Обзор российского рынка сухих строительных смесей
Сухие строительные смеси (ССС) являются неотъемлемой частью современного строительства. Рынок ССС постоянно развивается, представляя вниманию потребителей новые виды продукции.
По отношению к другим сегментам российской индустрии строительно-отделочных материалов рынок сухих строительных смесей растет опережающими темпами. Так, если другие сегменты строительно-отделочных материалов прибавляют 10-20% в год, то объемы производства и потребления ССС ежегодно увеличиваются в среднем на 40% (по материалам обзора: «Российский рынок сухих строительных смесей». // СтройПрофиль. 2004. №2 (32)). Динамика объемов производства ССС российскими предприятиями отражена на графике рисунка 1. При этом в Москве и Санкт-Петербурге в связи с высокой степенью насыщенности рынков рост объемов потребления ниже, чем в нестоличных регионах, составляя в среднем 20% в год. По предварительным оценкам экспертов, в 2005 году потребление ССС в России достигло 3 млн. тонн.
Рисунок 1.
Динамика объемов производства ССС российскими предприятиями в 2002 – 2004 гг., тыс. тонн (по данным, приводимым компанией Symbol-Marketing*)
* - См. Еферина Т.В., Хилов К.В. Рынок сухих строительных смесей: специфика предложения // Строительные материалы – Бизнес. 2005. №8. С.10-11.
Начиная с 2004 года, темпы прироста выпуска ССС уменьшаются. Так, если в 2004 году внутреннее производство увеличилось в натуральном выражении на 35-40%, то в 2005 году, по предварительным оценкам, - не более чем на 25%. По мнению экспертов, замедление темпов роста российского рынка ССС отражает объективные изменения рыночной ситуации, связанные в частности с повышением насыщенности рынка.
В настоящее время наибольший потенциал для роста имеют рынки ССС нестоличных регионов, где уровень насыщенности, характерный для Москвы и Санкт-Петербурга, в ближайшие 6-7 лет вряд ли будет достигнут. Высокий потенциал региональных рынков позволяет также предполагать, что темпы роста российского рынка ССС в ближайшие годы существенно не замедлятся.
Начиная с 1998 года на российском рынке ССС идет интенсивный процесс импортозамещения – рост рынка обеспечивают в основном отечественные предприятия, доля импортируемых смесей постоянно снижается. В 2003 году доля импорта на российском рынке ССС не превысила 15%, тогда как десятью годами ранее доля импорта составляла более 90% (см. рисунок 2).
Рисунок 2.
Доля импорта на российском рынке ССС, 2003 г., %
(по данным Союза производителей ССС**)
** - См. Перспектива развития рынка сухих строительных смесей (Интервью с Евгением Беляевым, управляющим Союзом производителей ССС) // Профессиональное строительство. 2004. №4.
В последние годы постоянно увеличивается число производителей общестроительных ССС на российском рынке (см. рисунок 3). Так, по состоянию на январь 2004 года в России действовали 183 производителя, в январе 2005 года – уже 201 производитель.
Увеличение числа производителей достигается преимущественно за счет открытия новых отечественных компаний, однако крупные зарубежные производители в условиях обострившейся конкуренции также стремятся открыть собственные производства на территории России. Так, в 2003 году польский концерн Atlas запустил завод в подмосковной Дубне, а в подмосковной Коломне начал работу завод компании «Хенкель-Баунтехник». В 2005 году в Нижегородской области запустил производство концерн Optirok (ТМ Vetonit, Serpo). По мнению экспертов, вероятен факт, что в ближайшее время отечественные производители ССС могут столкнуться с возрастающей экспансией со стороны известных зарубежных компаний.
Рисунок 3.
Число производителей общестроительных ССС в России
(по данным компании «Строительная информация»***)
*** - См. Ботка Е. (ген. директор фирмы «Строительная информация», Санкт-Петербург) Рынок сухих строительных смесей: замедление роста, обострение конкуренции // Доклад на конференции Baltimix – 2005.
Другая возможная тенденция ближайшего будущего, отчасти проявляющаяся уже в настоящее время, связана с открытием региональных предприятий известными российскими производителями. Так, компания «Старатели» для минимизации транспортных расходов по доставке сухих смесей пошла по пути создания в регионах дочерних производств, уже открыты региональные площадки в Сызрани и Старом Осколе. Другие фирмы, в частности ЗАО «ПП «Крепс», тщательно отбирают партнеров в регионах и размещают заказы на выпуск своих ССС на местных предприятиях.
Российский рынок ССС характеризуется умеренной степенью концентрации: на пять компаний-лидеров (торговые марки: Knauf, «Старатели», «Юнис», «Ветонит», «Плитонит») приходится чуть более половины рынка (см. рисунок 4).
Как отмечают эксперты, разрыв между крупнейшими фирмами, выпускающими по 100 тыс. тонн ССС в год и более, и небольшими региональными производителями в настоящее время огромен. С учетом того, что предпочтения строителей в отношении марок смесей в основном сложились и с трудом поддаются изменениям, перспективы новых марок, либо быстрого развития марок «второго эшелона» сомнительны.
Актуальной проблемой современного российского рынка ССС является контрафактная продукция, доля которой, по оценкам экспертов, составляет 5-7%. Копированию наиболее часто подвергается продукция известных торговых марок зарубежных производителей: Knauf, «Ветонит», а также отечественных производителей: «Глимс», «Плитонит», «Старатели», «Юнис» и др. Несмотря на пресечение отдельных случаев изготовления подделок, эффективного решения проблемы пока не найдено.
Рисунок 4.
Структура российского рынка ССС по торговым маркам, 2004 год, % в натуральном выражении
(по материалам исследований компании «Строительная информация»)
Несмотря на наблюдаемый рост российского рынка ССС, среднедушевое потребление смесей остается на невысоком уровне, заметно отставая от стран Европы. В России потребление ССС на душу населения составляет чуть более 2 кг в год, тогда как в Германии – 30 кг в год, в Финляндии, Франции, Польше – 20 кг в год. Основным потребителем сухих смесей являются ремонтные и строительные организации, на долю которых приходится 75% потребительского рынка. Как полагают эксперты компании Symbol-Marketing, сухие смеси, как технологически сложный продукт, еще только движутся от профессионалов к любителям. Массовый частный потребитель в России еще не готов к потреблению ССС.
Среди видов ССС у строительных организаций наиболее популярны шпатлевки, их используют 63% потребителей (см. рисунок 5). Также широко используется штукатурка (50,4%), универсальные смеси (47%), клей для плитки (39,1%), грунтовка (35,7%), затирки для швов (35,7%). Гидроизоляция, вяжущие и наливные полы пользуются среди строительных организаций сравнительно небольшой популярностью (их используют менее 25% потребителей-профессионалов).
Рисунок 5.
Потребление различных видов ССС строительными организациями, % от числа респондентов
(по материалам исследований компании Symbol-Marketing)
Согласно результатам исследований, проведенных компанией Symbol-Marketing, основным фактором выбора ССС для потребителей выступает цена (отмечен среди 70% опрошенных). Далее по значимости следуют такие факторы выбора, как технические характеристики (41,8%) и экологическая безопасность материала (29,6%), а также репутация фирмы-производителя и страна-производитель (18%).
В розничной торговле Москвы с 2003 года устойчиво лидируют следующие семь марок ССС (см. таблицу 1).
В то же время опрос представителей ремонтно-строительных организаций, проведенный Symbol-Marketing, показал, что наиболее популярной маркой ССС среди строителей является Vetonit, за которым следуют «Старатели», Knauf, Unis и «Глимс».
Как отмечают эксперты Symbol-Marketing, марки отечественных производителей сухих смесей в настоящее время успешно конкурируют с марками зарубежных производителей. В розничной торговле Москвы представленность отечественных и зарубежных марок фактически сравнялась, при этом в магазинах доли отечественных и зарубежных марок сходны, а в рыночном формате доля отечественных марок преобладает над зарубежными.
Сформулируем основные выводы по итогам обзора:
Российский рынок сухих строительных смесей находится в стадии активного роста, по темпам опережающего другие сегменты индустрии строительно-отделочных материалов – около 40% в год. Однако с 2004 года темпы роста отечественного производства сухих смесей снижаются.
На российском рынке сухих строительных смесей идет интенсивный процесс импортозамещения – рост рынка обеспечивают в основном отечественные предприятия, а доля импортируемых смесей постоянно снижается. В 2003 году доля импорта не превысила 15%.
Рынок смесей характеризуется умеренной степенью концентрации: на пять компаний-лидеров приходится чуть более половины рынка. В последние годы постоянно увеличивается число производителей сухих строительных смесей на российском рынке. Однако, по мнению экспертов, перспективы новых марок, либо быстрого развития марок, не входящих в число наиболее популярных, сомнительны.
Основным потребителем сухих смесей являются ремонтные и строительные организации, на долю которых приходится 75% потребительского рынка.
Наиболее популярной маркой сухих строительных смесей среди строительных и ремонтных организаций является Vetonit, за которым следуют «Старатели», Knauf, «Юнис» и «Глимс».
|