Система ММЦ: Система межрегиональных маркетинговых центров
English English Italiano Italiano
О Системе ММЦ География Новости организации События СМИ о нас Контакты
Услуги

Развитие международного сотрудничества

Поиск и подбор партнеров в регионах

Маркетинговые исследования

Продажа готовых обзоров
Деловые миссии в регионы
Реестр конкурентоспособных предриятий
Базы данных

Предприятия

Деловые предложения

Инвестиционные проекты

Мероприятия

Реестр маркетинговых работ
Сервис портала

Визитные карточки

Создание сайта на нашем портале

Подписки
Справочная информация
Сведения о регионах
В помощь маркетологу
Региональные маркетинговые центры в Системе ММЦ
ММЦ "ЧЕРНОГОРИЯ"

Год основания: 2008
Руководитель: Баничевич Весна
Технические ресурсы: Для того, чтобы...
Наши аналитические статьи и обзоры
Обзор российского рынка жилищно-коммунальных услуг

Обзор российского рынка жилищно-коммунальных услуг

Жилищно-коммунальное хозяйство является одной из крупнейших отраслей российской экономики. По данным Минфина и Росстата, расходы российского бюджета на жилищно-коммунальное хозяйство сопоставимы с расходами на оборону и превышают затраты на правоохранительную деятельность, госбезопасность и госуправление.

Жилищно-коммунальная сфера - многоотраслевой комплекс. В нем задействовано более 64 тысяч предприятий, на которых работает свыше четырех миллионов человек. Стоимость основных фондов отрасли составляет 14% от общей стоимости основных производственных фондов Российской Федерации. Объем российского рынка жилищно-коммунального хозяйства составляет в настоящее время 32 миллиарда долларов США (по данным, приведенным руководителем Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Владимиром Аверченко 24 мая текущего года, см. http://www.forextimes.ru/news/hnews19098.htm).

На сферу коммунальных услуг в России ежегодно тратится 10 миллиардов долларов США бюджетных средств (по данным, приведенным министром финансов Алексеем Кудриным в сентябре 2005 года, см.http://www.best-stroy.ru/news/119/print). В частности, весьма значительны цифры расходов на жилищно-коммунальные услуги в Москве – в 2004 году они составили 16,5% бюджета столицы, при этом год от года расходы растут. По оценке Госстроя России, на середину 2005 года кредиторская задолженность российских предприятий в секторе жилищно-коммунального хозяйства превысила 335 миллиардов рублей, а дебиторская – 314 миллиардов рублей, с начала 2005 года кредиторская задолженность предприятий жилищно-коммунального хозяйства увеличилась на 28 миллиардов рублей, а дебиторская - на 46 миллиардов рублей. В общей сумме объема дебиторской задолженности 22,1% составляют неплатежи населения, что превышает допустимый уровень задолженности на 10% (по данным, приводимым ФПИ «Бастион», см. .www.bastion.ru/new/new7_1.html).

В настоящее время наблюдается тенденция к приходу в сферу жилищно-коммунальных услуг малых предприятий, доля которых на рынке, по мнению экспертов, пока явно недостаточна (в жилищно-коммунальном секторе частный бизнес, в том числе и малые предприятия, составляет 17%). Наиболее часто малые предприятия, действующие в сфере жилищно-коммунальных услуг, специализируются на капитальном ремонте. Распределение малых предприятий, работающих в сфере жилищно-коммунальных услуг Москвы, по видам деятельности выглядит следующим образом: капитальный ремонт – 44%, благоустройство – 24%, техническое обслуживание – 14,1%, прочие работы (вывоз ТБО, дезинфекция, установка компьютерных систем) – 11,9%, охрана и обслуживание жилого фонда, установка систем видеонаблюдения – 6% (см. рисунок 1).

Рисунок 1.
Распределение малых предприятий, работающих в сфере жилищно-коммунальных услуг Москвы, по видам деятельности, %*

* - См. «Деловая Москва», №35, сентябрь 2004

По данным Росстата, в 2003 году расходы населения на оплату жилищно-коммунальных услуг составили 437,3 миллиарда рублей или 7,2% от всех потребительских расходов. Структура расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг выглядела следующим образом: жилье - 79 млрд. руб. (1,3% потребительских расходов); электроэнергия - 60,7 млрд. руб. (1%); газ - 42,5 млрд. руб. (0,7%); центральное отопление - 97,2 млрд. руб. (1,6%); прочие коммунальные услуги - 157,9 млрд. руб. (2,6%) (см. рисунок 2). В качестве сравнения необходимо отметить, что в среднем по странам Евросоюза оплата жилищно-коммунальных услуг составляет 27,8% от объема потребительских расходов.

Рисунок 2.
Доля расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг в структуре расходов населения России и структура расходов на жилищно-коммунальные услуги в 2003 году**

Доля расходов на оплату ЖКУ в структуре расходов населения, %

Структура расходов на ЖКУ, млрд. руб.

** - См. обзор «Российский комплекс ЖКХ: проблемы и решения», подготовленный Фондом перспективных исследований «Бастион». /. http://www.bastion.ru/new/new7_1.html

Одной из основных тенденций современного российского рынка жилищно-коммунальных услуг выступает рост стоимости этих услуг. Согласно данным Росстата, за период с 1993 по 2005 год стоимость жилищно-коммунальных услуг увеличилась в 12 900 раз, а средняя зарплата - лишь в 1 140 раз (см. газета «Труд» №153 от 20.08.2005).

Примечательно, что при планомерном росте тарифов на жилищно--коммунальные услуги повышается и оплата этих услуг населением. За последние годы собираемость платежей по России повысилась почти до 100%. На сегодняшний день 95-97% и даже 102% собираемости - обычная практика, в последнем случае оплачиваются и текущие платежи, и долги (по данным, приводимым фондом «Коммунальная культура жизни», см. http://www.kmnk.ru/news/item.php?ID=899).

Значительно возросла стоимость жилищно-коммунальных услуг в первом квартале текущего года по отношению к последнему кварталу 2005 года. По данным, приводимым газетой «Московский комсомолец», в первом квартале текущего года содержание и ремонт жилья увеличились в цене на 21,1%, водоснабжение и канализация - на 17,6%, отопление - на 14,1%, горячая вода - на 16,8%, электроэнергия - на 25%. Остались прежними лишь цены на газ (см. «Московский Комсомолец», 17.05.2006). Вместе с тем, повышение цен на жилищно-коммунальные услуги остается лишь незначительно связанным с соответствующим повышением качества этих услуг. В марте текущего года в семидесяти российских регионах прошла акция протеста против реформы жилищно-коммунального хозяйства и повышения тарифов на жилищно-коммунальные услуги. По данным МВД, в выступлениях приняли участие более 125 500 человек.

Для российской системы жилищно-коммунального хозяйства в настоящее время актуален ряд проблем, обозначим некоторые наиболее значимые из них. Так, согласно данным Росстроя, степень износа всех основных составляющих системы жилищно-коммунального хозяйства на сегодняшний день составляет более 50% (см. рисунок 3). Потери тепловой энергии за годы реформ выросли на 44%, а потери воды и тепла в сетях в два - три раза превышают допустимый в России уровень и в четыре - шесть раз - аналогичные показатели в Европе.

Рисунок 3.
Мера износа основных составляющих системы жилищно-коммунального хозяйства, % (по данным Росстроя***)

*** - См. «Московский Комсомолец» от 02.06.2005 На сегодняшний день в России в ветхих и аварийных домах проживает почти три миллиона человек. Общая площадь ветхого и аварийного жилья составляет 92 млн. кв. метров. При этом с 1997 по 2003 год количество ветхого и аварийного жилья увеличилось более чем вдвое. Не до конца решена проблема переселения граждан из ветхого жилья - для ее осуществления, по оценкам Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству, требуется ежегодно 70 миллиардов рублей (по материалам Lenta.ru).

Важной задачей развития системы жилищно-коммунального хозяйства является демонополизация предприятий, оказывающих те или иные виды жилищно-коммунальных услуг, а также развитие конкуренции между операторами. Развитие конкурентных отношений в сфере предоставления жилищно-коммунальных услуг тесно связано с привлечением к этому виду деятельности на конкурсной основе значительного числа субъектов предпринимательства, и прежде всего – малых предприятий. Наиболее типичными малыми предприятиями, заинтересованными в получении заказов на предоставление различных жилищно-коммунальных услуг, являются малые ремонтно-строительные предприятия, связанные с ремонтом жилищного фонда и инженерного оборудования.

Для решения проблем, существующих в системе российского жилищно-коммунального хозяйства, проводится комплекс реформ, связанных в частности с внесением изменений в Жилищный кодекс, переходом к 100% оплате населением жилищно-коммунальных услуг. Как свидетельствуют результаты последних исследований, проблемы жилищно-коммунального хозяйства являются одними из наиболее чувствительных для россиян. Так, по результатам опроса, проведенного Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ), ростом цен на жилищно-коммунальные услуги обеспокоены 52% россиян (из числа участвовавших в исследовании). По данным опроса, проведенного компанией ROMIR Monitoring летом 2005 года, из всех экономических реформ, проводимых в настоящее время в России, наиболее тяжким в материальном плане для большинства населения России (76%) оказалось повышение цен на жилищно-коммунальные услуги (см. обзор: «Российский комплекс ЖКХ: проблемы и решения», подготовленный Фондом перспективных исследований «Бастион». / http://www.bastion.ru/new/new7_1.html).

Результаты исследований компании ROMIR Monitoring свидетельствуют о недостаточной информированности россиян о проводимой в стране реформе жилищно-коммунального хозяйства. В частности, среди жителей Москвы за неделю до истечения сроков выбора управляющей компании более половины участников опроса ничего не знали о том, что согласно новому Жилищному Кодексу, все товарищества собственников жилья должны до 1 марта 2006 года выбрать и заключить договор с управляющей компанией по обслуживанию коммунального хозяйства дома (см. рисунок 4). Информированными о грядущих изменениях в жилищно-коммунальном хозяйстве оказались 22% жителей столицы. При этом в наибольшей мере информированы об изменениях москвичи в возрасте 45-59 лет (60%), а также жители столицы с высоким уровнем дохода (53%).

Рисунок 4.
Информированность жителей Москвы о грядущих изменениях в Жилищном Кодексе по состоянию на февраль 2006 года, % (по результатам исследований компании ROMIR Monitoring****)

**** - По материалам обзора «Российский комплекс ЖКХ: проблемы и решения», подготовленного Фондом перспективных исследований «Бастион». / http://www.bastion.ru/new/new7_1.html

Основные выводы по итогам обзора:

 Жилищно-коммунальное хозяйство является одной из крупнейших отраслей российской экономики. Объем российского рынка жилищно-коммунального хозяйства составляет 32 миллиарда долларов США. На сферу коммунальных услуг в России ежегодно тратится более 200 миллиардов рублей бюджетных средств.

 В последние годы на рынок жилищно-коммунальных услуг приходит все большее число малых предприятий, однако их доля на рынке пока недостаточна - в жилищно-коммунальном секторе частный бизнес, в том числе малые предприятия, составляет 17%.

 По данным Росстата, в 2003 году расходы населения на оплату жилищно-коммунальных услуг составили 437,3 миллиарда рублей или 7,2% от всех потребительских расходов. Этот показатель значительно меньше доли, которую в структуре потребительских расходов составляют расходы на жилищно-коммунальные услуги в странах Евросоюза.

 За период с 1993 по 2005 год стоимость жилищно-коммунальных услуг в России увеличилась в 12 900 раз. Собираемость платежей по стране в целом повысилась почти до 100%. Тем не менее, в 2004 году предприятия жилищно-коммунального хозяйства недополучили 7% платежей, а недофинансирование отрасли составило 60 миллиардов рублей.

 Для системы российского жилищно-коммунального хозяйства актуален ряд проблем. Они связаны, в частности, с высокой аварийностью, значительным износом коммунальных сетей (теплопроводных, водопроводных, канализационных), обветшанием и аварийным состоянием значительной части жилищного фонда, использованием устаревшего и выработавшего свой ресурс оборудования, например, котельных с низким КПД котлов и оборудования, и высоким потреблением топлива.

 Одной из важнейших задач современного этапа развития сферы жилищно-коммунального хозяйства является демонополизация предприятий, оказывающих те или иные виды жилищно-коммунальных услуг, развитие конкуренции между операторами, привлечение в сферу жилищно-коммунального хозяйства предприятий малого бизнеса.

ММЦ "Москва"

 
2003 - 2024 © НДП "Альянс Медиа"
Правила републикации
материалов сайтов
НП "НДП "Альянс Медиа"

Политика конфиденциальности