ОАО “МЗ «Кристалл»” (ТМ «Посольская», «Праздничная», «Старая Москва»); ТПГ «Кристалл» (ТМ «Гжелка»); ЗАО «Ливиз» (ТМ «Дипломат», «Охта», «Санкт-Петербург»); ЗАО «Веда» (ТМ «Вальс Бостон», «Матрица», «Русский размер»); ОАО «РВВК» (ТМ «Флагман»).
Существенная доля продаж приходится также на водку нижнего ценового сегмента, производимую, в частности, такими предприятиями, как: «Башспирт» (ТМ «Белебеевская», «Сталковская»); ОАО «Исток» (ТМ «Исток»); «Татспиртпром» (ТМ «Казанская», «Чистопольская»); ГК «Русский алкоголь» (ТМ Голубой топаз», «Гербовая»).
Рисунок 2.
Распределение продаж водки по ценовым сегментам в 2002 – 2003 гг., доли по стоимости (по результатам исследований компании «Бизнес Аналитика»)3
Доля продаж водки верхнего ценового сегмента и сегмента «премиум», как и «дешевой» водки, незначительна. Однако, по мнению ряда экспертов, в настоящее время на российском рынке прослеживается тенденция смещения потребительских предпочтений крепких спиртных напитков, в частности – водки, в сторону более дорогих торговых марок, более качественной продукции. Об этой тенденции свидетельствуют и данные диаграммы, а именно – динамика потребительских предпочтений в 2002 – 2003 годах водки среднего ценового сегмента и сегмента «премиум», представленного, в частности, такими марками: «Белое золото» (ТПГ «Кристалл»), «Русский стандарт» (Roust. Inc.), Absolut (V& S Vin & Spirit AB, Швеция), Finlandia (Brown-Forman Corporation, США).
Потребление водки в России в последние годы характеризуется тенденцией к незначительному сокращению. Так, по данным, приводимым компанией «Бизнес Аналитика», в 2004 году россиянами выпито 2,65 – 2,7 млрд. литров водки, что на 1,5% меньше, чем в 2003 году. При этом в стоимостном выражении динамика рынка была положительной, прирост составил 3-4%.
Результаты исследований, проведенных Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ) в 2004 году 4 , свидетельствуют о том, что наиболее предпочитаемыми среди российских потребителей марками водки в настоящее время являются «Гжелка» (ТПГ «Кристалл»), «Столичная» (ФКП «Союзплодимпорт»), «Флагман» (ОАО «РВВК») и некоторые другие (см. рисунок 3).
Рисунок 3.
Предпочтения потребителей водки по маркам, % *
* - при возможности множественного выбора для респондентов
Как видно из данных, представленных в диаграмме на рисунке 3, на долю десяти наиболее популярных марок приходится 57,7% ответов. В 77,6% случаев потребителями были названы региональные торговые марки.
Результаты исследований, проведенных ВЦИОМ, позволяют выделить различия потребительских предпочтений водки в связи с фактором возраста, пола, доходов. Так, мужчины чаще, чем женщины, употребляют региональные марки водки – соответственно 91,2 против 66,2%. Возможно, наблюдаемое различие связано с тем, что мужчины в целом чаще пьют водку, и, соответственно, при ее покупке в большей мере ориентируются на опыт употребления, чем на марку. Женщины же, напротив, приобретая продукт, который они не очень хорошо знают, ориентируются скорее на общеизвестный брэнд и качество, гарантированное им.
Возрастные различия в потребительских предпочтениях проявляются, в частности, в том, что молодежь и пенсионеры больше доверяют общеизвестным маркам – их выбирают 67–68% респондентов, относящихся к этим возрастным группам, – а люди среднего возраста в основном доверяют местному производителю – 86%.
Связь между уровнем доходов потребителей и предпочтением тех или иных марок водки проявляется, в частности, в том, что потребители с высоким месячным доходом более лояльны к общероссийским брэндам, тогда как потребители с низким уровнем месячного дохода в большей мере предпочитают более дешевые региональные марки. Примечательно, что вне зависимости от уровня доходов региональные марки водки употребляются потребителями в большинстве случаев (от 75 до 90% для групп с разным уровнем доходов).
Сформулируем краткое резюме по итогам проведенного обзора:
- В последние годы отечественные производители водки усиливают свои позиции на внутреннем рынке, активно продвигаясь и на внешние рынки. На долю 10-12 ведущих игроков на сегодняшний день приходится около 50% продаж.
- Внешнеторговый рынок водки в России меняется быстро, в 2004 году, в противоположность тенденции 2001 – 2003 годов, он характеризовался тенденцией к росту объема импортных поступлений и сокращению объема экспортных операций.
- Несмотря на то, что водка по-прежнему является наиболее предпочитаемым алкогольным напитком россиян, внутренний рынок в настоящее время характеризуется тенденцией к стагнации. По прогнозам ряда экспертов, в будущем потребление водки россиянами будет медленно сокращаться.
- Основными тенденциями динамики потребительских предпочтений водки, уже набирающими силу в настоящем и, по мнению ряда экспертов, ожидаемыми в ближайшем будущем, выступают: рост доли продукции среднего и высокого ценовых сегментов, увеличение лояльности к ней потребителей; большее предпочтение общероссийских брэндов, которые в настоящее время остаются менее популярными, чем региональные торговые марки.
1 См. Российский продовольственный рынок (Russian Food & Drinks Market). 2005. №2.
2 См. Российский продовольственный рынок (Russian Food & Drinks Market). 2005. №3.
3 См. Российский продовольственный рынок (Russian Food & Drinks Market). 2004. №3.
4 См. Российский продовольственный рынок (Russian Food & Drinks Market). 2005. №4.
ММЦ «Москва»
|