Система ММЦ: Система межрегиональных маркетинговых центров
English English Italiano Italiano
О Системе ММЦ География Новости организации События СМИ о нас Контакты
Услуги

Развитие международного сотрудничества

Поиск и подбор партнеров в регионах

Маркетинговые исследования

Продажа готовых обзоров
Деловые миссии в регионы
Реестр конкурентоспособных предриятий
Базы данных

Предприятия

Деловые предложения

Инвестиционные проекты

Мероприятия

Реестр маркетинговых работ
Сервис портала

Визитные карточки

Создание сайта на нашем портале

Подписки
Справочная информация
Сведения о регионах
В помощь маркетологу
Региональные маркетинговые центры в Системе ММЦ
ММЦ "ЛИПЕЦК"

Год основания: 2002
Руководитель: Филинская Лариса Владимировна
Штатных сотрудников: 5 человек
Интервьюерская база: 50 человек

Наши аналитические статьи и обзоры
Обзор рязанского рынка чая
Обзор рязанского рынка чая

Культуре чая около пяти тысяч лет. По древней китайской легенде, в котел с кипящей водой охотника, остановившегося на привал, упали, сорванные ветром, несколько мелких, глянцевитых листочков с соседнего куста. Охотник, оценив ароматный напиток, принес в поселение листочки того самого растения. Так был открыт чайный куст.

Теперь чай является одним из самых популярных и любимых напитков во всем мире, а традиции чаепития развиты практически во всех странах земного шара. В августе 2006 года маркетинговым центром «Контакт» было проведено исследование потребительских предпочтений рязанцев на рынке чая. Сбор информации осуществлялся методом анкетирования по репрезентативной выборке.

В опросе приняло участие 458 горожан в возрасте от 18 и старше.

Результаты проведенной работы свидетельствуют о том, что наибольшей популярностью у жителей Рязани пользуются сорта черного чая – их выбирают 71% потребителей (рис. 1), причем 60% из них – отдают свои предпочтения исключительно черному чаю, из них 86% опрошенных мужчин. Остальные потребители не ограничиваются покупкой одного вида чая, поэтому суммарный процент превышает 100%.

Зеленый чай предпочитают 12% респондентов, преимущественно представительницы женского пола. Такая специфика судя по всему связана с тем, что женщины больше чем мужчины заботятся о своём здоровье. На долю ароматизированного чая в совокупности приходится 22% потребительских предпочтений: ароматизированный черный чай – 14%, а ароматизированный зеленый – 8%. Наиболее популярные ароматизированные чаи со вкусом бергамота, лимона и жасмина, соответственно 29%, 28% и 18% опрошенных.


Рис.1. Потребительские предпочтения по видам чая (сумма процентов больше 100, так как только 60% предпочитают один вид чая)

Относительно предпочитаемой страны – производителя с небольшим отрывом лидирует Индия – 42% опрошенных. На втором месте – Цейлон (о. Шри-Ланка) – 41%, далее Китай – 13%, на долю Грузии, Англии и др. приходится 4% .

61% респондентов ответили, что они постоянно покупают фасованный чай, а 20% – пакетированный чай.

Но рост продаж чая в пакетиках на рязанском рынке все же просматривается. Он обусловлен желанием потребителей сделать свою повседневную жизнь максимально удобной. Таким образом, постепенно мы приближаемся к европейским стандартам потребления: на Западе именно пакетированный чай является наиболее популярным. Он выпускается в упаковках объемом 25, 50 и 100 пакетиков.

Однако потребитель становится более осведомленным, требует разнообразия вкусов и более высокого качества, чем предлагается основными брэндами чая в пакетиках.

Существенным фактором является традиция заваривания чая в специальном чайнике. Именно в результате такого заваривания при соблюдении всех правил получается чай с ароматным запахом, соответствующим для данного вида чая цветом настоя и с полезными веществами, которых в пакетированном чае меньше вследствие способа его получения.

Любители чая в пакетиках отмечают, что они часто покупают данный вид чая, в основном для экстренного заваривания или для употребления его на работе. Развесной чай пользуется небольшим спросом у рязанских потребителей, всего 9% постоянных покупателей. Это является следствием, с одной стороны, стереотипа потребительского поведения большинства – приобретать чай в упаковке. С другой стороны – развесной чай реализуется далеко не во всех торговых точках г. Рязань. Небольшой спрос можно объяснить еще тем, что чай требует особенных условий хранения – керамической или фарфоровой посуды, обособленного от других продуктов места, отсутствие света и влаги.

Гранулированный чай покупают всего 10% опрошенных, причем покупка такого чая совершается довольно редко, а плиточный – совсем не пользуется спросом, вследствие отсутствия его любителей, так как этот вид чая производится из сырья довольно низкого качества.

В ходе разовой покупки 77% опрошенных в независимости от вида фасовки приобретают одну упаковку, 19% – две, всего 4% – три и более. Причем 55% респондентов ответили, что они предпочитают упаковки чая массой 100г (рис.2) .

В категории «Другое» опрошенные жители г.Рязани указывали, что совершают покупки развесного чая по 250г и 500г.

Частота совершения покупки чая во многом зависит от количества покупаемых упаковок и их объема. Большинство респондентов – 37% – покупают чай один раз в 2 недели (рис.3). Один раз в месяц его приобретают 32% рязанцев, один раз в неделю – 11,3%, и 12% опрошенных покупают напиток реже одного раза в месяц.


Рис. 2 Предпочтения потребителей чая по объему упаковки (% от опрошенных)


Рис. 3 Частота совершения покупки чая (% от числа опрошенных)

В области вида упаковки лидирует картонная упаковка, которую выбирают 83% опрошенных, покупающих ее постоянно или часто.

Другая часть потребителей отдает предпочтение более дорогой продукции, упакованной в жесть (6%) или другие нестандартные материалы (4%).

Однако по мере роста платежеспособности населения и прихода на рынок новых брэндов доля картонной упаковки сокращается. Об этом свидетельствует прирост по сравнению с результатами предыдущего исследования потребления чая в экономичном пластиковом пакете на 10% и пакетированного на 15%.

Вследствие развития рынка подарочной продукции в общем объеме продаж растет доля чая в сувенирной оригинальной упаковке – деревянных ящичках, полотняных мешочках, керамической упаковке, пластиковых банках. Однако эта доля пока очень не велика.

Критерии, влияющие на выбор чая при покупке, были оценены большинством респондентов следующим образом (Рис. 4):

 сильно влияет – марка, качество чая, польза для здоровья;
 влияет, но не сильно – цена;
 абсолютно не влияет – дизайн упаковки,
реклама, вес упаковки, рекомендации знакомых.


Рис. 4 Критерии, влияющие на выбор чая

Такие показатели как «Страна – производитель» и «Новый вкус» вызвали затруднение с ответом у большинства, но все же 26% ответивших на анкету отметили, что для них страна – производитель в той или иной степени влияет на выбор ими чая, а 29% – что новый вкус чая сможет их подтолкнуть купить его.

У 60% опрошенных не меняются предпочтения среди видов чая в зависимости от времени года, черный традиционный чай их согревает в мороз и освежает в жару.

У остальных же тенденция следующая: весной и летом предпочтительнее зеленый чай как ароматизированный, так и традиционный, травяные и цветочные чаи. Осенью и зимой наблюдается тенденция к переходу на черный традиционный и с вкусовыми добавками, за исключением 18% респондентов, которые не разделяют мнения большинства, отдавая предпочтение другим видам чая.

По популярности марок чая мы выделили две категории: узнаваемость (рис. 5) и покупаемость (рис. 6).


Рис. 5 Наиболее узнаваемые марки чая


Рис. 6 Наиболее покупаемые марки чая

В четверку лидеров, представленных на розничном рынке чая, входят два российских производителя – ООО «Орими Трэйд» (Санкт-Петербург) и ОАО «Компания «Май» (Москва) – а также две международные компании: Ahmad Tea Ltd. (Великобритания) и Unilever NV/Plc (Великобритания–Нидерланды).

Как правило, зарубежные поставщики работают в более дорогих сегментах, тогда как отечественные компании занимаются реализацией более экономичных брэндов. Как видно, по рейтингу наиболее покупаемых марок чая лидируют три брэнда: Ahmad, Lipton и «Майский чай». Все они являются представителями medium-сегмента.

Akbar, Greenfield, «Принцесса Нури», Dilmah и Brooke Bond также принадлежат к маркам чая среднего ценового сегмента. А завершают «десятку» – «Гранд» и «Лисма» – низкий ценовой сегмент.

Можно сделать вывод, что рязанцы при выборе чая ориентируются в основном на оптимальное соотношение цены и качества.

Несмотря на широкий выбор марок, нельзя назвать рынок чая полностью сформированным: в medium-сегменте несмотря на многообразие представленных марок чая отмечается нехватка продукции, соответствующей оптимальному соотношению цены и качества.

В последние годы в Россию импортируется значительное количество чая, прежде всего китайского, относящегося к категории premium. Отмечается увеличение спроса на ранее неизвестные разновидности чая – матэ, ройбуш и другие. Продвижение такой продукции осуществляется в основном через интенсивно развивающиеся в последние годы сети различных чайных клубов или специализированных чайных магазинов.

Однако в Рязани такая тенденция практически отсутствует.

В результате мониторинга торговых точек г.Рязани были определены средние цены марок черного традиционного чая (рис. 7).

Среди опрошенных жителей г.Рязани 48% на последнюю покупку чая потратили от 50 до 100 руб., 21% приобрели чая на сумму менее 50 руб., остальные – на 100 руб. и более.

Дорогие элитные сорта чая привлекают все большее число потребителей с высокой покупательской способностью, в частности как элемент престижа и социальной принадлежности.


Рис. 7 Средние цены наиболее покупаемых марок чая в г.Рязани (черный традиционный чай)

По итогам исследования была выявлена ярко выраженная приверженность к определенному типу места продаж населения. Наиболее предпочтительной торговой точкой для покупки чая для 59% респондентов является супермаркет или магазин самообслуживания.

Это связано со свободным выбором товара, при необходимости можно обратиться за помощью к торговому персоналу, доступностью посмотреть товар со всех сторон, удобством совершения покупки всех продуктов в одном магазине, приятной атмосферой, вежливым торговым персоналом (в крупных магазинах, заботящихся о своей репутации, за этим строго следят), большей вероятностью не купить подделку.

Для 15% опрошенных нет определенного места покупки чая, а около 12% совершают ее в продовольственных магазинах. Всего 14% потребителей приобретают чай на мелкооптовом и розничном рынках.

С широким распространением супермаркетов и магазинов самообслуживания в Рязани большая часть населения сменила привычные для покупок мелкооптовые и розничные рынки на крупные магазины с большим ассортиментом товаров и не всегда высокими ценами. Дискаунтеры привлекательны низкими ценами на основные товары, пользующиеся массовым спросом, возможностью получить скидку на все товары, различными акциями, проводимыми в магазинах торговыми компаниями.


Рис. 8 Изменения в потребительских предпочтениях по сравнению с предыдущим годом (%)

Среди респондентов, участвующих в опросе, 29% полностью удовлетворены предпочитаемыми марками чая и не стали покупать новые по сравнению с предыдущим годом (рис. 8). Но 27% все же стали покупать более дорогие марки, чем год назад. Это связано как с улучшением материального положения, так и с большей осведомленностью и желанием покупать более качественный чай.

Сменить предпочитаемую марку чая при отсутствии ее в месте продажи могут 40% респондентов, а около 33% ответили, что поменяют полюбившийся чай только на чай более высокого качества, причем цена для них не имеет никакого значения. Всего 14% опрошенных последуют советам знакомых, и только 12% привлечет более низкая цена

Итак, подводя итоги, следует отметить, что наиболее популярной среди всех видов чайной продукции является стограммовая пачка традиционного черного качественного чая фасованная в картонную упаковку, страной производителем которой является Индия или Цейлон, розничной ценой от 25 до 29 руб. за пачку.

Наиболее предпочтительным ценовым сегментом для новой марки чая является medium-сегмент, так как, несмотря на разнообразие представленных здесь брэндов, все же нельзя, утверждать о полной удовлетворенности потребителей. Здесь отмечается нехватка продукции, соответствующей оптимальному соотношению цены и качества.

Также следует отметить, что традиционная реклама практически не воздействует на покупателя при выборе той или иной марки чая.

Поэтому производителям стоит уделить особое внимание таким способам продвижения товара как промо-акции (проведение презентаций, дегустаций своей продукции и др.)

 
2003 - 2024 © НДП "Альянс Медиа"
Правила републикации
материалов сайтов
НП "НДП "Альянс Медиа"

Политика конфиденциальности