|
ММЦ "УФА"
Год основания: 2000 год Руководитель: Спивак Всеволод Вячеславович Штатных сотрудников: 12 человек Интервьюерская база: 60 человек
|
|
| |
| Наши аналитические статьи и обзоры |
Роль инфраструктуры Дагестана на этапе стабилизации экономики Роль инфраструктуры Дагестана на этапе стабилизации экономики
Анализ инфраструктуры экономики Дагестана показывает существенное отставание ее материально-технической базы от потребностей рыночной экономики, непропорциональность и дифференциацию уровней развития отдельных отраслей и объектов по районам РД. Ситуация усугубляется ведомственностью управления, которая ведет к недостаточно полному использованию производственного потенциала. Среди причин неудовлетворительного развития инфраструктуры экономики - ограниченность материальных, производственных и трудовых ресурсов, выделяемых на ее формирование, низкий уровень научного обоснования и прогнозирования заданий в прошлые годы.
Стратегическая цель государственной политики в сфере инфраструктуры - формирование такой системы, которая бы гарантированно удовлетворяла социально-экономические, оборонные, природоохранные и другие требования. В этой связи структурная перестройка производственной инфраструктуры ориентирована на усиление государственного регулирования, повышение конкуренции между предприятиями и организациями региона. При этом формирование инфраструктуры невозможно без увязки с общими, приоритетными направлениями социально-экономического развития региона, эффективностью инвестиций и повышением технического уровня объектов. Федеральная и региональная производственные инфраструктуры должны развиваться с учетом государственных и рыночных интересов, необходимости институциональных преобразований, технологической и экологической безопасностью предприятий, их мобилизационной готовностью. Особое внимание - регулированию трудовых отношений, социальным аспектам, взаимоотношению отраслей инфраструктуры с поставщиками материально-технических средств и других хозяйственных ресурсов. Первостепенное значение имеет нормативная и правовая база, отвечающая новым условиям рыночных отношений и обеспечивающая согласование интересов предприятий инфраструктуры с общественными интересами, юридическое закрепление прав и обязанностей этих предприятий, их статуса. Работа по совершенствованию инфраструктуры невозможна без разработки новых и пересмотра действующих нормативных и законодательных актов. Требуются единообразные подходы к регулированию отношений при функционировании подотраслей инфраструктуры. Её специфика, организационные формы собственности объектов должны найти отражение и в документах, имеющих общенациональный экономический характер. Реформирование производственной инфраструктуры - это и дальнейшее совершенствование ее управляющих структур на региональном уровне на основе внедрения современных информатизационных технологий. Предстоит создание эффективной системы инфраструктурного управления имуществом и объектами, остающимися в собственности государства. Например, на железнодорожном транспорте Дагестана и Южного федерального округа целесообразен переход на двухзвенную систему управления с усилением централизации перевозочного процесса и распоряжением материально-техническими и финансовыми ресурсами. В других отраслях инфраструктуры региона на первый план выдвигаются вопросы совершенствования территориального звена управления, создания на местах управляющих органов и разграничения полномочий между ними и федеральными органами управления с постепенным переносом управляющих функций на региональный уровень. Особая роль отводится маркетинговым структурам, системам сертификации и лицензирования. Тарифная политика государства также призвана положительно воздействовать на социально-экономические процессы в регионе. Являясь частью государственной ценовой политики, она способствует реализации общеэкономической тенденции перехода к свободному ценообразованию. То же и в отношении налоговой политики. Снижение инфраструктурных издержек и тарифов необходимо для решения социальных проблем, развития региональных транспортно-экономических связей. Вместе с тем жизнь выдвигает необходимость повышения конкурентоспособности объектов производственной инфраструктуры на государственном и местном рынках услуг, увеличения инвестиционного потенциала таких объектов, сокращения дотаций из бюджета, изыскания дополнительных источников финансирования. Известно, что Северный Кавказ занимает особое геополитическое положение. С учетом этого целесообразно объекты, деятельность которых в основном связана с осуществлением межрайонных и междугородных функций, сохранить в ведении федерального управления, а остальные передать субъектам Федерации. Такой подход учитывает реальные условия. Регионам-донорам квоты передачи федеральных объектов могут быть увеличены. Депрессивные, конфликтные регионы могут сами передавать часть своих объектов и полномочий федеральным органам управления. Инвестиции из федерального бюджета и внебюджетных фондов в 2000 г. направлялись в первую очередь на развитие инфраструктуры, в перспективные отрасли и предприятия республики. За счет этого в электроэнергетике были сооружены линии электропередачи протяженностью более 47 км, сданы в эксплуатацию свыше 234 км автомобильных дорог с твердым покрытием, а также мост. Вступили в строй автоматические телефонные станции более чем на 2 тыс. номеров, введены 90 км водопроводных и 69 км газовых сетей. Ускоренно ведется работа по завершению строительства инфраструктурных объектов - межрайонных магистральных газопроводов Леваши-Акуша, Касумкент-Хив и др. Анализ показал, что для рационального использования в регионах наличных производственных резервов транспортной, складской и информационной подсистем различной подчиненности необходимо преодолеть ведомственную разобщенность. При разработке региональных народнохозяйственных прогнозов важно предусматривать опережающее развитие элементов инфраструктуры общего пользования. Инфраструктура играет важную роль в обеспечении обороноспособности региона и устойчивой работы предприятий в чрезвычайных ситуациях. Это необходимо учитывать в государственных целевых программах и мобилизационных планах развития экономики, добиваться такого уровня функционирования объектов инфраструктуры, который в любых условиях удовлетворял жизненно важные потребности экономики и населения, сохранял экономическое единство региона и страны в целом путем создания условий для развития связей между составляющими подразделениями инфраструктуры. Из-за неразвитости производственной инфраструктуры в регионе возникла необходимость поиска путей повышения эффективной деятельности входящих в нее отраслей и объектов в единой системе как отдельного экономического района, так и страны в целом. Проблема согласованного развития инфраструктуры касается многих технико-экономических аспектов, например, увеличения грузооборота и объема перевезенных грузов транспортом по отраслям экономики. Грузооборот организаций транспортной инфраструктуры за 2000 г. составил 9101 млн км, а пассажирооборот транспорта общего пользования - 2696 млн пасс.-км (на 44% и 10% больше аналогичных показателей за предыдущий год). К 2005 г. объем перевозок должен увеличиться ориентировочно в 1-1,5 раза, по сравнению с 2000 г., в связи с наметившимися сдвигами в развитии экономики Дагестана. Первоочередная задача - улучшение качества обслуживания и сокращение затрат на функционирование объектов инфраструктуры, так как лишь транспортные издержки отраслей экономики составляют сотни миллионов рублей в год. Снизив их путем рационализации даже на 1%, можно получить в регионе годовую экономию более чем на I,5-2 млн руб. Это позволит создать условия для стабилизации экономических процессов, более полного обеспечения потребностей рыночной экономики и населения в инфраструктурных услугах, сократить издержки клиентуры на 35-40%, удельные затраты топлива - на 26-30% и т.д. Обустройство, поддержание и развитие инфраструктуры экономики Дагестана и Северо-Кавказского региона требуют больших денежных средств. Местные бюджеты не в состоянии полностью финансировать эту сферу. Выход видится, с одной стороны, в сохранении системы государственных ассигнований, с другой - в образовании корпораций в виде акционерных обществ, где органы местного самоуправления выступали бы в качестве совладельцев части акций инфраструктурной сферы. Инфраструктура экономики может быть самостоятельным объектом управления наряду с такими межотраслевыми комплексами, как аграрно-промышленный, машиностроительный и находиться во взаимосвязи с основными структурными составляющими: производителями, потребителями, которые существуют при любом способе хозяйствования. Это обеспечивает эффективность контактов между субъектами рынка. Развитию производственной базы инфраструктуры способствует сохранение отраслевой науки. В связи с этим Дагестанскому научному центру РАН особое внимание предстоит сосредоточить на приоритетных направлениях тех исследований, которые обеспечивали бы высокий уровень безопасности, сервиса и эффективности инфраструктурных объектов региона. Повышению их технического уровня способствовало бы создание специального фонда для финансирования актуальных научных разработок, но для этого необходима академическая и правительственная поддержка. Направления решения проблем инфраструктуры многообразны и зависят от объема производственных ресурсов, которые общество может выделить на ее развитие. Это увеличение производственного потенциала инфраструктуры за счет объема привлекаемых капитальных вложений, например, в информатизацию Дагестана; рационализацию хозяйственных связей между поставщиками и потребителями; совершенствование управления сложившейся инфраструктурой и комплексный (вневедомственный) подход к формированию ее составляющих. Расчеты подтверждают необходимость увеличения финансовых средств на развитие объектов производственной инфраструктуры в регионе с целью выравнивания уровней ее развития и обеспеченности основными фондами. Полученные данные сравнительного анализа полезны региональным органам управления для разработки инвестиционных программ развития инфраструктуры с учетом интересов как производственной, так и социальной сфер экономики. В процессе структурных преобразований в экономике региона должна сложиться целостная система производственной инфраструктуры с четко определенными экономическими связями и зависимостями между объектами, количество которых должно быть оптимальным. Такая инфраструктура должна стать фундаментом обеспечения развитой экономики. Ее необходимо создать еще до начала активного экономического роста, когда появится возможность стабилизации и подъема региональной и российской экономики. Магомед Гасанов, доктор экономических наук, профессор ИСЭИ ДНЦ РАН. Низами Аскеров, завкафедрой экономики филиала Московского государственного Открытого университета
|
|
|
|