Система ММЦ: Система межрегиональных маркетинговых центров
English English Italiano Italiano
О Системе ММЦ География Новости организации События СМИ о нас Контакты
Услуги

Развитие международного сотрудничества

Поиск и подбор партнеров в регионах

Маркетинговые исследования

Продажа готовых обзоров
Деловые миссии в регионы
Реестр конкурентоспособных предриятий
Базы данных

Предприятия

Деловые предложения

Инвестиционные проекты

Мероприятия

Реестр маркетинговых работ
Сервис портала

Визитные карточки

Создание сайта на нашем портале

Подписки
Справочная информация
Сведения о регионах
В помощь маркетологу
Региональные маркетинговые центры в Системе ММЦ
ММЦ "ТАЛЛИНН"

Год основания: 1999 год
Руководитель: Мельников Андрей Алексеевич
Штатных сотрудников: 4 человека
Интервьюерская база: 20 человек

Наши аналитические статьи и обзоры
Обзор российского рынка холодильного оборудования

Обзор российского рынка холодильного оборудования

Современный российский рынок холодильного оборудования начал складываться в начале девяностых годов и в настоящее время продолжает активно развиваться. Оценки ёмкости рынка, приводимые в различных источниках, довольно существенно различаются. Так, по оценкам специалистов консалтингового дома «Грифон», на сегодняшний день емкость российского рынка холодильного оборудования составляет 800 млн. долларов США (см. пресс-релиз об исследовании консалтингового дома «Грифон» «Рынок холодильного оборудования в России», 13.06.2006 http://www.holod-konsultant.ru/news/2006/06/13/press-reliz-o-provedennom-issledovanii-rynok-xolodilnogo-oborudovaniya-rossii.html). По данным, приведенным на сайте foodmedia.ru, в 2005 году по предварительным оценкам емкость российского рынка холодильного оборудования без учета торгового оборудования составила 240 млн. долларов США. Емкость российского рынка торгового холодильного оборудования, согласно данным агентства «РосБизнесКонсалтинг», достигает 210-230 млн. евро (см. http://www.foodmedia.ru/printversion.php?article=457&PHPSESSID=411610d04f5d5ffd144243d78ff28ca7, а также «РБК. Исследования рынков», 30.03.2005 http://research.rbc.ru/).

На рынке торгового холодильного оборудования преимущественную долю составляет продукция отечественных производителей - по различным оценкам, 60-70% рынка или порядка 140-150 млн. долларов США (см. рисунок 1).

Рисунок 1.
Доли отечественных и зарубежных производителей на российском рынке торгового холодильного оборудования, % (по материалам исследования центра «Бизнес и Маркетинг»*)

* - См. «РБК. Исследования рынков», 30.03.2005 http://research.rbc.ru/

Ежегодный прирост продаж торгового холодильного оборудования составляет около 25%, он обеспечивается главным образом активным развитием крупных торговых сетей. Вместе с тем, рост объемов производства торгового холодильного оборудования сдерживается неразвитой инфраструктурой отечественной промышленности, что приводит к увеличению импорта. Торговое холодильное оборудование представляет один из сегментов рынка холодильного оборудования. В целом же на рассматриваемом рынке выделяются две основных товарных группы (по информации консалтингового дома «Грифон»):

1. «Промышленный холод», сюда относятся следующие виды оборудования: оборудование для заморозки и хранения при низких и средних температурах продуктов питания на складах хранения; оборудование для технологического кондиционирования коммерческой недвижимости и цехов производства; холодильное оборудование для сопровождения всевозможных процессов производства. Основными потребителями такого оборудования являются: склады, предприятия пищевой промышленности, промышленные предприятия, объекты коммерческой недвижимости, пивоваренные предприятия и предприятия по производству безалкогольных напитков.

2. «Коммерческий холод», включает виды оборудования: торговое холодильное оборудование; холодильные камеры небольших размеров; холодильное оборудование для технологических процессов в системе общепита; системы центрального холодоснабжения торговых предприятий. Основные потребители этого оборудования: магазины, супермаркеты, продуктовые рынки. Предприятия общепита и небольшие пивоварни. Преимущественную долю на российском рынке составляет промышленное холодильное оборудование – 60%, на коммерческое холодильное оборудование приходится 40% рынка (см. рисунок 2). В то же время, рынок коммерческого холода растет более быстрыми темпами, чем рынок промышленного холода (30-35% к 20-25% в год соответственно).

Хотя доля холодильного оборудования импортного производства в настоящее время на российском рынке невелика (20%), преимущественную часть оборудования составляет продукция, собранная в России из импортных комплектующих (70%), а доля оборудования, собранного из отечественных комплектующих, лишь 10% (см. рисунок 3).

Рисунок 2.
Доли промышленного и коммерческого холодильного оборудования на российском рынке в 2005 году, % (по материалам исследования консалтингового дома «Грифон» **)

** - См. пресс-релиз об исследовании консалтингового дома «Грифон» «Рынок холодильного оборудования в России», 13.06.2006 http://www.holod-konsultant.ru/news/2006/06/13/press-reliz-o-provedennom-issledovanii-rynok-xolodilnogo-oborudovaniya-rossii.html

Рисунок 3.
Структура российского рынка холодильного оборудования по производителям, % (по материалам исследования консалтингового дома «Грифон» ***)

*** - См. пресс-релиз об исследовании консалтингового дома «Грифон» «Рынок холодильного оборудования в России», 13.06.2006 http://www.holod-konsultant.ru/news/2006/06/13/press-reliz-o-provedennom-issledovanii-rynok-xolodilnogo-oborudovaniya-rossii.html

Среди крупнейших российских производителей холодильного оборудования, использующих отечественные комплектующие, необходимо отметить: «Гран», «Марихолодмаш», «Прогресс», «Совиталпродмаш», «Холодмаш», Черкесский завод холодильного машиностроения и других. Среди зарубежных компаний, продукция которых распространена на российском рынке, доминируют итальянские Arneg и Costan. По оценкам потребителей, эти компании предлагают наиболее качественную продукцию. В первую десятку входят также германская Linde, финская Norpe и испанская Koxka. К числу крупнейших дилеров холодильного оборудования на российском рынке относятся компании: «Брендфорд», «Ариада», «Кифато», «НИПРОМ», Golfstream, Cryspi, «Марихолодмаш», «Микрон», «Полюс», Protek, «Айсберг», «Полаир» (см. «Обзор рынка торгово-холодильного оборудования», представленный на сайте www.holodilshchik.ru, http://www.holodilshchik.ru/index_holodilshchik_issue_5_2006_Study_Trade_equipment.htm).

По оценке Алексея Полевого, генерального директора ООО «Технологии низких температур», среди зарубежных марок холодильного оборудования на российском рынке доминируют Eco, Grasso, Teko, York (см. http://www.milk.sferamagazine.ru/index.php?razd=3&prazd=2&nprevrubr=1&dat=2005_09_05_01_55_21). Современная ситуация на российском рынке холодильного оборудования характеризуется превышением предложения над платежеспособным спросом, что стимулирует рост конкуренции среди игроков рынка. И для промышленного холода, и для коммерческого холода характерен переизбыток предложения, жесткая конкуренция между игроками. В сложившихся условиях отечественным предприятиям оказывается весьма сложным составить конкуренцию зарубежным производителям. Как отмечают эксперты, в какой-то мере конкурентоспособным отечественному оборудованию позволяет оставаться лишь существенно более низкая цена по отношению к импортным аналогам, тогда как качество и уровень сервиса значительно проигрывают.

Наиболее экономически выгодным, как для поставщиков холодильного оборудования, так и для его потребителей, оказывается осуществление сборки в России зарубежного оборудования. Качество российской сборки вполне удовлетворительно, в то же время это позволяет производителям существенно снизить таможенные пошлины и транспортные расходы, а потребителям приобрести оборудование по более низкой цене, чем стоит импортная техника, в более краткие сроки. По оценке PRADO Group, на российском рынке холодильного оборудования в настоящее время работает более 200 операторов, поставляющих различные виды холодильного оборудования от наиболее известных мировых производителей, в том числе около 20 лидеров рынка с оборотом от 1 до 20 млн. долларов США (по материалам сайта www.foodmedia.ru, 03.02.2006).

Как отмечают эксперты рынка, в продажах нового холодильного оборудования основную долю составляет оборудование с фреоном (более 90% продаж), доля продаж нового оборудования с аммиаком оценивается лишь в 5-7%, оборудования с углекислотами – 2%, оборудования с пропаном – 0,1%. Наблюдаемые показатели связаны с тем, что фреоновые установки реализуются преимущественно в коммерческом секторе, и число их продаж в десятки раз превышает продажи аммиачных установок, используемых в основном в крупном промышленном секторе. Вместе с тем, реальное присутствие на рынке холодильных установок, работающих на аммиаке и фреоне, примерно равное.

Рисунок 4.
Доли продаж нового холодильного оборудования с различными используемыми газами, % (по материалам исследования консалтингового дома «Грифон» ****)

**** - См. пресс-релиз об исследовании консалтингового дома «Грифон» «Рынок холодильного оборудования в России», 13.06.2006 http://www.holod-konsultant.ru/news/2006/06/13/press-reliz-o-provedennom-issledovanii-rynok-xolodilnogo-oborudovaniya-rossii.html

Характеризуя некоторые основные тенденции спроса на холодильное оборудование, необходимо отметить, что, согласно материалам исследования консалтингового дома «Грифон», основными потребителями холодильного оборудования являются сетевые супермаркеты, пищевые комбинаты, пивзаводы и промышленные холодильники. Как полагает, в частности, Сергей Гусев, руководитель группы маркетинга компании «Остров», перспективы развития рынка холодильного оборудования в ближайшие годы напрямую связаны с перспективами развития средних и крупных предприятий перерабатывающей промышленности и торговли. В то же время, по оценкам специалистов PRADO Group, в странах Запада основная доля поставок холодильного оборудования в стоимостном выражении приходится на масштабные проекты в химической, горнодобывающей, нефтеперерабатывающей отраслях (по материалам сайта www.foodmedia.ru, 03.02.2006). Продажи холодильного оборудования повышаются вместе с ростом российского рынка розничной торговли в целом. В частности, в 2004 году средний рост продаж у дистрибуторов торгового холодильного оборудования составил 10-15% (для крупных компаний с годовым оборотом более 15 млн. долларов США). По мнению Олега Исайчикова, начальника отдела продаж компании «Промхолод», в ближайшие годы наблюдаемая тенденция сохранится. Наиболее привлекательным сегментом является строительство новых и модернизация имеющихся холодильных складов и камер. Одна из основных причин возрастающего спроса на холодильные склады состоит в высокой степени изношенности складских комплексов, расположенных в основном на территории хладокомбинатов и работающих в основном на аммиаке.

В целом мера износа холодильного оборудования на отечественных хладокомбинатах составляет 70-80%, возраст оборудования достигает в среднем 30-40 лет (см. пресс-релиз об исследовании консалтингового дома «Грифон» «Рынок холодильного оборудования в России», 13.06.2006 http://www.holod-konsultant.ru/news/2006/06/13/press-reliz-o-provedennom-issledovanii-rynok-xolodilnogo-oborudovaniya-rossii.html). Однако, по данным компании PRADO Group, для большинства российских предприятий, нуждающихся в модернизации холодильного оборудования, характерен невысокий уровень финансовых возможностей. Лишь третья часть спроса подкреплена соответствующими денежными ресурсами.

Основные выводы:

• По оценкам специалистов консалтингового дома «Грифон», на сегодняшний день емкость российского рынка холодильного оборудования составляет 800 млн. долларов США.

• На рынке холодильного оборудования выделяются две основных товарных группы: «промышленный холод» и «коммерческий холод». Преимущественную долю на российском рынке составляет промышленное холодильное оборудование – 60%, на коммерческое холодильное оборудование приходится 40% рынка.

• На российском рынке преимущественную долю занимает холодильное оборудование, собранное в России из импортных комплектующих; доля холодильного оборудования импортного производства составляет (20%); на оборудование, собранное из отечественных комплектующих, приходится лишь 10% рынка.

• Основными потребителями холодильного оборудования являются сетевые супермаркеты, пищевые комбинаты, пивзаводы и промышленные холодильники. Наиболее привлекательным сегментом рынка выступает изготовление новых и модернизация имеющихся холодильных складов и камер.

 
2003 - 2024 © НДП "Альянс Медиа"
Правила републикации
материалов сайтов
НП "НДП "Альянс Медиа"

Политика конфиденциальности