Рынок пиццы включает три основных сегмента: замороженная пицца, охлажденная пицца, пицца в кафе и ресторанах или с доставкой. В некоторых странах Западной Европы (Великобритании, Германии, Франции) объемы продаж охлажденной пиццы приближаются или даже опережают объемы продаж замороженной пиццы. В частности, в Великобритании в 2002 году объем рынка охлажденной пиццы составил 559 млн. долларов США, а объем рынка пиццы в целом – 749 млн. долларов США. В России охлажденная пицца в настоящее время не пользуется спросом у потребителей и незначительно представлена в розничной продаже. Это связано преимущественно с недостаточно оперативной доставкой пиццы в магазины даже в крупных городах, нехваткой холодильников для охлажденных продуктов питания. Для российского потребителя при покупке охлажденной пиццы повышается вероятность приобретения некачественной, просроченной продукции. В этой связи отечественные потребители предпочитают приобретать замороженную пиццу (см. Маркетинговое исследование рынка пиццы Западной и Восточной Европы и прогноз развития рынка пиццы в России до 2010 года, проведенное компанией «Информанализ» / http://www.informanaliz.ru/16.htm).
В связи с тем, что сегменты охлажденной пиццы и пиццы, изготавливаемой в кафе и ресторанах, в настоящее время занимают незначительную долю на российском рынке, в настоящем обзоре речь пойдет преимущественно о замороженной пицце. Однако предварительно необходимо отметить, что по мнению экспертов рынка, в частности специалистов компании «Информанализ», в России рынок пиццы во всех трех его сегментах (замороженная, охлажденная и в заведениях общепита) является весьма перспективным с точки зрения инвестирования.
Рынок замороженной пиццы представляет сегмент рынка замороженных полуфабрикатов из теста, оказавшийся весьма востребованным у российских потребителей. По данным компании «Бизнес Аналитика», объем рынка замороженной пиццы в России составил в 2004 году около 7 тысяч тонн. По прогнозам экспертов компании «Информанализ», ежегодно объем российского рынка пиццы будет увеличиваться в среднем на 1 тысячу тонн и к 2010 году достигнет 13 тысяч тонн. При этом отмечается, что это наиболее осторожный прогноз, и вероятная область значений объема рынка пиццы в России к 2010 году будет находиться в пределах 13-27 тысяч тонн. В отличие от стран Западной Европы, где рынок пиццы близок к насыщению, российский рынок пиццы насыщен лишь незначительно и в настоящее время динамично развивается, среднегодовые темпы роста рынка составляют 20-30%. Потенциальные возможности российского рынка пиццы или емкость рынка, рассчитанная по потенциальному потреблению, оцениваются к 2010 году на уровне 130-140 тысяч тонн (см. Российский продовольственный рынок (Russian Food & Drinks Market). 2006. №1).
Среди производителей пиццы, по данным компании «Бизнес Аналитика», в первом квартале 2004 года первенство на российском рынке по объему продаж принадлежало ОАО «Экспериментальный кондитерско-булочный комбинат «Звездный», Москва (ТМ Casa Nostra) с долей 20% (см. таблицу 1). Далее следуют ООО «Солим гарант», Москва (ТМ «Фантазия») и Dr. August Oetker Nahrungsmittel KG, Германия (ТМ Ristorante) с долей более 15% у каждого. Доля пятерки ведущих производителей от общего объема продаж пиццы на российском рынке составила 68% (см. http://www.advertology.ru/article25321.html).
В последние годы на российском рынке пиццы появляются новые крупные игроки. В частности, компания «Талосто», являющаяся одним из лидеров рынка замороженных полуфабрикатов, начала в 2005 году выпуск пиццы под маркой «Марио Пицца». Пицца выпускается с тремя наиболее востребованными у отечественных потребителей начинками: колбаса, ветчина и грибы, ассорти. К концу 2005 года компания «Талосто» планировала довести выпуск «Марио Пиццы» до 100 тыс. тонн в месяц (см. пресс-релиз, подготовленный компанией BC Communications, 27.06.2005 http://www.press-release.ru/branches/markets/42bfd62a4181e/view_print).
На российском рынке пиццы появляются новые разновидности этого продукта. Так, в 2005 году сразу три компании объявили о выводе на российский рынок нового продукта – рожковой пиццы. Это две зарубежные сети – Konopizza и PizzaCono, а также отечественная компания «Крошка-Картошка». Наиболее масштабные планы имела компания PizzaCono, они касались открытия 379 пиццерий по России в течение четырех лет. Однако в настоящее время проект остается в замороженном состоянии в связи с некоторыми неурядицами внутри компании. Сеть Konopizza, которую в России представляет компания «Рона», в текущем году уже открыла три собственных точки в Москве и намерена увеличить их число в столице, а также провести экспансию в ряд регионов: Санкт-Петербург, Екатеринбург, Нижний Новгород. Компания «Крошка-Картошка» развивает собственную сеть Pasta La Vista. На конец 2005 года сеть насчитывала уже три точки, в текущем году к ним планируется добавить еще пять точек (см. Ресторатор. 27.02.2006 / http://www.restorus.com/news/753.html).
Несмотря на то, что пятерка ведущих марок замороженной пиццы представлена преимущественно отечественными производителями, торговым маркам зарубежных производителей принадлежит значительная часть российского рынка, по разным оценкам, их доля составляет 30-40% (см. рисунок 1). Это, прежде всего, ведущие европейские производители: Wagner Tiefkulprodukte GmbH, Германия (ТМ La Pizza) - доля рынка этой компании, по данным Food for Thought, составляет 12% в странах Западной Европы и около 12% в России; и Dr. Oetker - 26% в Западной Европе и около 9% в России.
Рисунок 1.
Доли марок отечественных и зарубежных производителей на российском рынке замороженной пиццы, % (по материалам обзора, подготовленного компанией «Информанализ»**)
** - см. Российский продовольственный рынок (Russian Food & Drinks Market). 2006. №1
По потреблению пиццы на душу населения Россия в настоящее время значительно отстает от стран Евросоюза (см. рисунок 2). Примечательно, что в крупных российских городах уровень ежегодного потребления пиццы существенно выше, чем в среднем по России. Так, по результатам исследования DISCOVERY Research Group, потребление пиццы в крупных российских городах достигает 2 килограммов на человека в год, тогда как среднегодовое потребление по стране оценивается лишь в 0,06 килограмма на человека (по материалам РБК. Исследования рынков. 06.07.2006. / http://research.rbc.ru/news/index/2006/07/06/24994585.html). Однако потребление пиццы в России растет намного быстрее, чем в большинстве стран Евросоюза. Так, среднегодовой рост потребления пиццы в 2004 году по отношению к 2003 году в Германии составил 7%, в Италии - 3,6%, во Франции - 1,7%, в Великобритании - 1%; в Польше - 3,8%, в России, по разным оценкам, от 5 до 10%.
Рисунок 2.
Потребление замороженной пиццы в странах западной и Восточной Европы в 2004 году, кг/чел. в год (по данным Food for Thought***)
*** - см. Российский продовольственный рынок (Russian Food & Drinks Market). 2006. №1
Предпочтения потребителей пиццы в России во многом отличны от предпочтений потребителей стран Западной Европы. Так, на европейском рынке безусловное лидерство занимает пицца на тонкой, хрустящей основе (thin-crust pizza). Пицца, представленная в России, в большинстве случаев отличается более толстым коржом и меньшим слоем начинки. Большинство российских производителей выпускает пиццу в «русском варианте» в связи с тем, что это требует меньших затрат. Кроме того, по результатам одного из исследований, выяснилось, что посетители московских ресторанов предпочитают пиццу на «толстой основе».
Вместе с тем, в настоящее время эксперты отмечают тенденцию постепенного смещения предпочтений российских потребителей пиццы - начинает происходить постепенное вытеснение русского «толстослойного подобия пиццы» «настоящим итальянским блюдом», ряд российских производителей уже начал выпуск пиццы в «итальянском варианте».
Исследования российского рынка пиццы свидетельствуют о том, что наиболее популярны у потребителей следующие виды начинки пиццы: колбаса и ветчина (40% потребителей, участвовавших в исследовании), ассорти (20,8%), грибы (16,5%) (см. рисунок 3). Наиболее востребованной среди российских потребителей является пицца весом от 300 до 400 грамм (49% потребителей, участвовавших в исследовании) (см. Дмитриева С. (компания BC Communications) Марио Пицца – нельзя не восхититься / 27.06.2005 http://www.press-release.ru/branches/markets/42bfd62a4181e/view_print).
Рисунок 3.
Предпочтения российских потребителей по видам начинки пиццы, % от числа участвовавших в исследовании****
Рынок пиццы включает три основных сегмента: замороженная пицца, охлажденная пицца, пицца в кафе и ресторанах или с доставкой. В некоторых странах Западной Европы (Великобритании, Германии, Франции) объемы продаж охлажденной пиццы приближаются или даже опережают объемы продаж замороженной пиццы. Российские потребители предпочитают приобретать замороженную пиццу.
Объем российского рынка замороженной пиццы составил в 2004 году около 7 тысяч тонн. По прогнозам, ежегодно объем российского рынка пиццы будет увеличиваться в среднем на 1 тысячу тонн и к 2010 году достигнет 13 тысяч тонн.
В отличие от стран Западной Европы, где рынок пиццы близок к насыщению, российский рынок пиццы насыщен лишь незначительно и в настоящее время динамично развивается, среднегодовые темпы роста рынка составляют 20-30%.
Основными игроками российского рынка пиццы выступают: ОАО «Экспериментальный кондитерско-булочный комбинат «Звездный», Москва (ТМ Casa Nostra); ООО «Солим гарант», Москва (ТМ «Фантазия»); Dr. August Oetker Nahrungsmittel KG, Германия (ТМ Ristorante). Маркам зарубежных производителей по разным оценкам принадлежит 30-40% российского рынка пиццы.
Среднедушевое потребление пиццы в России составляет 0,06 кг на человека в год. По потреблению пиццы на душу населения Россия значительно отстает от стран Евросоюза. В крупных российских городах уровень ежегодного потребления пиццы существенно выше, чем в среднем по России, составляя 2 кг на человека в год.
Предпочтения потребителей пиццы в России отличны от предпочтений потребителей стран Западной Европы. Так, на европейском рынке безусловное лидерство занимает пицца на тонкой, хрустящей основе, у российских потребителей наиболее популярна пицца на «толстой основе». Наиболее популярны у российских потребителей следующие виды начинки пиццы: колбаса и ветчина (40% потребителей), ассорти (20,8%), грибы (16,5%).