Система ММЦ: Система межрегиональных маркетинговых центров
English English Italiano Italiano
О Системе ММЦ География Новости организации События СМИ о нас Контакты
Услуги

Развитие международного сотрудничества

Поиск и подбор партнеров в регионах

Маркетинговые исследования

Продажа готовых обзоров
Деловые миссии в регионы
Реестр конкурентоспособных предриятий
Базы данных

Предприятия

Деловые предложения

Инвестиционные проекты

Мероприятия

Реестр маркетинговых работ
Сервис портала

Визитные карточки

Создание сайта на нашем портале

Подписки
Справочная информация
Сведения о регионах
В помощь маркетологу
Региональные маркетинговые центры в Системе ММЦ
ММЦ "ВОЛГОГРАД"

Год основания: 2005
Руководитель: Кузнецов Павел Игоревич
Штатных сотрудников: 7 человек
Интервьюерская база: 75 человек

Наши аналитические статьи и обзоры
Обзор российского рынка отделочных материалов

Обзор российского рынка отделочных материалов

Рынок отделочных материалов в России переживает период активного роста. Основным катализатором развития рынка является активность строительной отрасли. Согласно данным статистики, строительный комплекс Российской Федерации, объединяющий более 140 тыс. организаций и промышленных предприятий и более 10 тыс. проектно-изыскательных фирм различной формы собственности, обеспечил в первой половине 2004 года ввод нового жилья в объеме 13,161 тыс. кв.м, что составило 103,6% к аналогичному периоду 2003 года. Активность населения в сфере строительства и ремонта также остается высокой и, по мнению ряда экспертов, весьма вероятно продолжит свой рост в будущем.

В последние годы объем розничных продаж отделочных материалов характеризуется стабильным ростом – в денежном выражении на 10-15% в год (по материалам журнала «Эксперт»)1 . По оценкам аналитиков агентства Symbol-Marketing, увеличение оборотов рынка отделочных материалов в России в 2005 году по отношению к 2004 году характеризовалось более высокими показателями – 30-40 процентов. Объем российского рынка отделочных материалов составляет порядка 6 млрд. долларов США, из которых порядка 1,5 млрд. долларов США приходится на Москву (по оценке аналитиков ОФГ).

Материалы исследований, проведенных агентством Symbol Marketing, а также группой «ИНЭК», позволяют дать характеристику емкости некоторых основных сегментов рынка отделочных материалов, выделить в этих сегментах основных отечественных производителей. Так, емкость российского рынка лакокрасочных материалов составляет 800-900 тыс. тонн. В России в отрасли лакокрасочных материалов работают около 100 производственных предприятий, их суммарная мощность более 2,5 млн. тонн в год. Около 60% производимой продукции выпускают 12 крупных предприятий. Среди них: ОАО «Лакокраска» (г.Ярославль), ОАО «Русские краски» (г. Ярославль), ООО «Текс» (г. Санкт-Петербург), Черкесское ХПО, ЗАО «Эмпилс» (г. Ростов-на-Дону).

Рынок сухих строительных смесей оценивается в 1 млн. тонн. До недавнего времени на российском рынке была представлена преимущественно продукция известных мировых производителей, таких как: Atlas (Польша), EMFI (Франция), Knauf (Германия), Semin (Франция) и некоторых других. Сегодня сухие строительные смеси изготавливает и ряд отечественных производителей, среди них: «Альфа-Пол», «КРЕПС», «Мастерок», «Петромикс», «Старатели» и другие.

Емкость российского рынка керамической плитки в 2002 году составила примерно 500 млн. долларов США. Производство керамической плитки для внутренней облицовки стен в 2002 году составило 39,6 млн. куб.м; производство керамической плитки для полов – 19,1 млн. куб. м. Ведущими предприятиями в отрасли являются: ЗАО «Велор», ОАО «Волгоградский керамический завод», ОАО «Нефрит-керамика», ОАО «Сокол», ОАО «Стройполимеркерамика», ОАО «Экспериментальный керамический завод». Наиболее крупным предприятием по производству керамической плитки является ЗАО «Велор» итальянской фирмы «Велко», производящее 8 млн. куб. метров плитки в год. Большая часть предприятий находится в Центральном регионе, здесь производится более 50% отечественной продукции керамической плитки.

Емкость рынка обоев в 2004 году составила 220-230 млн. стандартных рулонов, в стоимостном выражении – порядка 1 млрд. долларов США. Эксперты акцентируют тот факт, что в России спрос на обои характеризуется тенденцией к росту порядка 10% в год, тогда как в странах Евросоюза большинство потребителей отдает предпочтение более современным материалам – различным видам штукатурки и краски. По оценкам ассоциации «Рособои», объем отечественного производства обоев за 2004 год снизился на 11,8%, доля импорта на рынке по-прежнему превышает долю отечественной продукции. Среди ведущих российских производителей обоев: ЗАО «Декор» (г. Подольск), ЗАО «Московская обойная фабрика», ОАО «Мосстройпластмасс», ЗАО «Ростовбумага», ООО ПКП «Сыктывкарские бумажные изделия», ОАО «Тулабумпром».

В структуре продаж отделочных материалов основная доля (около 74%) принадлежит открытым рынкам, доля специализированных магазинов составляет 20%, на долю сетевых структур (OBI, «Старик Хоттабыч» и др.) приходится около 6% (см. рисунок 1).

Как сообщает «Коммерсантъ» 2 , в настоящее время в крупных российских городах наблюдается активный рост продаж отделочных материалов. В частности, Санкт-Петербург переживает настоящий бум продаж (рост на 25-30% в год) в магазинах формата DIY (do it yourself), реализующих отделочные материалы и интерьерные товары для дома. В Северной столице сетевые структуры формата DIY постепенно вытесняют с рынка более мелких игроков. Ряд крупных компаний (в частности, ООО «Корпорация СБР», корпорация «Искрасофт», немецкая сеть Obi, британская сеть Kingfisher и некоторые другие) уже объявил о намерении построить в Санкт-Петербурге собственные сети DIY, это порядка тридцати магазинов различной площади, преимущественно - гипермаркетов площадью от 10 тыс. кв. метров. В связи с подобными масштабными планами многие эксперты высказывают опасения в отношении того, что в случае успешной реализации всех проектов рынок весьма вероятно ждет избыток предложения.

Рисунок 1.
Структура продаж отделочных материалов на российском рынке, %
(по оценке аналитиков ОФГ)

Благоприятная ситуация, сложившаяся на российском рынке отделочных материалов, привлекает внимание зарубежных производителей, которые по многим позициям теснят отечественную промышленность. По различным оценкам, импорт составляет более 60% рынка отделочных материалов в России. При этом более половины всех товаров ввозится с использованием «серых» схем.

Опираясь на оценки ряда экспертов, дадим характеристику соотношения долей импортных и отечественных товаров в некоторых основных сегментах российского рынка отделочных материалов.

По оценкам аналитиков «ИТКОР», в сегменте пластиковых панелей доли продукции отечественного и зарубежного производства примерно равны (см. рисунок 2). Основными странами-экспортерами пластиковых панелей в Россию являются Бельгия и Франция. В частности, на московском рынке совокупная доля этих стран составляет 88% от общего объема импорта.

В сегменте ламинированного паркета до настоящего времени не представлены крупные российские предприятия, в связи с чем доля отечественного производства незначительна, не превышая 5% (по материалам журнала «Еврострой»). Основу предложения на российском рынке составляет ламинированный паркет из Германии и Польши. На две этих страны-производителя приходится 50 и 21% соответственно от общего объема импорта в Россию.

В сегменте МДФ-панелей представлены как отечественные («Союз»), так и зарубежные (Kronspan и др.) производители, доля импортной продукции составляет порядка 30% (по материалам исследований центра «Серебряная грань»).

Рисунок 2.
Структура отдельных сегментов российского рынка отделочных материалов по происхождению поставок, %
(по оценкам ряда экспертов)

В других сегментах рынка отделочных материалов соотношение отечественной и импортной продукции выглядит следующим образом. В сегменте лакокрасочных материалов доля импортной продукции в 2002 – 2003 годах составляла около 40% от общего объема потребления (по материалам исследований агентства Symbol Marketing) (см. рисунок 3). Наиболее популярными марками зарубежных производителей являются: Akzo Nobel, Meffert AG, Tikkurila. Основные страны-экспортеры лакокрасочных материалов в Россию – Германия, Финляндия, Швеция.

В сегменте керамической плитки доля импорта также оценивается примерно в 20%. Среди стран, экспортирующих керамическую плитку в Россию, наибольшая доля принадлежит Италии, Испании и Белоруссии (по данным РИА «РосБизнесКонсалтинг»).

В сегменте сухих строительных смесей доля импортной продукции составляет порядка 20%. Наиболее известными зарубежными производителями являются Knauf, Optiros (по материалам журнала «Красная линия»)3 . .

Рисунок 3.
Структура отдельных сегментов российского рынка отделочных материалов по происхождению поставок, %
(по оценкам различных экспертов)

В сегменте обоев доля импорта составляет до 60%. Среди зарубежных производителей, продукция которых широко представлена на российском рынке: ОАО «Белорусские обои», ОАО «Гомельобои» (Белоруссия); «Корюковская фабрика технических бумаг» (Украина, марка «Славянские обои»); BG, Imperial Decor, Forbo Lancaster (Великобритания); AS Creation, Erismann, Coswig, Marburg, Mohr, Rasch (Германия); Azcoaga (Испания); Emiliana Parati, Limonta, Sirpi (Италия); Essef, Venilia (Франция) (по данным ассоциации «Рособои»).

Основные выводы:

• Рынок отделочных материалов в России характеризуется высокими темпами роста, основным катализатором которого выступает активное развитие строительной отрасли. В ближайшем будущем можно ожидать сохранения тенденции увеличения потребительской активности на рынке отделочных материалов, а также достаточной стабильности в темпах роста рынка.

• Российские производители отделочных материалов активно осваивают рынок, все более тесня зарубежных конкурентов. Однако в настоящее время сохраняется тенденция к тому, что, если основным аргументом зарубежных производителей отделочных материалов является высокое качество товара, то для отечественных производителей такой аргумент – прежде всего более конкурентоспособная цена. Проблема перевооружения производства и обновления технологий сегодня является весьма актуальной для отечественных производителей, поскольку, как отмечают эксперты, завтрашний день рынка – это борьба за качество, в которой производители, делающие ставку на низкокачественную дешевую продукцию, окажутся в аутсайдерах.

• Одной из основных тенденций розничной торговли отделочными материалами (как составляющей рынка товаров для дома) на российском рынке выступает консолидация и укрепление позиций сетевых структур. Более ярко эта тенденция проявляется в крупных городах, где в настоящее время сети, реализующие товары для дома, вытесняют мелких игроков, подобно тому, как это произошло несколько ранее на рынке продуктовых товаров и рынке электроники и бытовой техники.

1См. «Эксперт, Северо-Запад». 2003. №36 (145).
2См. «Коммресантъ». 2005. №220. (от 23.11.2005)
3См. «Красная линия». 2005. №4. (январь)

 
2003 - 2024 © НДП "Альянс Медиа"
Правила републикации
материалов сайтов
НП "НДП "Альянс Медиа"

Политика конфиденциальности