Емкость мирового рынка спортивных товаров по различным экспертным оценкам составляет от 67 до 100 млрд. долларов США. Российский рынок спортивных товаров оценивается в 0,6 - 4 млрд. долларов. Ежегодный прирост на мировом рынке составляет 15–17%. В частности, по оценкам экспертов международной сети по торговле спорттоварами Intersport, российский рынок спортивных товаров составляет около 1 млрд. долларов и растет на 15-20% ежегодно (см. http://www.spbgid.ru/index.php?news=46072).
Годовой объем продаж мирового рынка спортивного снаряжения аналитики оценивают в 40 млрд. долларов, рынок спортивной обуви - в 20 млрд. долларов, а рынок спортивной одежды - в 38 млрд. долларов (смотри рис. 1).
Рисунок 1.
Объем продаж на мировом рынке спортивного снаряжения,
спортивной обуви и одежды, млрд. долларов США
Согласно оценкам специалистов ABARUS Market Research, спортивные товары российского производства на мировом рынке представлены слабо. Доля продукции российских производителей на мировом рынке спортивных товаров в 2006 году не превысит 2% (смотри рис. 2) . Несмотря на высокие темпы роста рынка, увеличения доли товаров российского производства в ближайшем будущем не ожидается.
Рисунок 2.
Доля спортивных товаров российского производства на мировом рынке, %
На российском рынке спортивных товаров ведущее положение занимают китайские производители, доля товаров китайского производства составляет до 70%. Доля спорттоваров европейского производства составляет 15%, на спорттовары российского производства также приходится 10-15% рынка (смотри рис. 3).
Рисунок 3.
Доли производителей спортивных товаров различных стран на мировом рынке спортивных товаров, %
На российском рынке спортивных товаров все более устойчивые позиции занимают крупные международные компании, конкуренция между которыми становится более острой. Осуществляется развитие региональных рынков, происходят изменения в системе дистрибуции, формируется рыночная инфраструктура, происходит рост интереса населения к спорту и активному образу жизни (по материалам исследования агентства «ABARUS Market Research» http://abarus.ru/press_centre/press_release?record_id=2269).
Товары для зимних видов спорта занимают 70% российского рынка спортивных товаров. Российский рынок спортивных товаров становится все более привлекательным, главным образом за счет большого количества потенциальных покупателей, недостаточной насыщенности рынка товарами, моды на спортивный стиль в одежде, обуви и аксессуарах.
На рынке спортивного инвентаря лидирующие позиции занимают зарубежные фирмы-производители. Спортивный инвентарь российского производства составляет в большинстве случаев конкуренцию иностранному только в отношении цены, в большей или меньшей степени уступая в качестве особенно на профессиональном уровне. Отсутствие ведущих позиций для отечественных фирм в производстве инвентаря по многим видам спорта объясняется не только агрессивной политикой зарубежных фирм на отечественном рынке, но и достаточно пассивной политикой государства в области спорта, особенно любительского.
В структуре продаж спортивной одежды на российском рынке лидируют футболки и майки, а также спортивные костюмы, доли которых составляют 37,5% и 29% от объема продаж соответственно; продажи курток составляют 1,5%; продажи шортов и брюк – 3,5%, купальников - 0,5%; продажи спортивной обуви — 22,5% (смотри рис. 4).
Наиболее популярными марками спортивной одежды и обуви в России являются «Adidas», «Reebok», «Puma» и «Nike». Помимо этих лидеров представлены также следующие марки: Columbia Sportswear, Sprandi, Baon, Finn Flair, Sela, Kappa, Rebel, Rider, Fila, Kangaroos, Mizuno, Denis Uomo, Max Mara Technology, Roncato, Адмирал Маркет Марин, Айсберг, Кант, Кемпинг-Тур, Юнион и другие (см. http://www.bellegprom.by/coninf/coninf200511084.htm).
Сегодня на российском рынке спортивных товаров наблюдается ориентация на потребителя со средним достатком. Это спровоцировало расширение ассортимента товаров, в том числе российского производства, а также переход части покупателей с открытых рынков в магазины.
Спортивная одежда и обувь известных западных марок (ADIDAS, SPRANDI, NIKE, REEBOK, PUMA, COLUMBIA) позиционируется в среднем и высоком ценовых сегментах и доступна потребителям с доходом от $300 в месяц.
К числу наиболее востребованных видов товаров следует отнести экипировку для игры в большой теннис, для катания на роликовых коньках, товары для занятия велоспортом, снаряжение для катания на горных лыжах, а также технологичную одежду и обувь.
Рисунок 4.
Структура российского рынка спортивной одежды и обуви, % от объема продаж
Главными рынками сбыта спортивной продукции в России являются Москва и Санкт-Петербург. Наиболее крупные операторы: "Спортмастер", "Высшая лига", "Эпицентр", "Триал Спорт" (по материалам исследования агентства «ABARUS Market Research» http://abarus.ru/press_centre/press_release?record_id=2269).
Доля расходов на спортивные товары у российских покупателей постоянно увеличивается и составляет около 50 долларов ежегодно. В Москве этот показатель значительно выше - 150–200 долларов.
В Москве доля потребителей спортивной одежды и обуви выше, чем в регионах, и в первую очередь это касается дорогой брендированной продукции.
В результате более трети покупателей готовы сменить марку товара, если им будет предложена более выгодная цена; пятая часть покупателей готова отказаться от покупки определенной марки в угоду качеству, и такое же количество - ради удобства и функциональности. Лишь немногие ставят дизайн на первое место по степени важности.
Подавляющее большинство покупателей в России предпочитает приобретать спортивную одежду и обувь на рынках, и только четверть из них - в специализированных магазинах. В Москве доля продаж на вещевых рынках значительно ниже - здесь лидерами продаж являются крупные торговые центры. Источник: по материалам доклада Е. Крупецкой (зам. директора МА Step by step) http://www.e-mm.ru/article_print.asp?id=1655
По материалам обзора можно сделать следующие выводы:
Емкость мирового рынка спортивных товаров по разным оценкам составляет от 67 до 100 млрд. долларов.
Российский рынок спортивных товаров составляет от 600 млн. до 4 млрд. долларов.
На российском рынке спортивных товаров доминирующее положение занимают крупные международные компании.
На российском рынке спортивных товаров ведущее положение занимают китайские производители, доля товаров китайского производства составляет до 70%. Доля спорттоваров европейского производства составляет 15%, на спорттовары российского производства также приходится 10-15% рынка.
Товары для зимних видов спорта занимают 70% российского рынка спортивных товаров.
Наиболее популярными марками спортивной одежды и обуви в России являются «Adidas», «Reebok», «Puma» и «Nike».
Главные рынки сбыта спортивных товаров находятся в Москве и Санкт-Петербурге, основные розничные торговые операторы российского рынка: «Спортмастер», «Высшая лига», «Эпицентр», «Триал спорт».
Россияне тратят на спортивные товары от 50 до 200 долларов ежегодно.
В структуре продаж спортивной одежды на российском рынке наибольшую долю составляют продажи футболок и маек, а также спортивных костюмов - 37,5% и 29% соответственно; продажи спортивной обуви составляют 22,5%; продажи курток - 1,5%, шортов и брюк – 3,5%, купальников - 0,5%.