В период с 1998 по 2003 год автобусостроение оставалось наиболее динамичным сектором отечественного автопрома, ежегодный прирост производства составлял в среднем 11%. В 2004 году ситуация на рынке автобусов изменилась, по отношению к 2003 году выпуск автобусов в России (включая микроавтобусы) снизился на 0,5% и составил 76,2 тыс. машин (см. рисунок 1). По мнению экспертов, наблюдаемая тенденция к снижению выпуска автобусов во многом связана со спецификой современной ситуации на внутреннем рынке. У большинства муниципальных перевозчиков средств на кардинальное обновление устаревшего парка еще нет, крупные частные компании постепенно начали менять микроавтобусы на более серьезные машины, а рынок малых и особо малых моделей уже насыщен.
Рисунок 1.
Производство автобусов российскими предприятиями в 1998 – 2004 гг., шт.*
Несмотря на общее снижение выпуска автобусов в 2004 году, ряд отечественных производителей показал положительную динамику производства. Увеличение выпуска автобусов наблюдалось в ОАО «АЗ «Урал», ВАП «Волжанин», ОАО «ГАЗ», ОАО «НефАЗ», ООО «Скания-Питер». Производство автобусов в компании «Русские автобусы» в 2004 году возросло на 9,5%, положительная динамика отмечалась по всем заводам компании.
Максимальных темпов прироста производства в относительном выражении достиг Курганский автобусный завод, где выпуск автобусов увеличился на 27%.
Сократилось производство автобусов в АМО «ЗиЛ», а основной вклад в отставание уровня производства в 2004 году от показателя 2003 года внесло ОАО «УАЗ», где объем производства за год уменьшился на 21%. Показатели производства автобусов основными российскими предприятиями в 2004 году и динамика производства по отношению к 2003 году приведены в таблице 1.
Таблица 1. Динамика объемов выпуска автобусов основными российскими производителями в 2003-2004 гг., шт. (по данным «Русские автобусы», «АСМ-холдинг»**)
Крупнейшим игроком отечественного рынка автобусов является компания «Русские автобусы», входящая в состав «Руспромавто» и представляющая дивизион группы «ГАЗ» по производству автобусов. Группа «ГАЗ» в настоящее время представляет крупный автохолдинг, капитализация которого в 2005 году составила 752 млн. долларов США, уступив только АвтоВАЗу. На четырех заводах компании «Русские автобусы» (ОАО «Голицынский автобусный завод», ОАО «Курганский автобусный завод», ОАО «Ликинский автобусный завод», ОАО «Павловский автобусный завод») в 2004 году было выпущено более 16 тыс. малых, средних, больших и особо больших машин практически для всех типов перевозчиков: городских, сельских, междугородних, школьных, корпоративных. За год компания увеличила выпуск продукции почти на 10% и заняла свыше двух третей внутреннего рынка (без учета микроавтобусов) (см. рисунок 2), а четверть выпущенных автобусов реализовала за рубежом. В 2005 году «Русские автобусы» заняли около 95% рынка малых автобусов, две трети рынка средних и более 40% рынка больших автобусов (см. Щербо Г. ГАЗ выходит в свет. // Эксперт Волга. 2006. №2(6)).
Одним из крупнейших отечественных производителей автобусов большого класса является ОАО «НефАЗ» (г. Нефтекамск). В 2005 году компания занимала 26,7% российского рынка больших автобусов, уступая по объемам производства лишь ОАО «ЛиАЗ», доля которого составила 54,5%. В ближайшем будущем НефАЗ планирует занять 50% российского рынка автобусов большого класса. В 2005 году завод вплотную приступил к работе над автобусами среднего и малого класса, а также выпустил опытный образец низкопольного автобуса. Согласно результатам опроса, проведенного среди 37 российских автотранспортных предприятий в марте 2005 года, НефАЗ занимает первое место по степени удовлетворенности потребителей автобусами и предприятием-изготовителем (средний балл составил 3,98 по пятибалльной шкале). На втором месте оказался ЛиАЗ (средний балл 3,73) (по информации агентства «Башинформ» http://www.avias.com/news/2005/05/06/90615.html).
Рисунок 2.
Доли участников российского рынка автобусов, %
(по данным компании «Русские автобусы»***)
Одной из актуальных задач для российских производителей автобусов в настоящее время является выход на рынки стран ближнего и дальнего зарубежья, поиск возможностей расширения экспортных поставок. В частности, эту задачу в качестве одной из основных формулируют для себя менеджеры компании «Русские автобусы». В 2004 году компания «Русские автобусы» увеличила долю экспортных поставок на 8% по сравнению с показателем 2003 года, доля экспорта достигла 25% от объема производства в натуральном выражении. География экспортных поставок компании «Русские автобусы» пока преимущественно ограничивается пространством СНГ – в 2004 году это были Узбекистан, Таджикистан, Молдова, Украина, хотя компания поставляет автобусы и в страны дальнего зарубежья – в 2004 году это Босния, Вьетнам, Куба. В ближайшее время «Русские автобусы» намерены выйти на румынский рынок.
Российские производители открывают сборочные производства в странах ближнего и дальнего зарубежья. В частности, компания «Русские автобусы» открывает сборочное производство автобусов ПАЗ в Украине, а также, в ближайшей перспективе, и в Республике Беларусь. Достигнута договоренность о создании сборочного производства во Вьетнаме, а также в Узбекистане. Компания ведет переговоры о создании сборочного производства автобусов ЛиАЗ в Румынии.
Производители из стран СНГ в свою очередь также стремятся укрепиться и расширить свое влияние на российском рынке. Наиболее активна в этом отношении политика украинского производителя – промышленно-инвестиционного холдинга «Богдан», входящего в тройку ведущих производителей автобусной техники СНГ.
Представители холдинга уже не раз заявляли о серьезных намерениях относительно российского рынка. Одним из примеров, подтверждающих это, стали поставки в 2004-2005 годах автобусов малой вместимости «Богдан» (Isuzu) группе «Автолайн». В 2005 году холдинг планировал продать на российском рынке 500 машин под маркой Isuzu – брэндом партнера холдинга Isuzu Motors Limited. Конкуренцию отечественным производителям составляет и другой известный украинский производитель – ЗАО «Львовский автобусный завод» (ЛАЗ). В частности, по информации представителей ЛАЗа, к одной из новинок завода – городскому автобусу City Star – большой интерес проявили представители Мосгортранса – (см. обзор «Автобусная отрасль» // Журнал «Автобизнес». www.abiz.ru/?id=628&PHPSESSID=00faf262eb41efe5d66047958b87df4b
Еще один украинский производитель – корпорация «Эталон» - намерен потеснить «Группу ГАЗ» в сегменте мини-автобусов. Уже в конце текущего года «Эталон» планирует выпустить с конвейера свой первый мини-автобус, собранный в России. Эксперты рынка сдержанно оценивают перспективы «Эталона» в России. В частности, аналитик Центра политической конъюнктуры Иван Федякин полагает, что российский рынок микроавтобусов очень капризен и не исключено, что даже отечественных «Газелей» в ближайшее время потеснят Volkswagen и Mercedes (см. http://truckmarket.ru 31.05.2006).
Автоконцерны стран дальнего зарубежья также заинтересовались российским рынком автобусов. В частности, корейская компания Hyundai Motor планирует наладить сборку автобусов на автомобильном заводе в Елабуге (ЕлАЗ). Начать экспансию на российский рынок Hyundai Motor намерена с дорогих туристических автобусов, которые в недостаточном количестве выпускают отечественные производители, и где для потребителей весьма значимую роль играет престиж марки (См. Газета 27.01.2005).
Значимой тенденцией современного российского рынка автобусов выступает увеличение объема импортных поставок. По итогам 2004 года в Россию было поставлено около 6,5 тыс. автобусов зарубежного производства. В 2005 году доля импортных поставок возросла по сравнению с уровнем 2004 года на 4%, составив 24% от объема рынка. Как отмечают эксперты, зарубежные поставщики воспользовались тем, что на новые российские машины введены жесткие стандарты по технической и экологической безопасности, но те же требования никак не распространяются на бывшую в употреблении технику, ввозимую из-за рубежа (См. Безверхов А. Автобусные гонки // Эксперт-Авто. 2005. №2(69)).
Спрос на автобусы на российском рынке характеризуется тенденцией к росту. По оценке экспертов компании «Тройка Диалог», в 2005 году объем рынка средних автобусов в России составил 100 млн. долларов США, объем рынка больших автобусов – 300 млн. долларов США. По прогнозам, к 2010 году в обоих сегментах рынка объем в стоимостном выражении может удвоиться, во многом благодаря увеличению спроса внутри России.
Основные выводы:
В 2004 году выпуск автобусов в России (включая микроавтобусы) составил 76,2 тыс. машин, по отношению к 2003 году объем производства снизился на 0,5%.
Несмотря на некоторое снижение выпуска автобусов в 2004 году, ряд отечественных производителей показал положительную динамику производства. Увеличение выпуска автобусов наблюдалось в ОАО «АЗ «Урал», ВАП «Волжанин», ОАО «ГАЗ», ОАО «НефАЗ», ООО «Скания-Питер». Сократилось производство автобусов в АМО «ЗиЛ», ОАО «УАЗ».
Крупнейшим игроком отечественного рынка автобусов является компания «Русские автобусы», представляющая дивизион группы «ГАЗ» по производству автобусов. На четырех заводах компании «Русские автобусы» (ОАО «ГолАЗ», ОАО «КАВЗ», ОАО «ЛиАЗ», ОАО «ПАЗ») в 2004 году было выпущено более 16 тыс. машин.
В 2005 году на российском рынке автобусов наблюдалось увеличение импортных поставок. По итогам 2004 года в Россию было поставлено около 6,5 тыс. автобусов зарубежного производства. В 2005 году доля импорта увеличилась на 4% по отношению к показателю 2004 года и составила 24% от объема производства.
Спрос на автобусы на российском рынке характеризуется тенденцией к росту. В 2005 году объем рынка средних автобусов в России составил 100 млн. долларов США, объем рынка больших автобусов – 300 млн. долларов США. По прогнозам, к 2010 году объем обоих сегментов рынка в стоимостном выражении может удвоиться, что во многом связано с увеличением внутреннего спроса.