Грибы представляют традиционный для российского потребителя продукт, обладающий разнообразием полезных свойств. Помимо того, что грибы - это богатейший источник белка, они еще содержат огромное количество минеральных веществ (калий, фосфор, сера, магний, натрий, кальций, хлор) и витаминов (провитамин А, витамины группы В, витамины С, РР и D). Также грибы содержат ферменты, которые ускоряют расщепление белков, жиров и углеводов, и тем самым способствуют лучшему усвоению пищи.
На рынке грибов выделяется ряд сегментов: свежие грибы, замороженные грибы, консервированные грибы, в некоторых случаях в отдельный сегмент выделяются сушеные грибы. По оценке Генерального директора «Школы грибоводства» А.В. Хренова, свежие грибы составляют около 22% российского грибного рынка, порядка 28% приходится на консервированную продукцию, оставшуюся часть рынка (50%) составляют замороженные грибы (см. рисунок 1).
Рисунок 1.
Структура российского рынка грибов по параметрам: свежая / замороженная / консервированная продукция, % *
По данным группы компаний «Лёдово» - одного из крупнейших поставщиков грибов на российский рынок, объем рынка замороженных грибов в России в 2004 году составил 15 тыс. тонн (см. http://www.ledovo.ru/articles/181.html). Исходя их этого показателя, можно рассчитать, что общий объем российского грибного рынка составил в 2004 году порядка 30 тыс. тонн. Однако эксперты рынка приводят иные показатели – порядка 60 тыс. тонн. Наиболее активно развивается сегмент замороженных грибов, темпы его роста составляют до 30% ежегодно.
Объем потребления грибов в России существенно превышает объем продукции, представленной на рынке. Согласно материалам исследований, проведенных специалистами группы компаний «Лёдово», в 2003 году объем потребления грибов россиянами составил около 500 тыс. тонн, то есть, порядка 3-х килограммов на человека (см. http://www.ledovo.ru/products/Obzor_rynka_produktov_pitaniya/7.94.html). Таким образом, основную долю потребления грибов в нашей стране составляют дикоросы и продукция «самосбора», не представленная на рынке.
Объем потребления грибов весьма велик, в частности, в США в 2003 году среднедушевое потребление грибов составило 2,5 кг на человека, каждый же россиянин потреблял в среднем на 0,5 кг больше жителя Соединенных Штатов. Несмотря на высокие показатели среднедушевого потребления, основная доля потребителей грибов в нашей стране включает их в рацион питания раз в месяц и реже (74%), доля россиян, потребляющих грибы несколько раз в месяц, составляет 20%, не реже одного раза в неделю грибы присутствуют на столе у 6% потребителей (см. рисунок 2). Спрос на грибы характеризуется выраженной сезонностью – зимой продажи грибов растут, летом – существенно снижаются.
Рисунок 2.
Частота потребления грибов россиянами, % от числа потребителей **
В связи с тем, что преимущественную долю потребляемых россиянами грибов составляют дикоросы и продукция «самосбора», актуальной для отечественных потребителей является проблема грибных отравлений. Одной из основных причин грибных отравлений специалисты полагают тот факт, что грибовница является сильнейшим абсорбентом, поглощая из земли, воды и воздуха находящиеся в них вредные вещества. Внешне гриб может быть хорошо узнаваем, крепок и благороден, однако «наглотавшись» автомобильных выхлопов и других вредных веществ из окружающей среды, он становится ядовитым грибом-мутантом. Другая актуальная причина грибных отравлений состоит в том, что грибы отечественные потребители приобретают в основном с рук, в ряде случаев грибы относятся к разряду «импульсных покупок», совершаемых по принципу «прошел мимо, увидел, купил». В Европе ситуация иная, подавляющее большинство грибов приобретается в супермаркетах. Эксперты Межрегиональной ассоциации грибоводов высказывают предположение, что «окультуривать» российских потребителей, то есть, расширять представленность культивируемых грибов на отечественном рынке, в ближайшем будущем будут зарубежные производители и поставщики, которые активно продвигают свою продукцию на российский рынок, считая его весьма перспективным.
Согласно данным, приводимым Генеральным директором «Школы грибоводства» А.В. Хреновым, отечественное производство грибов в последние годы остановило свой рост и характеризуется стабильностью, при этом объемы импортных поставок растут. Так, если в 2003 году в Россию из-за рубежа было ввезено около 52 тыс. тонн свежих и переработанных грибов, то в первом полугодии 2004 года объем импорта уже составил 38 тыс. тонн. Структуру импорта грибов в первом полугодии 2004 года отражают данные таблицы 1 и диаграммы, представленной на рисунке 3.
Таблица 1. Показатели импорта грибов в Россию и средняя цена за килограмм в первом полугодии 2004 года (по данным информационного агентства FTInform***)
Основную долю импорта в натуральном выражении составляют бланшированные грибы (51,7% или 20000 тонн в первом полугодии 2004 года), однако в стоимостном выражении наиболее велика доля импорта свежих грибов (43,8% или 7,7 млн. долларов США в первом полугодии 2004 года). Доли импортируемых в Россию сушеных грибов и грибов для короткого хранения весьма незначительны, как в натуральном, так и в стоимостном выражении, при этом цена на импортируемые сушеные грибы наиболее высока (2,31 долл. США за килограмм в первом полугодии 2004 года).
Рисунок 3.
Структура импорта грибов в Россию в первом полугодии 2004 года, % (по данным информационного агентства FTInform)
В натуральном выражении
В стоимостном выражении
Наиболее крупным экспортером грибов на российский рынок является Китай, поставляющий преимущественно бланшированные грибы, маринованные и замороженные грибы, а также грибы для короткого хранения (см. таблицу 2). Другим крупнейшим поставщиком грибов в Россию выступает Польша, откуда поставляются преимущественно свежие, а также маринованные и замороженные грибы. Среди крупных поставщиков грибов в Россию также выделяются (приведены в порядке уменьшения объемов поставок по итогам первого полугодия 2004 года): Голландия, Литва, Таиланд, Чили, Германия, Бельгия, Индия, однако доли поставок из этих стран существенно меньше, чем из Китая и Польши, что можно наблюдать, в частности, на примере первого полугодия 2004 года.
Анализируя основные страны, являющиеся экспортерами продукции грибов в Россию, эксперты «Школы грибоводства» отмечают следующую деталь: поставщики более дорогих грибов, такие как: Литва, Голландия, Бельгия, Германия, сообща продали в Россию в первом полугодии 2004 года 1300 тонн своей продукции. По сравнению с Китаем и Польшей, поставляющих на российский рынок дешевые грибы, это незначительная цифра, но с другой стороны, этот показатель сопоставим с годовым объемом производства шампиньонного комплекса, как Агрокомбинат «Московский» или ОАО «Агарикус».
Таблица 2. Объем поставок в Россию грибов и грибной продукции по странам-поставщикам в первом полугодии 2004 года, тонн (по данным информационного агентства FTInform****)
Грибы российского производства выращиваются в основном в агрокомплексах Подмосковья и Верхнего Поволжья. Основными производителями выступают компании: «Лёдово» (ТМ «Снежана»), «Хладокомбинат западный» (ТМ «4 сезона»), «Ледяной мир» (ТМ «Смак»), «Томская продовольственная компания» (ТМ «Живица»).
Первым отечественным производителем культивированных грибов является группа компаний «Лёдово», которая обеспечивает около 15% российского рынка замороженных грибов. Предприятие обеспечивает полный цикл производства шампиньонов, в 2005 году планировав инвестировать 12 млн. долларов США в расширение комплекса по производству шампиньонов в Щелковском районе Московской области (см. http://www.ledovo.ru/articles/181.html). По информации президента ГК «Лёдово» Надежды Копытиной, в ближайшие 3 года планируется инвестировать около 3 млн. долларов США в строительство второй очереди по выращиванию шампиньонов. С запуском новой очереди и увеличением импорта «Лёдово» намерено увеличить свою долю присутствия на рынке грибов в России до 30-40%. В 2005 году объем продаж агрокомплекса «Лёдово» (комплекса полного цикла по выращиванию шампиньонов) составил 1,8 тыс. тонн, увеличившись почти вдвое по сравнению с показателем 2004 года (см. http://www.stockmap.ru/news/027160101/).
По оценкам экспертов, российский рынок грибов имеет значительные перспективы роста. В частности, об этом свидетельствует факт увеличения производства грибов в России за период с 1999 по 2004 год на 38%. Еще более высокими темпами растет потребительский спрос – порядка 50% в год. Увеличивается спрос на культивируемые грибы, чему во многом способствует их экологическая чистота. Отличительной чертой российского рынка грибов выступает сохраняющаяся тенденция превышения спроса над предложением, что вселяет оптимизм в участников рынка и оценки экспертов.
Основные выводы:
На рынке грибов выделяется ряд сегментов: свежие грибы, замороженные грибы, консервированные грибы, в некоторых - сушеные грибы. По оценке Генерального директора Школы грибоводства А.В. Хренова, основную долю на российском рынке занимают замороженные грибы - 50%, порядка 28% приходится на консервированную продукцию, свежие грибы составляют около 22% российского грибного рынка.
В 2004 году объем рынка грибов в России составил порядка 60 тысяч тонн. Наиболее активно развивается сегмент замороженных грибов, темпы роста которого составляют до 30% ежегодно.
Объем потребления грибов в России существенно превышает объем продукции, представленной на рынке. Согласно материалам исследований, проведенных специалистами группы компаний «Лёдово», в 2003 году объем потребления грибов россиянами составил около 500 тыс. тонн, то есть, порядка 3-х килограммов на человека.
С последние годы увеличиваются объемы импортных поставок грибов в Россию. В частности, в 2003 году в Россию из-за рубежа было ввезено около 52 тыс. тонн свежих и переработанных грибов, в первом полугодии 2004 года объем импорта составил уже 38 тыс. тонн.
Наиболее крупным экспортером грибов на российский рынок является Китай, поставляющий преимущественно бланшированные грибы, маринованные и замороженные грибы, а также грибы для короткого хранения. Другим крупнейшим поставщиком грибов в Россию выступает Польша, откуда поставляются преимущественно свежие, а также маринованные и замороженные грибы.