Система ММЦ: Система межрегиональных маркетинговых центров
English English Italiano Italiano
О Системе ММЦ География Новости организации События СМИ о нас Контакты
Услуги

Развитие международного сотрудничества

Поиск и подбор партнеров в регионах

Маркетинговые исследования

Продажа готовых обзоров
Деловые миссии в регионы
Реестр конкурентоспособных предриятий
Базы данных

Предприятия

Деловые предложения

Инвестиционные проекты

Мероприятия

Реестр маркетинговых работ
Сервис портала

Визитные карточки

Создание сайта на нашем портале

Подписки
Справочная информация
Сведения о регионах
В помощь маркетологу
Региональные маркетинговые центры в Системе ММЦ
ММЦ "ВОЛГОГРАД"

Год основания: 2005
Руководитель: Кузнецов Павел Игоревич
Штатных сотрудников: 7 человек
Интервьюерская база: 75 человек

Наши аналитические статьи и обзоры
Молока мало, а «молочки» много

Молока мало, а «молочки» много

В январе – июне т.г., по данным Центра рыночной информации АПК, валовой надой молока во всех категориях хозяйств составил 15624,8 тыс. т, что на 607,6 тыс. т меньше соответствующего уровня прошлого года. Сокращение производства молока отмечалось в сельхозорганизациях и хозяйствах населения, где его получено, соответственно на 315,3 и 305,6 тыс. т меньше. В крестьянских (фермерских) хозяйствах надоено на 13,1 тыс.т. молока больше (диагр.1).

Диаграмма 1.

Тем, не менее, рост продуктивности коров в текущем году продолжился более высокими в отличие от прошлого года темпами. В январе-июне этого года надой молока на 1 корову в сельхозорганизациях составил 1660 кг или превысил уровень предыдущего года на 85 кг (5,4%), при росте надоев в I полугодии 2004 года на 33 кг (2,1%).

Но достигнутый в этом году уровень продуктивности не компенсировал снижение производства молока в результате сокращения численности коров как в сельхозорганизациях, так и в хозяйствах населения, темпы которого были выше прошлогодних. В крестьянских (фермерских) хозяйствах поголовье коров продолжало увеличиваться, но в отличие от прошлого года менее высокими темпами (табл.1).

Таблица 1.
Численность коров в Российской Федерации на 1 июля (по данным Росстата), тыс. голов.

2004г. 2005г. 2005г. в % к 2004г Справочно 2004г. в % к 2003г.
Все категории хозяйств 10993,3 10187,3 92,7 94,3
в том числе:
сельхозорганизации 4956,7 4515,8 91,1 92,1
личные хозяйства населения 5668,6 5294,3 93,4 95,6
крестьянские (фермерские) хозяйства 368 377,2 102,5 106

По оценке Росстата, усиление тенденции сокращения поголовья коров в сельхозорганизациях в прошедшем году, которое остается доминирующим фактором снижения производства, вызвано рядом причин, основной из которых является состояние кормовой базы. Обеспеченность коров кормами в сельхозорганизациях в текущем году была выше прошлогоднего уровня, однако это не способствовало замедлению темпов сокращения их численности. Кроме того, низкое качество кормов не позволяет получить уровень молочной продуктивности коров, соответствующий генетическим возможностям используемых пород, что отрицательно сказывается на объемах производства молока.

Импорт сливочного масла и молока сократился, а сыра - продолжал расти. Объемы экспорта молочных продуктов были незначительны.

Доля импорта в ресурсах молока и молокопродуктов (в пересчете на молоко) в I полугодии т.г., по данным Росстата, составила 14,6%, что практически соответствует аналогичному показателю предыдущего года (14,1%).

По оперативным данным Федеральной таможенной статистики (ФТС) России (без учета поставок из Республики Беларусь), в январе-июне 2005 г. импорт сливочного масла и молока и сливок сгущенных по сравнению с прошлым годом существенно сократился, соответственно на 31% и 36 процентов. Вместе с тем продолжался рост импортных поставок сыра, составив почти 18 процентов.

Диаграмма 2.

Кроме того, в I полугодии этого года импортировано существенно больше молочных продуктов из Республики Беларусь. По данным Росстата, в январе-июне 2005 года здесь было закуплено 23,7 тыс.т сливочного масла (в аналогичном периоде 2004 г. – 16,8 тыс.т), 25,7 тыс.т сыра (2004 г. – 21,6 тыс.т.), 80,7 тыс.т сырого молока (2004 г. – 49,1 тыс.т), а также 48,9 тыс.т молока и сливок сгущенных (2004 г. – 38,3 тыс.т). Следует отметить, что поставки молока и сливок сгущенных из Беларуси превысили общий объем импорта аналогичной продукции из других стран в 3,2 раза.

В январе-июне этого года ввоз основных видов молочной продукции (кроме сыра) из стран СНГ (без учета Республики Беларусь) существенно сократился за счет снижения импорта из Украины, которая является основным из этой группы стран экспортером молочной продукции в Россию. Вместе с тем сыра в странах Содружества закуплено на 34,5% больше, в том числе в Украине – на 33,4 процента. Поставки сыра из стран дальнего зарубежья увеличились, а сливочного масла – существенно сократились:

Таблица 2.
Импорт молочной продукции в I полугодии 2004-2005 гг. по странам (без учета Республики Беларусь), тыс.т (данные ФТС России)

2004г. 2005г. 2005г. в %
к 2004г.
Молоко и сливки сгущенные (код ТН ВЭД 0402)
Дальне зарубежье
СНГ
Всего
1,3
21,0
22,3
1,6
13,7
15,3
123,1
65,2
68,6
Масло сливочное (код ТН ВЭД 0405)
Дальне зарубежье
СНГ
Всего
42,0
17,0
59,0
29,4
8,2
37,6
70,0
48,2
63,7
Сыр (код ТН ВЭД 0406)
Дальне зарубежье
СНГ
Всего
58,9
36,5
95,4
63,3
49,1
112,4
107,5
134,5
117,8

В результате в структуре импорта сливочного масла и молока и сливок сгущенных удельный вес стран СНГ снизился, а сыра - несколько увеличился.

Диаграмма 3.

Основным экспортером молочной продукции из стран СНГ в Россию остается Украина. В отчетном периоде здесь было закуплено 88,5% от общих объемов импорта молока и сливок сгущенных, 22% сливочного масла и 43% сыра. Основными экспортерами сливочного масла в Россию из стран дальнего зарубежья были: Новая Зеландия (32% объема импорта), Финляндия (20%) и Германия (8,4%), а сыра – Германия (23%) и Литва (8%).

Сокращению импорта сливочного масла из стран дальнего зарубежья и, особенно, из стран СНГ способствовал более высокий по сравнению с прошлым годом уровень экспортных цен. Так, средняя контрактная цена на сливочное масло, закупаемое в странах дальнего зарубежья в январе-июне т.г. составила 1935 долл./т, в странах СНГ – 1695 долл./т, а в аналогичном периоде 2004 года – 1570 долл./т. и 1376 долл./т соответственно.

Средняя контрактная цена на сыр также была выше и составила по странам дальнего зарубежья 2251 долл./т, а странам СНГ – 2794 долл./т против, соответственно, 1894 и 2256 долл./т в 2004 году.

Экспорт молока и сливок сгущенных в отчетном периоде увеличился почти на треть, сыра - на 48%, а сливочного масла - снизился на 16 %.

Диаграмма 4.

Поставки молочной продукции на экспорт осуществлялись в основном в страны СНГ, в частности в Казахстан. Кроме того, в Республику Беларусь, экспортировано 5,5 тыс. т молочных продуктов, что составляет 70% от соответствующего уровня прошлого года.

Следует заметить, что объемы экспортной торговли молочными продуктами в настоящее время не оказывают заметного влияния на состояние российского рынка данной продукции, так как их доля в использовании ресурсов молока и молокопродуктов (в пересчете на молоко) незначительна. В I квартале 2005 года, например, она составляла всего 1,2 процента.

В январе-июне т.г. молокоперерабатывающими предприятиями выработано больше, по сравнению с прошлым годом, цельномолочной продукции, сыра и молочных консервов. Производство масла животного, сухого цельного молока и нежирной молочной продукции, напротив, снизилось (табл.3). В условиях сокращения отечественной сырьевой базы рост производства некоторых видов молочной продукции обеспечен за счет лучшего использования вторичного сырья и наполнителей растительного происхождения.

Таблица 3.
Производство молочной продукции в Российской Федерации в январе-июне 2004 - 2005 гг. по данным Росстата, тыс. т.

2004г. 2005г. 2005г. в % к 2004г.
Масло животное 130,1 127,6 98
Сыры жирные (включая брынзу) 165,9 174,1 105
Цельномолочная продукция 4521,5 4664,0 103
Сухое цельное молоко 43,9 39,0 89
Нежирная молочная продукция 252,6 215,6 85
Консервы молочные, муб 372,5 419,4 113

Спрос на все основные виды молочной продукции по сравнению с прошлым годом увеличился, что стимулировало рост объемов её производства. По данным Росстата, индекс физического объема продаж цельномолочной продукции в розничной торговле в январе-июне т.г. составил 106,9% к соответствующему периоду прошлого года, сыров жирных (включая брынзу) – 111%, масла животного – 108%, консервов молочных – 109,8 процентов.

Снижение производства молока в сельхозорганизациях способствовало дальнейшему росту цен его первичной реализации. Цены на масло и сыр находились под влиянием импорта.

Изменение цен сельхозпроизводителей на реализуемое молоко в 2005 году соответствовало динамике предыдущего года. В первые месяцы года цены реализации молока сельхозорганизациями традиционно повышались, а с апреля - постепенно снижались. В соответствии с данными Росстата, в январе-июне т.г. индекс цен первичной реализации молока относительно декабря предыдущего года составил 99,7%, что практически соответствует аналогичному показателю в 2004 году (99,9%). Уровень средней цены первичной реализации молока в январе - июне этого года был на 13,5% выше прошлогоднего и составил 6402 руб./т (без учета НДС).

Индексы цен перерабатывающей промышленности и потребительских цен на молочные продукты в текущем году были выше прошлогодних, особенно на сыр (табл.4). Однако, следует заметить, что как и в прошлом году, потребительские цены на молоко и молочные продукты, а также сливочное масло повышались медленнее, чем на продовольственные товары в целом и их рост не превышал уровень инфляции.

Таблица 4.
Индексы цен на отдельные виды молочной продукции в июне 2004 – 2005 гг. (в % к декабрю предыдущего года).

Цены производителей перерабатывающей
промышленности
Потребительские цены
2004 г. 2005 г. 2004 г. 2005 г.
Молоко цельное 101.6 103.2 95.9 98.1
Сметана 102.5 103.1 101.2 101.9
Творог жирный 100.9 102.5 102.5 102.2
Масло сливочное 90.5 99.3 99.1 102.4
Сыр твердый 97.6 106.9 102.0 109.6
Молоко цельное сухое 90.0 98.7 - -

Диаграмма 5.

Одним из факторов роста цен на масло и сыр в текущем году был более высокий, чем в прошлом году уровень цен импорта этих продуктов, доля которого в ресурсах остается значительной. В январе-июне т.г. импорт масла к его внутреннему производству составил 48%, а сыра – 79 процентов.

Действующий в настоящее время режим таможенно-тарифного регулирования импорта сливочного масла и сыра не обеспечивает конкурентоспособность отечественной продукции. Средняя импортная цена на границе (с учетом НДС и таможенных платежей) на масло, ввезенное из стран дальнего зарубежья в январе-июне т.г., была на 14% ниже цен отечественных производителей, а из стран СНГ – на 50 процентов. Аналогичная ситуация складывалась и по сыру. Например, средняя импортная цена на сыр (после таможенной очистки), ввезенный из Германии, на долю которой в январе-июне т.г. приходилось почти 23% его импортных поставок, была ниже цен отечественных производителей на 23 процента.

На заседании Межведомственной комиссии по защитным мерам во внешней торговле и таможенно-тарифной политики 24 марта 2005 г. было принято решение о дифференцированном повышении ставок ввозных таможенных пошлин на сыры (код ТН ВЭД 0406 90) в зависимости от таможенной стоимости ввозимой продукции:
• до 1,65 евро за кг — ставка 0,7 евро за кг;
• от 1,66 до 2,0 евро за кг — ставка 0,65 евро за кг;
• свыше 2,01 евро за кг — ставка 0,3 евро за кг.
В настоящее время проект постановления по данному вопросу находится на рассмотрении в Правительстве Российской Федерации.

Сохранение высоких темпов сокращения поголовья коров как в сельхозорганизациях, так и в хозяйствах населения, при существующем уровне их продуктивности, скорее всего, приведет к дальнейшему снижению валового надоя молока и повышению уровня цен его первичной реализации относительно прошлого года.

Учитывая высокую долю некоторых видов импортной молочной продукции на российском рынке, её влияние на ценовую ситуацию сохранится.

Выводы:
В январе-июне текущего года валовой надой молока в хозяйствах всех категорий по сравнению с аналогичным периодом прошлого года сократился. Снижение производства молока произошло в равной степени за счет сельхозорганизаций и хозяйств населения. Поголовье коров продолжало сокращаться более высокими, чем в прошлом году, темпами.

Тенденция повышения продуктивности коров в сельхозорганизациях сохранялась, однако это не позволило восполнить недобор продукции из-за сокращения численности коров.

Импорт сыра вырос, а сливочного масла и молока – сократился за счет существенного снижения их поставок из Украины. Ввоз молочной продукции из Республики Беларусь напротив увеличился. Экспорт молокопродуктов по-прежнему незначителен.

Рост спроса на молочные продукты стимулировал наращивание выработки основных видов молочной продукции.

Снижение производства молока определило рост цен его первичной реализации. Повышение цен на импортируемые сливочное масло и сыр способствовало ускорению темпов роста внутренних цен на данную продукцию.

ММЦ «Москва»

 
2003 - 2024 © НДП "Альянс Медиа"
Правила републикации
материалов сайтов
НП "НДП "Альянс Медиа"

Политика конфиденциальности