Система ММЦ: Система межрегиональных маркетинговых центров
English English Italiano Italiano
О Системе ММЦ География Новости организации События СМИ о нас Контакты
Услуги

Развитие международного сотрудничества

Поиск и подбор партнеров в регионах

Маркетинговые исследования

Продажа готовых обзоров
Деловые миссии в регионы
Реестр конкурентоспособных предриятий
Базы данных

Предприятия

Деловые предложения

Инвестиционные проекты

Мероприятия

Реестр маркетинговых работ
Сервис портала

Визитные карточки

Создание сайта на нашем портале

Подписки
Справочная информация
Сведения о регионах
В помощь маркетологу
Региональные маркетинговые центры в Системе ММЦ
ММЦ "АЛМАТЫ"

Год основания: 2001 год
Руководитель: Бияров Мухтархан Нуралдинович
Штатных сотрудников: 5 человек
Интервьюерская база: 40 человек

Наши аналитические статьи и обзоры
Обзор российского рынка книжной продукции

Обзор российского рынка книжной продукции

Объем российского книжного рынка составил в 2005 году 1,53 млрд. долларов США (по данным «Роспечать»). Было издано 95 498 книг и брошюр с различными названиями. Показатель прошлого года превысил показатель 2004 года на 7,2%, соответствуя тенденции ежегодного увеличения числа названий книг, выпускаемых российскими издательствами, наблюдаемой в последние годы (см. рисунок 1).

Рисунок 1.
Динамика российского книгоиздания по числу названий, 2000 – 2005 гг. (по данным ФГУ «Российская книжная палата»*)

* - По материалам доклада руководителя ФАПМК М. Сеславинского на межотраслевой конференции: «Средства массовой информации, книгоиздание, полиграфия: итоги 2005 года и перспективы развития», Москва 1 марта 2006 г.

С учетом тиражей издаваемых книг и брошюр в 2005 году объем книжной продукции, выпущенной российскими издательствами, уменьшился по отношению к 2004 году на 2,5%, продолжив тенденцию, наблюдаемую с 2004 года (см. рисунок 2).

Рисунок 2.
Динамика российского книгоиздания по тиражу, 2000 – 2005 гг., млн. экз. (по данным ФГУ «Российская книжная палата»)

В целом за последние шесть лет в период с 2000 по 2003 год российский рынок характеризовался ежегодным увеличением числа книг, выпускаемых отечественными издательствами. После пика в 2003 году, когда совокупный тираж отечественных издательств достиг 702,3 млн. экземпляров, наблюдается обратная тенденция. Как отмечает, в частности, главный редактор журнала «Книжный бизнес» Владимир Травкин, средний тираж книги в настоящее время составляет 3-5 тысяч экземпляров. Рост российского книжного рынка связан прежде всего с увеличением количества названий издаваемых книг, предоставлением читателю более широкого ассортимента. Это является важным отличием от времен Советского Союза, когда число названий издаваемых книг было весьма ограниченным, но даже незначительные брошюры издавались гигантскими тиражами от 50 000 экземпляров.

По мнению заместителя директора Института книжной культуры и управления Г.И. Матрюхина, сегодняшний медленный спад тиражей российских издательств трудно объясним с точки зрения анализа рынка, и это вызывает некоторые опасения (см. «Книжный курьер». 2004. №10). Возможно, уменьшение тиражей связано с общемировой тенденцией снижения интереса к чтению, обусловленной развитием современных источников информации – телевидения и Интернет. Тем не менее, в 2003 году Россия заняла пятое место в мире по количеству выпущенных наименований книг, и в целом книжная отрасль развивается успешнее, чем любая другая на отечественном рынке.

На российском книжном рынке действуют около 6000 издательств, это в 2-3 раза меньше, чем в ведущих издательских странах, как Великобритания, Германия, США. По экспертным оценкам, основная доля российского рынка приходится на несколько десятков ведущих издательств – 20-30 издательств по тиражам занимают 60-70% книжного рынка. Согласно материалам исследования компании Step by Step (2005 год), наибольшую рыночную долю занимают издательства «Эксмо» и «АСТ» (по 10%), а также «Просвещение» и «Дрофа» (около 7% рынка каждое) (см. www.sbo-paper.ru/stepbystep/).

Как показывают события прошлого года, одной из актуальных проблем российского рынка книжной продукции выступает уклонение отечественных производителей от уплаты налогов, а также, вероятно, недобросовестная конкуренция между ведущими игроками. Так, в 2005 году издательству «АСТ» было предъявлено обвинение в том, что за последние три года оно не доплатило налоги в бюджет на сумму около 100 млн. долларов США (См. «Ведомости» от 15.04.2005). В департаменте экономической безопасности МВД считают, что 12 организаций, входящих в холдинг, использовали расчетные счета лжефирм. По словам юристов, схема уклонения от налогов через использование фирм-однодневок широко распространена в России и, весьма вероятно, что в случае с издательством «АСТ» фирмой-конкурентом была дана наводка правоохранительным органам, чтобы устранить компанию, которая мешает занять более прочное положение на рынке.

Другой актуальной проблемой современного российского книжного рынка является значительная доля контрафактной продукции, присутствующей на рынке. Согласно материалам обращения к правительству США, подготовленного экспертами альянса, объединяющего семь крупных торговых организаций, доля контрафактной продукции на российском рынке книг составляет 70-80% (по материалам «Газета.Ру».14.04.2005).

По информации Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, более половины выпускаемых в России изданий приходится на учебную и научную литературу, увеличивается число названий этих книг. Постоянно повышается доля негосударственных издательств в общем выпуске книг и брошюр. Так, в 2005 году доля предприятий частных форм собственности в отечественной полиграфической промышленности составила 84,6% (см. рисунок 3). На сегодняшний день издательская система России является преимущественно негосударственной.

Рисунок 3.
Институциональная структура полиграфической промышленности России, % (по данным «Роспечать»**)

** - По материалам доклада руководителя ФАПМК М. Сеславинского на межотраслевой конференции: «Средства массовой информации, книгоиздание, полиграфия: итоги 2005 года и перспективы развития», Москва 1 марта 2006 г.

В розничную продажу книги поступают преимущественно через оптовых посредников, а не напрямую от издательств. Так, по результатам исследования компании Step by Step, в 2005 году 40% книжной продукции поступило в розничные магазины напрямую от издательств и 60% книжной продукции – от оптовых компаний. Однако, как отмечает, в частности, главный директор журнала «Книжный бизнес», в России в настоящее время нет крупного оптовика по распространению книжной продукции, такого, как в других крупных странах, где рынок контролируют 2-3 оптовых компании. В этой связи в России существуют значительные трудности с распространением книжной продукции, в большей мере характерные для небольших и средних издательств, которым не под силу держать штат распространителей (тем более тех, которые распространяли бы продукцию в удаленных от столицы регионах). Более 40% издаваемых в России книг не доходит до читателей. Для жителей сел и городов с населением менее 100 тысяч человек книжная продукция в настоящее время весьма труднодоступна. Наиболее распространенным форматом розничной торговли книгами в России являются книжные магазины (около 45%) (см. рисунок 4). Далее следуют интернет-магазины (12%), розничные структуры при издательствах и книжные ярмарки (по 10%).

Рисунок 4.
Структура розничной торговли российского книжного рынка, % (по материалам исследования компании Step by Step)


Хотя газеты и журналы читает больший процент россиян, чем книги, более длительное время уделяется чтению книг – книги читают дольше. Так, в среднем россияне тратят на чтение газет около 1,5 часа в неделю, на журналы – около часа в неделю. Чтение художественной литературы занимает 3,7 часа в неделю, а учебники и пособия – 3,4 часа в неделю. Примечательно, что чтению газет и журналов более всего времени уделяют жители столицы (1,7 и 1,2 часа в неделю соответственно), а художественной и учебной литературе – жители Дальнего Востока (4,5 и 4 часа в неделю соответственно). Большинство россиян в настоящее время предпочитает не покупать книги, а брать их для прочтения у родственников или друзей. Так, по результатам исследований компании Step by Step (2005 год), этот способ получения книги предпочтителен для 81% россиян. Только 22% российских потребителей покупают книги в магазине и 15% отправляются за книгами в библиотеку. Возможно, отчасти этот факт связан с недостаточным количеством книжных магазинов в России. Так, в странах Евросоюза на один книжный магазин приходится 10-15 тысяч потенциальных покупателей, в России же книжный магазин оказывается на 60 тысяч человек.

Примечательно, что, тогда как во многих развитых странах: США, Германии, Франции и других основными покупателями книг являются люди старше 40 лет, в России наибольшая доля приобретенной книжной продукции приходится на молодежь.

Наиболее значимой проблемой современного потребительского книжного рынка в России является сокращение чтения. Так, результаты исследования «Массовое чтение в России», проведенное Аналитическим центром Юрия Левады, в частности показало, что около половины россиян не покупает книг, не читает журналов, почти 80% не пользуются библиотеками (см. http://www.rg.ru/2005/07/27/chtenie.html). Помимо сокращения чтения изменяется его целевая направленность – чтение перестает быть человеко- и культурообразующим ресурсом, книги читают строго функционально, либо рутинно. Преобладать в чтении начинает откровенное чтиво. Женский детектив и женская проза сегодня являются лидерами жанра.

Материалы обзора позволяют сделать следующие выводы:

 Объем российского книжного рынка составил в 2005 году 1,53 млрд. долларов США (по данным «Роспечать»). Было издано 95 498 книг и брошюр с различными названиями. С учетом тиражей издаваемых книг и брошюр в 2005 году объем книжной продукции, выпущенной российскими издательствами, составил 669,2 млн. экземпляров.

 На российском книжном рынке действуют около 6000 издательств. Основная доля рынка приходится на несколько десятков ведущих отечественных издательств – 20-30 издательств по тиражам обеспечивают 60-70% книжного рынка.

 Постоянно повышается доля негосударственных издательств в общем выпуске книг и брошюр в России. Так, в 2005 году доля предприятий частных форм собственности в отечественной полиграфической промышленности составила 84,6%. На сегодняшний день издательская система России является преимущественно негосударственной

 Художественную, а также учебную литературу в России читает меньшее число россиян, чем газеты и журналы, однако чтению книг уделяется более длительное время. Самым читающим городом в настоящее время является Санкт-Петербург.

 Одними из наиболее актуальных проблем современного книжного рынка в России являются значительные трудности с распространением книжной продукции, а также тенденция сокращения чтения книг россиянами.

 
2003 - 2024 © НДП "Альянс Медиа"
Правила републикации
материалов сайтов
НП "НДП "Альянс Медиа"

Политика конфиденциальности