Рыбный рынок России (часть 1)
Последние наблюдения показали, что циклы деловой активности внутренних российских и мировых товарных рынков часто не совпадают. Однако рынок рыбы и рыбных продуктов в нашей стране также как и во многих других странах переживает определенные трудности сегодня. Все больше и больше появляется проблем, связанных с экологическим состоянием водных бассейнов, а как следствие, уменьшаются размеры популяций промысловых видов рыб, уловы, размеры квот на вылов. Например, по предварительным данным экспертов, добыча рыбы и морепродуктов в прошлом 2001 году снизилась по сравнению с 2000-м на 6% (рис. 1). Тогда как на 2003-2007 гг., по данным Госкомрыбаловства, предполагается вылов рыбы и морепродуктов в размере 3,5 млн. тонн.
Параллельно с уменьшением предложения на российском рынке отечественной рыбной продукции и снижением объемов экспорта, импорт рыбной продукции в Россию увеличивается. Например, за период с января по ноябрь 2001 года импорт рыбной продукции увеличился по сравнению с аналогичным периодом 2000 года на 105 т. тонн или 37,6% (данные ГТК, рис.2.).
Положительная тенденция на российском рынке – увеличение ассортимента рыбной продукции, появление конкуренции между ее производителями, а, следовательно, и тенденции к повышению качества. Вообще популярность рыбной и морской продукции у потребителей возрастает, отчасти благодаря тому уникальному комплексу полезных элементов, которые находятся в морских продуктах, а отчасти благодаря росту культуры питания у российских потребителей, подкрепленной повышением их покупательской способности. Поэтому в розничной продаже отмечается расширение ассортимента не только свежемороженой рыбы и рыбных консервов, но морских деликатесов, которые в свою очередь находят своего потребителя.
В среднем по России рыбная пищевая продукция составляла в 1999 году 2,3 % всего оборота розничной торговли пищевыми продуктами (данные Госкомстат РФ, рис. 2). Наибольшая доля рыбной продукции представлена в Северном районе, как основном источнике рыбного сырья, и Центральном округе, как обладающем высокой деловой активностью и концентрацией предприятий розничной торговли. Лидерами по доле рыбной продукции оказались Мурманская, Архангельская и Кемеровская области.
(продолжение следует)
28.01.2002.
Алена Родина
|