Система ММЦ: Система межрегиональных маркетинговых центров
English English Italiano Italiano
О Системе ММЦ География Новости организации События СМИ о нас Контакты
Услуги

Развитие международного сотрудничества

Поиск и подбор партнеров в регионах

Маркетинговые исследования

Продажа готовых обзоров
Деловые миссии в регионы
Реестр конкурентоспособных предриятий
Базы данных

Предприятия

Деловые предложения

Инвестиционные проекты

Мероприятия

Реестр маркетинговых работ
Сервис портала

Визитные карточки

Создание сайта на нашем портале

Подписки
Справочная информация
Сведения о регионах
В помощь маркетологу
Региональные маркетинговые центры в Системе ММЦ
ММЦ "ТВЕРЬ"

Год основания: 2001 год
Руководитель: Гаджиназарова Наталья Викторовна
Штатных сотрудников: 4 человека
Технические ресурсы: Телефонная линия:...
Наши аналитические статьи и обзоры
Обзор российского рынка картона

Обзор российского рынка картона

Картон в настоящее время является наиболее популярным упаковочным материалом в России. Рынок картона в нашей стране динамично развивается, его стабилизацию эксперты прогнозируют не ранее, чем через 4-5 лет. По данным Федеральной службы государственной статистики РФ, производство картона в 2005 году увеличилось на 4,5% по отношению к показателю 2004 года и составило 3055,0 тыс. тонн (по материалам РАО «Бумпром» 26.01.2006 / http://www.bumprom.ru/index.php?ids=290&sub_id=9154) (см. рисунок 1). Главным образом рост объема производства обеспечен увеличением выпуска тарного картона и бумаги для гофрирования (на 5,7%). Эксперты связывают рост отечественного рынка картона прежде всего с позитивными экономическими изменениями, а также особенностями российской промышленности, которая является одним из основных потребителей картона.

Рисунок 1.
Объем производства картона российскими предприятиями в 2004, 2005 гг., тыс. тонн (по данным Федеральной службы государственной статистики РФ*)

* - по материалам РАО «Бумпром» 26.01.2006 / http://www.bumprom.ru/index.php?ids=290&sub_id=9154

Наиболее крупными производителями картона в России являются: ОАО «Архангельский ЦБК», его доля составляет около 20% рынка; ОАО «Котласский ЦБК» (12% рынка); ОАО «Санкт-Петербургский КПК» (10%); ОАО «Целлюлозно-картонный комбинат» (г. Братск) (10,5%); ОАО «Монди Бизнес Пейпа Сыктывкарский ЛПК» (8,5%). В основном картон производится отечественными предприятиями из первичного сырья, но в последние годы заметная тенденция увеличения при его производстве макулатурного сырья. Эту тенденцию эксперты связывают с тем, что в условиях роста спроса на картон в сочетании с повышением цен на отечественное целлюлозное сырье, потребитель начинает в большей мере ориентироваться на закупку макулатурного картона (см. Тетерин В. Российский рынок картона: проблемы и перспективы /www.pakkograff.ru 20.11.2004 http://articles.pakkermash.ru/show_art.php?art=11) (см. рисунок 2).

Рисунок 2.
Доли основных производителей картона на российском рынке в 2004 году, %**

** - см. Тетерин В. Российский рынок картона: проблемы и перспективы / www.pakkograff.ru 20.11.2004 http://articles.pakkermash.ru/show_art.php?art=11

Ряд крупных отечественных производителей картона является членами Российской Ассоциации организаций и предприятий целлюлозно-бумажной промышленности (РАО «Бумпром»). В 2005 году предприятиями-членами РАО «Бумпром» было произведено 1 460,1 тыс. тонн картона, что составило 48% от общего объема производства в России (см. рисунок 3). По отношению к показателю 2004 года объем производства картона предприятиями-членами РАО «Бумпром» увеличился на 3,4%. Среди производителей картона, являющихся членами РАО «Бумпром», необходимо отметить (приведены в алфавитном порядке): ОАО «Архангельский ЦБК», ОАО «Кондровская бумажная компания», ОАО «Котласский ЦБК», ОАО «Монди Бизнес Пейпа Сыктывкарский ЛПК», ОАО «Санкт-Петербургский КПК», ОАО «Сегежский ЦБК», ОАО «Целлюлозно-картонный комбинат» (г. Братск), СП ЗАО «Цепрусс». Объемы производства картона этими предприятиями в 2004 и 2005 годах представлены в таблице 1. Можно наблюдать, что наиболее значительный прирост объемов производства картона в 2005 году показало ОАО «Кондровская бумажная компания» – более чем в два раза по отношению к показателю 2004 года. В некоторых предприятиях в 2005 году объем выпуска картона уменьшился, наиболее значительно – в СП ЗАО «Цепрусс», на 26,9% по сравнению с показателем 2004 года.

Рисунок 3.
Доля предприятий-членов РАО «Бумпром» в общем объеме производства картона в России, 2004 - 2005 гг. (по данным РАО «Бумпром»)

Таблица 1. Объемы картона, произведенного в 2004, 2005 гг. наиболее крупными предприятиями-членами РАО «Бумпром», тыс. т (по данным РАО «Бумпром»)

Значительная часть картона, производимого российскими предприятиями, поставляется на экспорт. Соотношение продаж на внутреннем и внешнем рынках составляет в настоящее время 55 к 45% (по материалам www.rosinvest.com 2.02.2006) (см. рисунок 4).

Вместе с тем, на сегодняшний день не все виды картона производятся в России, и не все производимые виды выпускаются в достаточном количестве. Так, если 95% гофрированного картона, потребляемого на внутреннем рынке, производится российскими предприятиями, то высококачественные мелованные картоны из чистой целлюлозы практически полностью ввозятся из-за границы. Оборудование отечественных производителей пока не позволяет изготавливать такие картоны надлежащего качества, между тем спрос на них постоянно повышается. По данным Федеральной таможенной службы, импорт мелованных бумаги и картона составил в 2004 году в стоимостном выражении 315,2 млн. долларов США, для сравнения, немелованных бумаги и картона – 67,6 млн. долларов США. По мнению экспертов, запуск производства чистоцеллюлозного мелованного картона является в настоящее время одной из главных задач для отечественных производителей. Для решения проблемы с импортом в ближайшие годы необходимо строительство в России завода по изготовлению мелованного картона из первичной целлюлозы производительностью до 400 тыс. тонн в год. Захват этой ниши в современных условиях будет для любой компании сверхприбыльным шагом (см. Тетерин В. Российский рынок картона: проблемы и перспективы / www.pakkograff.ru 20.11.2004 http://articles.pakkermash.ru/show_art.php?art=11).

Рисунок 4.
Соотношение продаж картона на внутреннем и внешнем рынках, % (по материалам www.rosinvest.com 2.02.2006***)

*** - См. http://www.rosinvest.com/news/169752

В недостаточном количестве в России производится картон хром-эрзац, используемый в основном в пищевой промышленности для упаковки продуктов питания, а также для упаковки фармацевтики, CD и DVD, бытовой техники и комплектующих компьютеров. Крупнейшим производителем картона хром-эрзац выступает ОАО «Санкт-Петербургский КПК». Однако в настоящее время предприятие не наращивает свои производственные мощности. Так, в 2005 году объем выпуска немелованного картона сократился на 3%, выпуск мелованного картона остался на прежнем уровне. Вместе с тем, дефицит коробочного картона и спрос на него на российском рынке год от года растет. По оценкам экспертов, рост спроса на картон хром-эрзац составляет 20-25% в год. Объем импорта картона хром-эрзац ежегодно повышается, в 2004 году он составил 207,4 тыс. тонн, что на 9,2% больше показателя 2003 года. В 2005 году ожидалось увеличение объемов импорта (см. Краткий анализ российского рынка картона, подготовленный отделом маркетинга компании «Парадигма», 2005 год).

Также на российском рынке ощущается нехватка картона, используемого для упаковки жидких продуктов. Пока такой картон производится лишь на двух предприятиях, это ОАО «Монди Бизнес Пейпа Сыктывкарский ЛПК» и АО «Светогорск». Возникновение дефицита связано с ростом производства молока, соков и других жидких продуктов, для упаковки которых используется картон.

В России картон используется главным образом как упаковочный материал. Согласно результатам исследований компании Abercade Consulting, картон для упаковки (в том числе, тарный картон и картон для потребительской тары) составляет преимущественную долю в производстве картона отечественными предприятиями, на его долю приходится более 80% от общего объема производства. В производственной таре бумага и картон составляют 73,9% общего объема потребления, в потребительской таре – 15,1% (сравнение проводилось по весу упаковки) (см. Тетерин В. Российский рынок картона: проблемы и перспективы / www.pakkograff.ru 20.11.2004 http://articles.pakkermash.ru/show_art.php?art=11).

По оценкам Всемирной организации производителей картона (WCO), Россия в настоящее время является единственной страной в Восточной Европе, где ожидается ежегодный прирост потребления тарного картона на уровне 6,5-7% в год. Динамику потребления картона хром-эрзац в 2002-2004 годах отражают данные диаграммы, представленной на рисунке 5. Несмотря на ежегодный рост объемов потребления картона, эксперты рынка полагают, что в связи с общемировыми тенденциями перехода на пластик в упаковке (в странах Европы и США 41% производимых полимерных материалов используется для упаковки, доля продуктов питания, упакованных в пластик, составляет 60%) применение полимеров в упаковке в России будет постепенно замещать применение картонов.

Соответственно увеличению объемов потребления растут цены на картон, в частности, значительный рост цен на внутреннем рынке наблюдался летом 2004 года. По мнению экспертов, в ближайшем будущем можно ожидать медленного повышения цен на картон, по темпам сопоставимого с инфляцией. В связи с ростом конкуренции на рынке, повышать цены самостоятельно отдельно взятая компания, скорее всего, не сможет (см. Тетерин В. Ценовые колебания на рынке картонной упаковки // Pakkograff. 2004.№4. http://www.upakovano.ru/materials/articles/paper/922.php).

Рисунок 5.
Потребление картона хром-эрзац в России в 2002-2004 гг., тыс. тонн (по данным, приводимым компанией «Парадигма»****)

**** - См. Краткий анализ российского рынка картона, подготовленный отделом маркетинга компании «Парадигма», 2005 год.

Основные выводы:

 Российский рынок картона динамично развивается. Производство картона в 2005 году увеличилось на 4,5% по отношению к показателю 2004 года и составило 3 055,0 тыс. тонн.

 Наиболее крупными производителями картона в России являются: ОАО «Архангельский ЦБК»;

ОАО «Котласский ЦБК»; ОАО «Санкт-Петербургский КПК»; ОАО «Целлюлозно-картонный комбинат» (г. Братск); ОАО «Монди Бизнес Пейпа Сыктывкарский ЛПК».

 Ряд крупных отечественных производителей картона является членами Российской Ассоциации организаций и предприятий целлюлозно-бумажной промышленности (РАО «Бумпром»). В 2005 году предприятиями-членами РАО «Бумпром» произведено 1 460,1 тыс. тонн картона, что составило 48% от общего объема производства в России.

 Значительная часть картона, производимого российскими предприятиями, поставляется на экспорт. Вместе с тем, на сегодняшний день не все виды картона производятся в России, по некоторым видам велика доля импорта, в частности, это мелованные картоны из чистой целлюлозы, картон хром-эрзац, картон для упаковки жидких молочных продуктов.

 В России картон используется главным образом как упаковочный материал. В производственной таре бумага и картон составляют 73,9% общего объема потребления, в потребительской таре – 15,1%.

Выгодно вагонка цена воронеж https://chestroy.ru/32/48

 
2003 - 2024 © НДП "Альянс Медиа"
Правила републикации
материалов сайтов
НП "НДП "Альянс Медиа"

Политика конфиденциальности