Объем российского рынка водонагревателей, по предварительным оценкам, составил в 2005 году более 102 млн. евро. В настоящее время рынок характеризуется тенденцией к росту, так, в 2004 году его объем составил 93,5-100 млн. евро, по разным оценкам, в 2002 году – 78,3 млн. евро (см. рисунок 1). Основными факторами, благоприятствующими росту рынка водонагревателей в России, по мнению экспертов, выступают: улучшение состояния экономики, увеличение покупательской способности населения, обширная сеть трубопроводов и низкие цены на природный газ, ухудшающееся состояние районных теплосетей, замена населением устаревшего водонагревательного оборудования на новое, увеличение продаж водонагревателей в регионах. По прогнозам специалистов, рост российского рынка водонагревателей в ближайшие годы продолжится, а темпы роста к 2008 году удвоятся (см. обзор российского рынка водонагревателей, подготовленный департаментом маркетинговых исследований маркетинговой группы «Текарт» / http://www.vira.ru/exp/reviews/res_heat.html).
Рисунок 1.
Динамика объема российского рынка водонагревателей в 2002-2005 гг., млн. евро (по данным, приводимым группой «Текарт»)
Источник: Обзор российского рынка водонагревателей, подготовленный департаментом маркетинговых исследований маркетинговой группы «Текарт» / http://www.vira.ru/exp/reviews/res_heat.html).
В сопоставлении с российским рынком водонагревателей мировой рынок растет не столь стабильно, в 2005 году объем продаж на мировом рынке составил около 60 млн. штук или 10,8 млрд. долларов США (в 2002 году – 52,9 млн. штук). Наиболее велик объем рынка водонагревателей в США, Китае, Японии и Бразилии. Потенциал роста рынка наиболее велик в Китае (см. http://www.vira.ru/exp/reviews/res_heat1.html).
На рынке водонагревателей представлены различные их виды. Это электрические, газовые, солнечные, твердотопливные, косвенного нагрева воды от теплоносителя системы отопления. Также водонагреватели подразделяются на проточные и накопительные. В проточных нагревателях вода нагревается по мере ее продвижения через теплопередающие элементы, их основное преимущество - компактность. Накопительные нагреватели позволяют запасти значительное количество горячей воды заранее, их преимущества связаны с комфортом и удобством. Основными видами водонагревателей выступают: газовые проточные («газовые колонки»), газовые накопительные, электрические проточные, электрические накопительные.
Также существуют электрические накопительные комбинированные нагреватели (с топкой для твердого топлива) и нагреватели косвенного нагрева, однако они используются довольно редко (см. http://www.aquart.ru/data/xml/articles/ru/PDF-vodonagrev.pdf).
Разные страны характеризуются спецификой структуры продаж водонагревателей. Например, в Японии наиболее популярны устройства для подогрева ванн, в Германии – 3-фазные проточные электроводонагреватели. Своеобразие российского рынка проявляется в наличии значительного числа проточных газовых водонагревателей. Однако в последние годы количество таких водонагревателей у населения характеризуется тенденцией к снижению. Так, если в 1998 году проточные газовые водонагреватели составляли почти половину всех водонагревателей в России, то в 2004 году их доля составила 34%, в 2005 году, по экспертным оценкам, доля еще более уменьшилась. Снижение продаж газовых проточных водонагревателей компенсируется главным образом увеличением спроса на накопительные электрические водонагреватели, доля которых в 2004 году составила 51% (см. рисунок 2). Электрические проточные водонагреватели занимают относительно небольшую долю рынка – 14%, доля газовых накопительных нагревателей незначительна – лишь 1% рынка.
На российском рынке водонагревателей представлена продукция отечественного и зарубежного производства. По популярности среди потребителей лидируют бренды: AEG (Германия), Ariston (Италия), Electrolux (Швеция), Stiebel Eltron (Германия), Thermex (Италия).
Отечественные производители наиболее сильны в сегменте газовых нагревателей, где их доля превышает 75%, а по некоторым оценкам составляет 80%. Наиболее крупным отечественными производителями газовых водонагревателей является ОАО «Газмаш» (дочерняя компания ОАО «Газпром»). Деятельность ОАО «Газмаш» включает несколько направлений, собственно производство водонагревателей осуществляет входящее в состав холдинговой структуры ОАО «Газаппарат» (г. Санкт-Петербург). Основным преимуществом отечественных производителей выступают низкие цены на газовые водонагреватели по сравнению с продукцией зарубежных производителей аналогичного качества.
В связи с благоприятными прогнозами относительно динамики рынка водонагревателей в России в ближайшие годы, зарубежные производители предпринимают шаги по расширению представленности на российском рынке. В частности, итальянская компания Merloni TermoSanitari приняла решение об увеличении объема инвестиций по производству электрических водонагревателей в Ленинградской области в 1,7 раза – до 45 млн. евро. Также планируется вдвое увеличить производственные мощности завода - с 500 тыс. нагревателей год до 1 млн. нагревателей в год. Открытие завода по производству водонагревателей торговой марки Ariston, принадлежащей Merloni TermoSanitari, состоялось в апреле 2005 года. Доля марки Ariston на российском рынке водонагревателей составляет в настоящее время до 50% (см. http://www.elmir.ru/news.asp?ob_no=1819&d_no=15305; http://www.c-o-k.com.ua/content/view/103/42/).
Рисунок 2.
Структура российского рынка водонагревателей по их типам в 2004 году, % от объема в натуральном выражении
На российский рынок водонагреватели поставляют более 30 фирм-производителей. По стоимости водонагреватели, представленные на российском рынке, можно условно разделить на три группы (см. http://www.7ya.ru/pub/article.aspx?id=4491):
- эконом-сегмент, представленный торговыми марками: Atmor, Baxi, General Polaris, ISEA, Tesy и др.;
- средний сегмент, представленный марками: Ariston, Electrolux, Gorenje, Lorenzo Vasso, Siemens, Thermex и др.;
- бизнес-сегмент, представленный водонагревателями марок: ACV, Austria Email, DeDietrich, Stiebel Eltron, Vaillant и др.
Согласно экспертным оценкам, основная часть водонагревателей, реализуемых на российском рынке, поступает на замену устаревших или вышедших из строя приборов (порядка 50%, см. рисунок 3). По мнению экспертов, рынок замены имеет в России большие перспективы, поскольку значительная часть водонагревателей (главным образом проточные газовые приборы, установленные в советское время) уже выработала свой срок эксплуатации. Для первичной установки по собственной инициативе потребителей приобретается 30% водонагревателей в России; доля нагревателей, устанавливаемых строительными организациями в новостройках, составляет 20%.
Рисунок 3.
Целевая структура продаж водонагревателей на российском рынке, % от объема в натуральном выражении
Спрос на водонагреватели в России во многом носит сезонный характер. Основной объем продаж приходится на период апрель – октябрь.
Наблюдается связь предпочтений разных типов водонагревателей с фактором места жительства потребителей. Так, согласно результатам исследований, в накопительных электрических водонагревателях более всего заинтересованы жители городов, в меньшей степени – жители сельских районов, где нет газового снабжения. Проточные электрические водонагреватели наиболее востребованы среди владельцев летних домиков и дач, а также помещений нежилого типа вроде кафе и ресторанов. Проточные газовые водонагреватели чаще всего устанавливаются впервые или на замену в индивидуальных домах и квартирах в городских и сельских районах с центральным газоснабжением. Объем рынка накопительных газовых водонагревателей в России невелик, что в значительной мере связана с высокой стоимостью такого оборудования (см. Деловой журнал строительного рынка 2005 №2. / http://www.media-park.ru/buildreport/index.php?dir=read&st=511).
По итогам анализа статистики запросов в поисковой системе Яндекс, содержащих слово «водонагреватели», за 2005 год, специалисты маркетинговой группы «Текарт», сделали, в частности, вывод о том, что проточные нагреватели среди российских потребителей более популярны, чем накопительные нагреватели (в среднем по анализу за 2005 год – на 10%); газовые водонагреватели более популярны, чем электрические водонагреватели (в среднем по анализу за 2005 год – на 20%) (см. http://www.vira.ru/exp/reviews/res_heat2.html).
Согласно оценкам экспертов, одними из основных перспектив российского рынка водонагревателей в ближайшем будущем выступают: расширение сегмента накопительных нагревателей, к 2007 году до 1 млн. штук, чему во многом способствует открытие завода MTS в Ленинградской области; умеренный рост сегмента проточных газовых нагревателей, часть которого займут приобретающие все большую популярность комбинированные котлы; сохранение тенденции роста сегмента проточных электрических нагревателей; медленное увеличение сегмента накопительных газовых нагревателей, связанное с высокими ценами на оборудование (см. Деловой журнал строительного рынка 2005 №2. / http://www.media-park.ru/buildreport/index.php?dir=read&st=511).
Основные выводы по итогам обзора:
Объем российского рынка водонагревателей, по предварительным оценкам, составил в 2005 году более 102 млн. евро. В настоящее время рынок характеризуется тенденцией к росту, темпы которого, по прогнозам, к 2008 году удвоятся.
Основными видами водонагревателей, представленными на российском рынке, являются: газовые проточные («газовые колонки»), газовые накопительные, электрические проточные, электрические накопительные.
Своеобразие российского рынка проявляется в наличии значительного числа проточных газовых водонагревателей. Однако в последние годы количество таких водонагревателей у населения характеризуется тенденцией к снижению. По итогам 2004 года более половины продаж на российском рынке составили электрические накопительные водонагреватели (51%), доля проточных газовых водонагревателей составила 34%.
Наиболее популярными торговыми марками электронагревателей для российских потребителей являются следующие: AEG (Германия), Ariston (Италия), Electrolux (Швеция), Stiebel Eltron (Германия), Thermex (Италия). В сегменте газовых нагревателей наиболее предпочитаемы отечественные производители, их доля составляет 75-80%.
Основная часть водонагревателей, реализуемых на российском рынке, приобретается на замену устаревшего или вышедшего из строя оборудования - 50% продаж. Для первичной установки по собственной инициативе потребителями-частными лицами приобретается 30% водонагревателей; доля нагревателей, устанавливаемых строительными организациями в новостройках, составляет 20%.