Система ММЦ: Система межрегиональных маркетинговых центров
English English Italiano Italiano
О Системе ММЦ География Новости организации События СМИ о нас Контакты
Услуги

Развитие международного сотрудничества

Поиск и подбор партнеров в регионах

Маркетинговые исследования

Продажа готовых обзоров
Деловые миссии в регионы
Реестр конкурентоспособных предриятий
Базы данных

Предприятия

Деловые предложения

Инвестиционные проекты

Мероприятия

Реестр маркетинговых работ
Сервис портала

Визитные карточки

Создание сайта на нашем портале

Подписки
Справочная информация
Сведения о регионах
В помощь маркетологу
Региональные маркетинговые центры в Системе ММЦ
ММЦ "СМОЛЕНСК"

Год основания: 2004 год
Руководитель: Баринов Дмитрий Николаевич
Интервьюерская база: 30 человек

Наши аналитические статьи и обзоры
Обзор российского рынка кормов для домашних животных

Обзор российского рынка кормов для домашних животных

По числу домашних животных на душу населения Россия занимает второе место в мире после США. Наиболее популярный вид домашней живности в нашей стране — кошки, их у нас от 25 до 30 миллионов. На втором месте — собаки, их около 20 миллионов. По данным, приводимым компанией «Комкон», в 2003 году приблизительно треть российских семей (32%) держала кошек, и только пятая часть россиян (17,5%) — собак.

Рынок кормов для домашних животных сформировался в России около пятнадцати лет назад и в настоящее время активно развивается. Так, в 2003 году в нашей стране объем продаж кормов вырос на 22%, а в 2004 году составил свыше 200 млн. долларов США (по данным компании Mars). Эксперты Mars считают, что при сохранении таких темпов развития категории через 3-4 года объем рынка может составить порядка 500 млн. долларов США (из доклада Киры Рамневой, материал опубликован в "Газете" №230 от 05.12.2005г. http://www.gzt.ru/society/ 04.12.2005/).

По оценкам экспертов, в прошлом году общий объем рынка составил около 450 миллионов долларов США. Возможно, что активная пропаганда готовых кормов позволит в этом году достичь 15-процентного роста продаж, соответственно, общегодовой объем достигнет порядка полумиллиарда долларов. Не исключено, однако, что подобные прогнозы так и останутся прогнозами, если производителям кормов не удастся убедить костяк своих покупателей – заводчиков.

В 2005 году российский рынок составил более 11,9 млрд. рублей (400—450 млн. долларов США). Причем 21% этих денег россияне потратили на корм для собак, а почти 79% — на кошачьи «сухарики» и консервы. На рисунке 1 представлена диаграмма соотношения количества расходов россиян на корм для собак и кошек.

Рисунок 1.
Соотношение расходов россиян на корм для собак и кошек*

*по данным компании ACNielsen январь 2005г. http://www.yauza.com

Как утверждают эксперты ACNielsen, российский рынок кормов для животных демонстрирует стабильный рост, однако темпы его развития снижаются. На рисунке 2 показана диаграмма колебания роста российского рынка кормов для животных. Во многом снижение темпов роста рынка связано с тем, что владельцы домашних животных в России пока не спешат переводить своих питомцев исключительно на готовые корма. Сегодня лишь треть владельцев предпочитает кормить домашних животных готовыми кормами. Остальные кормят «по старинке».

Рисунок 2.
Динамика роста российского рынка кормов для животных**

**по данным компании ACNielsen январь 2005г. http://www.yauza.com

Из диаграммы, представленной на рисунке 2, видно, что в 2003 году рынок кормов для домашних животных вырос в физическом объеме на 21,5%, а в 2004 году рост составил лишь 10,5%. В стоимостном выражении объем рынка в 2003 году увеличился на 36,7%, в 2004-м — на 15,6%. Такой существенный спад темпов роста произошел за счет кормов для кошек, в 2003 году рост физического объема этого сегмента составил 25%, а в 2004-м — всего 10,6%. Зато рынок кормов для собак остается стабильным — по 11,5% роста и в прошлом, и в позапрошлом годах.

Как полагают эксперты, снижение продаж кошачьих кормов могло стать следствием перенасыщения этого сегмента рынка. Не исключено, что свою скромную лепту в этот процесс внесли и отечественные производители дешевых кормов, появившиеся на рынке в последние два-три года. Но как бы то ни было, их доля все еще остается мизерной, и пока они не представляют серьезной угрозы для лидеров.

Ведущими игроками рынка кормов для животных являются транснациональные компании, 80% кормов которых производятся и продаются в России. Это Mars, Aller Petfood, Nestle Purina и Royal Canin. Хотя зарубежные производители уверенно доминируют на российском рынке кормов для животных, отечественные потребители с каждым годом приобретают все больше российских кормов. Так в 2003 году их доля в своем секторе выросла на 6%. По данным «КОМКОН-2», кошачий корм «Васька» компании «КлинВета» покупают 5,3% владельцев животных, которые используют корма, а корм для собак этого же производителя «Вили хвост» - 1,9% владельцев. В сегменте суперпремиум была запущена марка Maks's. Чувствуя конкуренцию, транснациональные корпорации навязывают магазинам жесткие условия по выкладке товара, утверждают российские производители: отечественные корма оказываются на нижних полках. Поэтому, рост продаж отечественных кормов в супермаркетах замедлился, но в остальных торговых точках он продолжает расти.

Зарубежные компании контролируют до 90% российского рынка кормов для животных.

В 2004 году на российском розничном рынке лидировали соответственно компании Mars-Royal Canin и Nestle-Purina с совокупной долей 85,9% в натуральном и 86,4% в стоимостном выражении. Хотя ни для кого не является тайной, что безоговорочным лидером отечественного рынка кормов для животных с колоссальным отрывом является Mars-Royal Canin. За ведущими производителями на очень солидном расстоянии следуют Mervo Products и единственная в этом списке российская компания «Раритет».

На рисунке 3 представлена диаграмма объемов рынка в натуральном и стоимостном выражении компаний Mars-Royal Canin, Nestle-Purina, Раритет. Из данной диаграммы видно, что «собачьи» марки Chappi, Pedigree, Royal Canin (выпускаются Mars-Royal Canin), Darling, Friskies (Nestle-Purina), «Трапеза» («Раритет») занимают 87,6% рынка в натуральном выражении, 81,2% — в стоимостном. На ведущие «кошачьи» бренды — Kitekat, Royal Canin, Whiskas (Mars-Royal Canin) и Darling, Friskies (Nestle-Purina) — приходится 85,3% рынка по объему и 86% по стоимости.

Помимо «Раритета» в последние годы на российском рынке появилось немало отечественных производителей. В частности, «Продконтрактинвест» выпускает консервы «Ночной охотник» для кошек и «Верные друзья» для собак. Компания «Биосфера» производит корма для рыб, птиц и грызунов, витаминно-минеральные добавки для кошек и собак под торговой маркой «Вака».

Компания «ЧИКА» специализируется на кормах для рыб, птиц и грызунов и выпускает продукцию под одноименной маркой. Компания «Вестерн» выпускает зоотовары под торговыми марками «Гоша» и «Кеша» (корма и лакомства, минеральные добавки для птиц, грызунов и земноводных), «Тритон» (корма для рыб), «Котенок» (кошачьи корма). ООО «ЗооМир» выпускает корма и кормовые добавки для рыб, кошек, собак и декоративных птиц под марками «Хомка», «Дуся», «Капитан Флинт» и др. «КлинВет» — единственная российская компания по производству кормов для кошек и собак (консервы серии «Васька» и «Вилли-Хвост»), имеющая собственные ветеринарные клиники. Компания «Альпинтех» сосредоточилась на очень узком, но доходном сегменте, она производит лакомства для собак: косточки на любой вкус — от говяжьих до кроличьих под маркой TiTBiT.

Рисунок 3.
Доля российского рынка кормов для домашних животных, занимаемая продукцией компаний Mars-Royal Canin, Nestle-Purina, Раритет, % в натуральном и стоимостном выражении***

*** из обзора Елены Костюк январь 2005 http://www.yauza.com

Тройку наиболее известных и потребляемых марок среди кошачьих кормов, по данным «КОМКОН», составляют Kitekat (Mars), Whiskas (Mars), Friskies (Nestle). Среди собачьих кормов наиболее известными и популярными являются Chappi (Mars), Pedigree (Mars), Friskies (Nestle) По данным ACNielsen, лидерами российского рынка кормов для кошек и собак являются четыре производителя (перечислены в алфавитном порядке) - Mars, Mervo, Nestle, «Раритет», которые вместе занимают 91% рынка, как по объему, так и по стоимости. Наиболее продаваемыми марками являются Chappi (Mars), Darling (Nestle), Felix (Nestle), Friskies (Nestle), Kitekat (Mars), Pedigree (Mars), Royal Canin (Mars), Whiskas (Mars). Их совместная доля по объему и по стоимости составляет 85% рынка (см. Надежда Козицкая «Индустрия рекламы» № 15 (65), август 2004).

Корма для животных специалисты делят на следующие ценовые сегменты (марки перечислены по алфавиту): - супер-премиум - Cesar (Mars), Gourmet (Nestle), Sheba (Mars) и т.д.; - премиум - Darling (Nestle), Dr. Clauder`s (Mervo), Felix (Nestle), Friskies (Nestle), Pedigree (Mars), Royal Canin (Mars), Whiskas (Mars), «Оскар» (компания «Раритет») и т.д.; - экономичный - Chappi (Mars), Kitekat (Mars), «Васька» («КлинВет»), «Лапка» и т.д. (см. Надежда Козицкая «Индустрия рекламы» № 15 (65), август 2004).

Бесспорными лидерами рынка являются марки экономичного сегмента (от 18 до 75 рублей) — Kitekat и Chappi. Вторую строчку занимают торговые марки из «премиального» (до 170 рублей) сектора — Whiskas и Pedigree. На экономичный сегмент приходится 65% рынка, на премиум — 30-33%. На долю кормов суперпремиум для животных в нашей стране приходится всего лишь около 1%. Дадим краткую характеристику цен на основные марки кормов для домашних животных. Так, кошачий корм "Васька" позиционируемый в экономичной ценовой категории, стоит 18 - 22 руб. за банку 350 грамм. Его ближайший конкурент - корм российской марки "Оскар", 450-граммовая банка которого стоит 25 руб. Импортные корма Whiskas и Friskas продаются по 45 руб. за банку 400 грамм, Kitekat (400 г) стоит 30 руб. Среди кормов для собак ценовая конкуренция сильнее.

Ростовский "Гав" (350 г) стоит 14 руб., "Вилли Хвост" (325 г) - 17 руб., "Оскар" (415 г) - 23 руб., а Chappi (400 г) - 27 руб.

Наиболее частым местом приобретения кормов для животных являются специализированные магазины, следом идут оптовые и мелкооптовые рынки, гастрономы, продовольственные магазины. Корма промышленного производства — как сухие (dry), так и влажные (wet), в нашей стране больше используют хозяева кошек - 66%. Среди владельцев собак корма покупают 44,6%. В целом большинство владельцев домашних животных чередуют готовый корм с супами, кашами, мясом, рыбой и другими блюдами. Однако в основном такая ситуация характерна для владельцев собак, которые нередко покупают корма для животных (petfood) только в качестве добавки к обычным продуктам. «Держатели» кошек намного чаще используют готовый корм в качестве самостоятельной пищи.

Влажные корма (продаются обычно в банках или пакетиках) стоят дороже. Часто их дают животному в качестве поощрения, лакомства, во время или после болезни питомца, поскольку считают, что дорогие корма содержат больше полезных веществ. Владельцы животных отмечают следующие преимущества таких кормов перед сухими:

- натуральный внешний вид корма, его схожесть с мясом;
- вкус — зачастую питомцы предпочитают его сухому;
- большая питательность (по мнению части покупателей);
- для владельцев собак удобен в качестве компонента для приготовления экономичной смеси корма с кашей.

В то же время, по мнению хозяев животных, сухой корм не лишен своих преимуществ: - не пачкает посуду;
- не высыхает и не портится (его можно оставлять в миске на целый день);
- благодаря сухой консистенции удобен для кормления питомца во время поездки за город.

По материалам обзора можно сделать следующие выводы:
• В 2003 году рынок кормов для домашних животных вырос в физическом объеме на 21,5%, а в 2004 году - на 10,5%. В стоимостном объеме рынок в 2003 году увеличился на 36,7%, в 2004 году - на 15,6%. Такой существенный спад темпов роста произошел за счет кормов для кошек: в 2003 году рост физического объема этого сегмента составил 25%, а в 2004 году - всего 10,6%. Зато рынок кормов для собак остается стабильным - по 11,5% роста и в прошлом, и в позапрошлом годах.

• В 2005 году российский рынок кормов для домашних животных составил более 11,9 млрд. рублей (400—450 млн. долларов США). Доля кормов для собак составила 21% этой суммы, на «сухарики» и консервы для кошек пришлось 79%.

• В 2003 году в России объем продаж кормов для домашних животных вырос на 22%, а в 2004 году составил свыше 200 млн. долларов США. По мнению экспертов, при сохранении существующих темпов развития рынка через 3-4 года его объем может составить порядка 500 млн. долларов США.

• В 2004 году на российском розничном рынке лидировали соответственно компании Mars-Royal Canin и Nestle-Purina с совокупной долей 85,9% в натуральном и 86,4% в стоимостном выражении.

• Наиболее частым местом приобретения кормов для животных являются специализированные магазины, за которыми следуют оптовые и мелкооптовые рынки, гастрономы, продовольственные магазины.

 
2003 - 2024 © НДП "Альянс Медиа"
Правила републикации
материалов сайтов
НП "НДП "Альянс Медиа"

Политика конфиденциальности