Система ММЦ: Система межрегиональных маркетинговых центров
English English Italiano Italiano
О Системе ММЦ География Новости организации События СМИ о нас Контакты
Услуги

Развитие международного сотрудничества

Поиск и подбор партнеров в регионах

Маркетинговые исследования

Продажа готовых обзоров
Деловые миссии в регионы
Реестр конкурентоспособных предриятий
Базы данных

Предприятия

Деловые предложения

Инвестиционные проекты

Мероприятия

Реестр маркетинговых работ
Сервис портала

Визитные карточки

Создание сайта на нашем портале

Подписки
Справочная информация
Сведения о регионах
В помощь маркетологу
Региональные маркетинговые центры в Системе ММЦ
ММЦ "ТУЛА"

Год основания: 2002 год
Руководитель: Селиванов Анатолий Николаевич
Штатных сотрудников: 10 человек
Интервьюерская база: 40 человек

Наши аналитические статьи и обзоры
Обзор российского рынка пиццы

Обзор российского рынка пиццы

Рынок пиццы включает три основных сегмента: замороженная пицца, охлажденная пицца, пицца в кафе и ресторанах или с доставкой. В некоторых странах Западной Европы (Великобритании, Германии, Франции) объемы продаж охлажденной пиццы приближаются или даже опережают объемы продаж замороженной пиццы. В частности, в Великобритании в 2002 году объем рынка охлажденной пиццы составил 559 млн. долларов США, а объем рынка пиццы в целом – 749 млн. долларов США. В России охлажденная пицца в настоящее время не пользуется спросом у потребителей и незначительно представлена в розничной продаже. Это связано преимущественно с недостаточно оперативной доставкой пиццы в магазины даже в крупных городах, нехваткой холодильников для охлажденных продуктов питания. Для российского потребителя при покупке охлажденной пиццы повышается вероятность приобретения некачественной, просроченной продукции. В этой связи отечественные потребители предпочитают приобретать замороженную пиццу (см. Маркетинговое исследование рынка пиццы Западной и Восточной Европы и прогноз развития рынка пиццы в России до 2010 года, проведенное компанией «Информанализ» / http://www.informanaliz.ru/16.htm).

В связи с тем, что сегменты охлажденной пиццы и пиццы, изготавливаемой в кафе и ресторанах, в настоящее время занимают незначительную долю на российском рынке, в настоящем обзоре речь пойдет преимущественно о замороженной пицце. Однако предварительно необходимо отметить, что по мнению экспертов рынка, в частности специалистов компании «Информанализ», в России рынок пиццы во всех трех его сегментах (замороженная, охлажденная и в заведениях общепита) является весьма перспективным с точки зрения инвестирования. Рынок замороженной пиццы представляет сегмент рынка замороженных полуфабрикатов из теста, оказавшийся весьма востребованным у российских потребителей. По данным компании «Бизнес Аналитика», объем рынка замороженной пиццы в России составил в 2004 году около 7 тысяч тонн. По прогнозам экспертов компании «Информанализ», ежегодно объем российского рынка пиццы будет увеличиваться в среднем на 1 тысячу тонн и к 2010 году достигнет 13 тысяч тонн. При этом отмечается, что это наиболее осторожный прогноз, и вероятная область значений объема рынка пиццы в России к 2010 году будет находиться в пределах 13-27 тысяч тонн. В отличие от стран Западной Европы, где рынок пиццы близок к насыщению, российский рынок пиццы насыщен лишь незначительно и в настоящее время динамично развивается, среднегодовые темпы роста рынка составляют 20-30%. Потенциальные возможности российского рынка пиццы или емкость рынка, рассчитанная по потенциальному потреблению, оцениваются к 2010 году на уровне 130-140 тысяч тонн (см. Российский продовольственный рынок (Russian Food & Drinks Market). 2006. №1).

Среди производителей пиццы, по данным компании «Бизнес Аналитика», в первом квартале 2004 года первенство на российском рынке по объему продаж принадлежало ОАО «Экспериментальный кондитерско-булочный комбинат «Звездный», Москва (ТМ Casa Nostra) с долей 20% (см. таблицу 1). Далее следуют ООО «Солим гарант», Москва (ТМ «Фантазия») и Dr. August Oetker Nahrungsmittel KG, Германия (ТМ Ristorante) с долей более 15% у каждого. Доля пятерки ведущих производителей от общего объема продаж пиццы на российском рынке составила 68% (см. http://www.advertology.ru/article25321.html).

* - См. http://www.advertology.ru/article25321.html

В последние годы на российском рынке пиццы появляются новые крупные игроки. В частности, компания «Талосто», являющаяся одним из лидеров рынка замороженных полуфабрикатов, начала в 2005 году выпуск пиццы под маркой «Марио Пицца». Пицца выпускается с тремя наиболее востребованными у отечественных потребителей начинками: колбаса, ветчина и грибы, ассорти. К концу 2005 года компания «Талосто» планировала довести выпуск «Марио Пиццы» до 100 тыс. тонн в месяц (см. пресс-релиз, подготовленный компанией BC Communications, 27.06.2005 http://www.press-release.ru/branches/markets/42bfd62a4181e/view_print).

На российском рынке пиццы появляются новые разновидности этого продукта. Так, в 2005 году сразу три компании объявили о выводе на российский рынок нового продукта – рожковой пиццы. Это две зарубежные сети – Konopizza и PizzaCono, а также отечественная компания «Крошка-Картошка». Наиболее масштабные планы имела компания PizzaCono, они касались открытия 379 пиццерий по России в течение четырех лет. Однако в настоящее время проект остается в замороженном состоянии в связи с некоторыми неурядицами внутри компании. Сеть Konopizza, которую в России представляет компания «Рона», в текущем году уже открыла три собственных точки в Москве и намерена увеличить их число в столице, а также провести экспансию в ряд регионов: Санкт-Петербург, Екатеринбург, Нижний Новгород. Компания «Крошка-Картошка» развивает собственную сеть Pasta La Vista. На конец 2005 года сеть насчитывала уже три точки, в текущем году к ним планируется добавить еще пять точек (см. Ресторатор. 27.02.2006 / http://www.restorus.com/news/753.html).

Несмотря на то, что пятерка ведущих марок замороженной пиццы представлена преимущественно отечественными производителями, торговым маркам зарубежных производителей принадлежит значительная часть российского рынка, по разным оценкам, их доля составляет 30-40% (см. рисунок 1). Это, прежде всего, ведущие европейские производители: Wagner Tiefkulprodukte GmbH, Германия (ТМ La Pizza) - доля рынка этой компании, по данным Food for Thought, составляет 12% в странах Западной Европы и около 12% в России; и Dr. Oetker - 26% в Западной Европе и около 9% в России.

Рисунок 1.
Доли марок отечественных и зарубежных производителей на российском рынке замороженной пиццы, % (по материалам обзора, подготовленного компанией «Информанализ»**)

** - см. Российский продовольственный рынок (Russian Food & Drinks Market). 2006. №1

По потреблению пиццы на душу населения Россия в настоящее время значительно отстает от стран Евросоюза (см. рисунок 2). Примечательно, что в крупных российских городах уровень ежегодного потребления пиццы существенно выше, чем в среднем по России. Так, по результатам исследования DISCOVERY Research Group, потребление пиццы в крупных российских городах достигает 2 килограммов на человека в год, тогда как среднегодовое потребление по стране оценивается лишь в 0,06 килограмма на человека (по материалам РБК. Исследования рынков. 06.07.2006. / http://research.rbc.ru/news/index/2006/07/06/24994585.html). Однако потребление пиццы в России растет намного быстрее, чем в большинстве стран Евросоюза. Так, среднегодовой рост потребления пиццы в 2004 году по отношению к 2003 году в Германии составил 7%, в Италии - 3,6%, во Франции - 1,7%, в Великобритании - 1%; в Польше - 3,8%, в России, по разным оценкам, от 5 до 10%.

Рисунок 2.
Потребление замороженной пиццы в странах западной и Восточной Европы в 2004 году, кг/чел. в год (по данным Food for Thought***)

*** - см. Российский продовольственный рынок (Russian Food & Drinks Market). 2006. №1

Предпочтения потребителей пиццы в России во многом отличны от предпочтений потребителей стран Западной Европы. Так, на европейском рынке безусловное лидерство занимает пицца на тонкой, хрустящей основе (thin-crust pizza). Пицца, представленная в России, в большинстве случаев отличается более толстым коржом и меньшим слоем начинки. Большинство российских производителей выпускает пиццу в «русском варианте» в связи с тем, что это требует меньших затрат. Кроме того, по результатам одного из исследований, выяснилось, что посетители московских ресторанов предпочитают пиццу на «толстой основе». Вместе с тем, в настоящее время эксперты отмечают тенденцию постепенного смещения предпочтений российских потребителей пиццы - начинает происходить постепенное вытеснение русского «толстослойного подобия пиццы» «настоящим итальянским блюдом», ряд российских производителей уже начал выпуск пиццы в «итальянском варианте».

Исследования российского рынка пиццы свидетельствуют о том, что наиболее популярны у потребителей следующие виды начинки пиццы: колбаса и ветчина (40% потребителей, участвовавших в исследовании), ассорти (20,8%), грибы (16,5%) (см. рисунок 3). Наиболее востребованной среди российских потребителей является пицца весом от 300 до 400 грамм (49% потребителей, участвовавших в исследовании) (см. Дмитриева С. (компания BC Communications) Марио Пицца – нельзя не восхититься / 27.06.2005 http://www.press-release.ru/branches/markets/42bfd62a4181e/view_print).

Рисунок 3.
Предпочтения российских потребителей по видам начинки пиццы, % от числа участвовавших в исследовании****

**** - См. Дмитриева С. (компания BC Communications) Марио Пицца – нельзя не восхититься / 27.06.2005 http://www.press-release.ru/branches/markets/42bfd62a4181e/view_print

Основные выводы по итогам обзора:

 Рынок пиццы включает три основных сегмента: замороженная пицца, охлажденная пицца, пицца в кафе и ресторанах или с доставкой. В некоторых странах Западной Европы (Великобритании, Германии, Франции) объемы продаж охлажденной пиццы приближаются или даже опережают объемы продаж замороженной пиццы. Российские потребители предпочитают приобретать замороженную пиццу.

 Объем российского рынка замороженной пиццы составил в 2004 году около 7 тысяч тонн. По прогнозам, ежегодно объем российского рынка пиццы будет увеличиваться в среднем на 1 тысячу тонн и к 2010 году достигнет 13 тысяч тонн.

 В отличие от стран Западной Европы, где рынок пиццы близок к насыщению, российский рынок пиццы насыщен лишь незначительно и в настоящее время динамично развивается, среднегодовые темпы роста рынка составляют 20-30%.

 Основными игроками российского рынка пиццы выступают: ОАО «Экспериментальный кондитерско-булочный комбинат «Звездный», Москва (ТМ Casa Nostra); ООО «Солим гарант», Москва (ТМ «Фантазия»); Dr. August Oetker Nahrungsmittel KG, Германия (ТМ Ristorante). Маркам зарубежных производителей по разным оценкам принадлежит 30-40% российского рынка пиццы.

 Среднедушевое потребление пиццы в России составляет 0,06 кг на человека в год. По потреблению пиццы на душу населения Россия значительно отстает от стран Евросоюза. В крупных российских городах уровень ежегодного потребления пиццы существенно выше, чем в среднем по России, составляя 2 кг на человека в год.

 Предпочтения потребителей пиццы в России отличны от предпочтений потребителей стран Западной Европы. Так, на европейском рынке безусловное лидерство занимает пицца на тонкой, хрустящей основе, у российских потребителей наиболее популярна пицца на «толстой основе». Наиболее популярны у российских потребителей следующие виды начинки пиццы: колбаса и ветчина (40% потребителей), ассорти (20,8%), грибы (16,5%).

ММЦ "Москва"

 
2003 - 2024 © НДП "Альянс Медиа"
Правила републикации
материалов сайтов
НП "НДП "Альянс Медиа"

Политика конфиденциальности