Система ММЦ: Система межрегиональных маркетинговых центров
English English Italiano Italiano
О Системе ММЦ География Новости организации События СМИ о нас Контакты
Услуги

Развитие международного сотрудничества

Поиск и подбор партнеров в регионах

Маркетинговые исследования

Продажа готовых обзоров
Деловые миссии в регионы
Реестр конкурентоспособных предриятий
Базы данных

Предприятия

Деловые предложения

Инвестиционные проекты

Мероприятия

Реестр маркетинговых работ
Сервис портала

Визитные карточки

Создание сайта на нашем портале

Подписки
Справочная информация
Сведения о регионах
В помощь маркетологу
Региональные маркетинговые центры в Системе ММЦ
ММЦ "ЕКАТЕРИНБУРГ"

Год основания: 2006
Руководитель: Ворончихина Евгения Сергеевна
Штатных сотрудников: 5 человек
Интервьюерская база: 20 человек

Наши аналитические статьи и обзоры
Обзор российского рынка транспортных услуг

Обзор российского рынка транспортных услуг

В настоящее время в России значительное развитие получили такие виды транспортных услуг, как маршрутное такси, городской, междугородний и международный автобусы, троллейбус, такси и грузоперевозки. Раскроем кратко современную ситуацию в перечисленных сегментах российского рынка транспортных услуг.

Ежедневно услугами городских автобусов пользуется более 351 тыс. человек. Из них, по данным «Росавтотранс», 61% составляют пассажиры, пользующиеся льготным проездом. Среди регионов Центрального федерального округа наиболее мала доля льготных пассажиров в Вологодской области – 45,3%. Самая высокая доля льготников в Воронежской области – 91,2%. В Московской области доля льготных пассажиров составляет 60,9%, в Тульской области – 72%, в Калужской области – 76,5%. (см. рисунок 1).

Рисунок 1.
Доля льготных пассажиров в общем объеме пассажиров в различных областях России за 2005 год, %

Источник: По материалам анализа отдельных финансовых показателей для городских и пригородных маршрутных автобусов, проведенного «Росавтотранс» в 2005 году.

Спрос на автобусы на российском рынке характеризуется тенденцией к росту. В 2005 году объем рынка средних автобусов в России составил 100 млн. долларов США, объем рынка больших автобусов – 300 млн. долларов США. По прогнозам, к 2010 году объем обоих сегментов рынка в стоимостном выражении может удвоиться, что во многом связано с увеличением внутреннего спроса.

Также большое развитие получил рынок грузоперевозок. По данным «РосБизнесКонсалтинг», в настоящее время на российском рынке работает около четырех тысяч компаний, предоставляющих транспортно-экспедиторские услуги, среди которых три тысячи перевозчиков и одна тысяча экспедиторов (по материалам обзора «Российский рынок транспортно-логистических услуг» от 29.06.2006г., опубликованного в бизнес – газете «РосБизнесКонсалтинг»).

Основная масса экспедиторских и логистических компаний расположена в Москве и Санкт-Петербурге, а также в портовых городах и региональных центрах. Около 30% транспортно-логистических компаний зарегистрированы в Центральном федеральном округе (в том числе более 20% - в Москве), 28% - в Приволжском федеральном округе, 18% - в Уральском федеральном округе и 10% - в Северо-Западном федеральном округе, в том числе 9% - в Санкт-Петербурге (см. рисунок 2).

Рисунок 2.
Распределение транспортно-логистических компаний по территории РФ, %

Источник: по материалам статьи Е. Зотовой, редактора-эксперта по логистике журнала "ЛОГИСТИК&система", №7 от 07.2006г.

Среди компаний-грузоперевозчиков выделяются: «Автоплюс», «Астеко», «Восточные линии», «Дамтранс», «Комфорт Лоджистик», «Логитэк» - группа компаний, «МРТК» - межрегиональная транспортная компания, «ПЭК» - первая экспедийионная компания, «Реал», «СеверСтальТранс», «ТрансАвтоГрупп», «Транскомпани», «ТрансРоссия», «Хезенкамп Логистик», «Юнилог».

В настоящее время одной из наиболее устойчивых и динамично развивающихся компаний на российском рынке транспортных услуг является «ТрансРусь». Компания специализируется на предоставлении полного комплекса транспортно-экспедиционных услуг, отвечающих всем требованиям клиента. Средний прирост объемов перевозимых грузов для компании «ТрансРусь» составляет 30-40% ежегодно.

В сегменте международных автоперевозок довольно значительная часть российского рынка принадлежит зарубежным компаниям - около 17% рынка отдано транспортным компаниям, которые выступают своего рода посредниками между Россией и Европой. По мнению экспертов, такое положение является следствием полной открытости российского рынка по отношению к любым транспортно-экспедиционным компаниям. В частности, белорусские транспортные компании обеспечивают грузоперевозки между Россией в Германией, именно они наиболее активны на российском рынке, выполняя третью часть грузоперевозок, реализуемых зарубежными компаниями (см. рисунок 3). За перевозчиками из Беларуси следуют польские (27%), литовские (11%) и латвийские (10%) транспортные компании.

Рисунок 3.
Доли основных стран, компании из которых выполняют грузоперевозки на российском рынке, от общего объема грузоперевозок зарубежных компаний в России, %

Источник: по материалам статьи Е. Зотовой, редактора-эксперта по логистике журнала "ЛОГИСТИК&система", №7 от 07.2006г.

Еще одним наиболее часто используемым видом транспорта является маршрутное такси. Объем российского рынка частных автоперевозок составляет 2-2,5 млрд. долларов США в год (при этом на Москву ежегодно приходится 250-270 млн. долларов США) (по материалам статьи В. Салмина, журнал «Автолайн», 2005г. №10). По прогнозам аналитиков, рынок частных автоперевозок будет расти, так как тарифы в маршрутках вполне могут конкурировать со стоимостью проезда в городском транспорте. На сегодняшний день в московском парке частных перевозок доля автомобилей марки «Газель» составляет 90%, остальная часть приходится на маршрутки-иномарки (10%). В регионах доля «Газелей» составляет треть рынка, а остальная часть в большинстве случаев приходится на марку «ПАЗ».

Популярность микроавтобусов марки «Газель» связана в первую очередь с привлекательной ценой. Готовый микроавтобус ГАЗ стоит 300-330 тыс. рублей, в то время как цена за иномарку составляет 38-50 тыс. долларов США. Специалисты «ГАЗа» уверены, что, благодаря быстрой окупаемости, их продукция будет еще долго пользоваться спросом (это наиболее важный для коммерческого транспорта показатель), даже при разнице в стоимости между импортными микроавтобусами и «Газелями» в 300% (по материалам статьи В. Салмина, журнал «Автолайн», 2005г. №10).

Российский рынок таксомоторных перевозок в последние годы активно развивается. В настоящее время на рынке такси действует огромное количество перевозчиков, 90% которых составляют теневой сектор таксомоторных перевозок. На рынке легальных перевозок действуют два типа игроков: таксопарки и диспетчерские службы, у которых нет своего автопарка. На протяжении последних двух лет в России активно проводятся государственные меры по легализации бизнеса таксомоторных перевозок. Вмешательство государства способствует росту сегмента легальных таксомоторных перевозок, что влечет за собой выход на рынок новых участников и развитие деятельности старых (по материалам журнала «РосБизнесКонсатинг»).

Объективно можно оценить лишь рынок Москвы и Санкт-Петербурга. Объем московского рынка такси в 2004 году составил 500 – 600 млн. долларов США. На долю корпоративных клиентов пришлось 30% рынка, остальную часть составил нелегальный бизнес. В настоящее время в Москве ежедневно востребовано около 20 тыс. машин. Официальные перевозчики обеспечивают около 5 тыс. машин. Остальное приходится на долю частников. При этом доля корпоративных такси растет. Сейчас на московском рынке такси предлагают свои услуги около 10 крупных компаний, автопарк которых насчитывает сотни и тысячи машин. В их число входят «Автолайн», «Новое желтое такси», «Тема» и другие компании. Также присутствует значительное число малых компаний, имеющих несколько десятков собственных машин или работающих с водителями-частниками.

Эксперты выделяют следующие основные тенденции развития российского рынка таксомоторных перевозок: появление и дифференциация новых форм обслуживания, укрупнение игроков, увеличение размера инвестиций в бизнес, повышение качества услуг, повышение активности государства в поддержке легальных участников рынка, внедрение новых систем радиосвязи цифрового стандарта. При помощи новых технологий становится возможным постоянный контроль выполнения заказа и предоставление клиентам квитанций с полной информацией о поездке и ее стоимости (по материалам статьи Д. Морачевской, журнал «Деловой Петербург» 2005г.).

На услуги троллейбусных перевозок наблюдается растущий спрос. Данный вид транспорта присутствует только в городах с населением не менее 300 тысяч человек. В основном это областные центры. Рынок этого сегмента транспортных услуг в каждом городе монополизирован муниципальным троллейбусным управлением, под руководством которого находится весь подвижной состав троллейбусного парка. Соответственно внутри сегмента конкурентов нет. Конкуренцию составляют перевозчики из других сегментов рынка и основным среди них является маршрутное такси.

В настоящее время российский троллейбусный парк состоит на 90% из отечественных троллейбусов. «Энгельсский троллейбусный завод», который в советское время был единственным профильным предприятием, занимает 80% этого специфического рынка. Оставшуюся часть делят между собой Башкирский, Вологодский, Волгоградский и другие троллейбусные заводы, которые ранее занимались ремонтом электротранспорта. За 2004 год «Энгельсский троллейбусный завод» произвел 134 машины, за 2005 год - 500 машин. Освоен выпуск новых моделей (по материалам статьи Влада Соболева, журнал «Новые времена» №32(144) от 23 -29 сентября 2005 г.).

Согласно расчетам экспертов, оптимальный вариант распределения транспорта в городе может быть представлен следующим соотношением: 300 троллейбусов / 100 трамваев / 650 автобусов. Высказывается точка зрения, согласно которой доля электротранспорта в городе должна быть выше, в качестве основного аргумента выступает улучшение состояния окружающей среды.

Итоги проведенного обзора современного состояния российского рынка транспортных услуг позволяют сделать основные выводы.

• Ежедневно услугами городских автобусов в России пользуется более 351 тыс. человек, среди них 61% составляют пассажиры, пользующиеся льготным проездом.

• В 2005 году объем рынка средних автобусов в России составил 300 млн. долларов США.

• В настоящее время на российском рынке работают около 4 тыс. компаний, предоставляющих транспортно-экспедиторские услуги, среди которых 3 тысячи перевозчиков и 1 тысяча экспедиторов.

• Распределение транспортно-логистических компаний по регионам Росси выглядит следующим образом: около 30% компаний расположены в Центральном ФО, 28% - в Приволжском ФО, 18% - в Уральском ФО и 10% - в Северо-Западном ФО.

• На российском рынке международных автоперевозок 17% отдано зарубежным компаниям, которые выступают посредниками между Россией и Европой, наиболее значительную долю занимают белорусские компании, за которыми следуют перевозчики из Польши, Литвы, Латвии.

• Объем российского рынка частных автоперевозок составляет ежегодно 2-2,5 млрд. долларов США (на Москву приходится 250-270 млн. долларов США).

• На российском рынке таксомоторных перевозок до 90% составляет теневой сектор.

• Российский троллейбусный парк состоит на 90% из отечественных троллейбусов.

• Основным отечественным производителем троллейбусов выступает «Энгельсский троллейбусный завод» - занимает 80% рынка. Также крупными производителями являются Башкирский, Вологодский, Волгоградский троллейбусные заводы, которые ранее осуществляли лишь ремонт электротранспорта.

ММЦ "Москва"

 
2003 - 2024 © НДП "Альянс Медиа"
Правила републикации
материалов сайтов
НП "НДП "Альянс Медиа"

Политика конфиденциальности