Что мажут на хлеб? Обзор российского рынка сливочного масла
Что мажут на хлеб? Обзор российского рынка сливочного масла
Аналитики констатируют, что на сегодняшний день отечественные производители сливочного масла, несмотря на свое нежелание и невыгодность производства, вынуждены его изготовлять. Характерно, что в России практически не осталось маслодельных заводов, где бы изготовление сливочного масла являлось основным видом деятельности. На большинстве этих предприятий масло превратилось в продукт, сопутствующий производству молочных продуктов. Отечественный производитель старается выпускать масла, содержащие, помимо молочных, иные жиры, так как выпуск полноценного сливочного масла для подавляющего числа предприятий нерентабельно (см. http://www.d2d.ru/DIR00/113703.htm).
Отметим, что с начала 2005 года действует ГОСТ, в соответствии с которым продукты из категории «масло мягкое», «масло бутербродное», «масло облегченное» получили новое официальное название – «спрэд» (см. http://www.businessanalytica.ru/ru/bin/0817.pdf). И многие российские молочные заводы и комбинаты, заботясь о широте ассортимента выпускаемой продукции и увеличении прибыли, одновременно производят как сливочное масло, вырабатываемое в соответствии с ГОСТом 37-91, так и комбинированные молочные продукты из зарубежного сырья (растительных жиров, заменителя молочного жира и его аналогов), именуемые спрэдами (см. http://www.oilworld.ru/analit/analitfull.phtml?aid=169). Таким образом, рынок желтых жиров можно сегментировать на сливочные масла, маргарины и спрэды.
Как отмечают аналитики ACNielsen, по данным розничных продаж масла и маргарина в городах России с населением более 100 тыс. жителей, при внешней стабильности ряд сегментов все же претерпел изменения. Доля жесткого маргарина снизилась с 22% до 20,5% (отрицательная динамика), а доля комбинированного масла возросла с 13,5 до 15% (положительная динамика). Сегмент мягкого маргарина сократился незначительно: с 18,1 до 17,4%. Доля сливочного масла (основного сегмента рынка желтых жиров) в декабре 2004 – мае 2005 г. составила 46,9%, что на 0,5% больше, чем в декабре 2003 – мае 2004 года (по данным ACNielsen, см. http://www.businessanalytica.ru/ru/bin/0817.pdf).
По оценкам аналитиков компании «Фудс ЕвроОйл», объем российского рынка желтых жиров в 2005 году составил 1130 тыс. тонн (или 1900 млн. долларов США), из которых 560 тыс. тонн составляют маргарин, 420 тыс. тонн – сливочное масло и 150 тыс. тонн – спрэды. По расчетам специалистов ACNielsen, рост объема рынка в 2005 году невысок (не более 2%), а стоимостное выражение рынка только в первом полугодии 2005 года выросло на 12%. По мнению игроков рынка, рост в сегменте сливочного масла в ближайшие годы будет расти не более чем на 1-2% в год, причем в основном за счет увеличения числа сетевых клиентов (см. http://www.businessanalytica.ru/ru/bin/0817.pdf).
Следует отметить, что в 2004 году производство сливочного масла в России сократилось: выпуск составил 217903т, было освоено лишь 91,38% по сравнению с 2003 годом. В 2004 году (как и в 2003 году) лидерами производства стали Саратовская область, а также и Республики Татарстан и Башкортостан (см. http://www.tdpir.ru/?pKey=0000100004&year=2005&p=9&id=5069).
В январе-июне 2006 года по сравнению с аналогичным периодом 2005 года отечественными молокоперерабатывающими предприятиями было выработано сливочного масла на 4,2% больше (см. http://www.oilworld.ru/analit/analitfull.phtml?aid=1534).
По данным ACNielsen, на российском рынке в последние несколько лет наблюдается тенденция сокращения доли развесного масла и замещения его фасованным: в I полугодии 2005 г. доля фасованного масла составила 84,2% физического и 88% стоимостного объема. Причем наибольшая доля - 74,4% - принадлежит фольгированной упаковке. Данный факт объясняется уменьшением спроса на фасованное масло в пищевой промышленности. В силу популяризации кремов с пониженным содержанием жира меньшей себестоимостью, производители пищевой промышленности переходят на заменители и растительные жиры (см. http://www.businessanalytica.ru/ru/bin/0817.pdf).
Согласно мнению специалистов «Учебно-опытного молочного завода им. Верещагина», объемы производства в России колеблются от 3 до 5%. Эти объемы не удовлетворяют существующий спрос, что приводит к росту импорта сливочного масла и все большей популяризации спрэдов. По мнению специалистов компании «Фудс ЕвроОйл», темпы роста импорта сливочного масла опережают темпы роста отечественного производства продукта, которое с каждым годом сокращается за счет падения производства молока. В свою очередь, и темпы роста импорта сливочного масла замедляются из-за растущих цен на мировом рынке. Перечисленные факторы обуславливают увеличение емкости рынка спрэдов (см. http://www.businessanalytica.ru/ru/bin/0817.pdf).
Если в 2003 году импорт сливочного масла в Россию составил 114 тыс. тонн (на сумму 157,8 тыс. долларов США), в 2004 году соотношение импортного и отечественного сливочного масла на российском рынке соответствовало 66% к 34%, то, по данным ФТС России и Росстата, в январе-июне 2006 года импорт сливочного масла по сравнению с 2005 годом существенно увеличился – на 22,7 тыс. тонн или на 37% (см. http://www.tdpir.ru/?pKey=0000100004&year=2005&p=9&id=5069; http://www.mcx.ru/dep_doc.html?he_id=797&doc_id=11241). Самая дорогая и качественная продукция поступает в Россию из Финляндии и Франции. По средним контрактным ценам осуществляются поставки сливочного масла из Новой Зеландии и Словакии, а самая дешевая продукция ввозится в Россию из Испании (см. http://www.tdpir.ru/?pKey=0000100004&year=2005&p=9&id=5069).
Увеличение импорта в 2006 году произошло за счет поставок из стран дальнего зарубежья, а также из Республики Беларусь. В связи с временным запретом на поставки животноводческой продукции в I полугодии 2006 года из Украины поставлено лишь 2,1 тыс. тонн сливочного масла (в 4 раза меньше, чем в I полугодии 2005 года). В январе-июне 2006 года в Республике Беларусь было закуплено 26,0 тыс. тонн сливочного масла (в аналогичном периоде 2005 г. – 23,7 тыс. тонн). Также отмечался дальнейший рост импорта сливочного масла из стран дальнего зарубежья, что привело к росту удельного веса этой группы стран в объемах импорта (см. http://www.mcx.ru/dep_doc.html?he_id=797&doc_id=11241). Например, по данным "Бизнес Аналитики", в конце апреля текущего года Росрезерв закупил около 50 тыс. тонн новозеландского масла.
Крупные объемы поставок сливочного масла в 2006 году приходились на Новую Зеландию (23% от общих объемов импорта), Финляндию (10%). Увеличению поставок сливочного масла из стран дальнего зарубежья способствовали более низкие по сравнению с 2005 годом импортные цены. Средняя контрактная цена на сливочное масло, закупаемое в странах дальнего зарубежья в январе-июне т.г. составила 1728,4 долл./тонна, а в аналогичном периоде 2005 года – 1935 долл./тонна (см. http://www.mcx.ru/dep_doc.html?he_id=797&doc_id=11241).
Экспорт сливочного масла из России снижается: в 2001 году – 4% от импортных поставок, в 2002 году – 1,5%, в 2003 году – 1,8%. В I полугодии 2006 года экспорт сливочного масла снизился на 25%. По данным Департамента экономики, 90% российского экспорта приходится на страны СНГ: Узбекистан, Азербайджан, Армению, Туркмению, Беларусь, преимущественно – Казахстан (см. http://www.tdpir.ru/?pKey=0000100004&year=2005&p=9&id=5069; http://www.mcx.ru/dep_doc.html?he_id=797&doc_id=11241).
Как отмечают аналитики ACNielsen и игроки рынка, физиологическая норма душевого потребления сливочного масла в нашей стране составляет 20 г в сутки, в целом по стране – 1 млн. тонн в год, а потребность в этом продукте составляет 270 тонн. На текущий период, рынок характеризуется заметным снижением среднедушевого потребления сливочного масла, несмотря на различную покупательскую способность в разных регионах России. Основная тенденция 2005 года: потребители Центральной России отдают предпочтение сливочному маслу, а остальные – спрэдам. Причем, российский потребитель, соответствует мировой тенденции, демонстрируя спрос на высококачественные сорта сливочного масла. По мнению специалистов компании «Демиург», российский потребитель предпочитает классический вкус сливочного масла жирностью 82,5%, что связано с изменением покупательского спроса и ростом покупательской способности. Потребительский спрос индивидуализируется: предпочтение продуктов, соответствующих образу жизни, системе питания, акцентуация внимания на калорийности и пользе пищи.
Как утверждают специалисты, на отечественном рынке желтых жиров происходит перераспределение долей сегментов сливочного масла, спрэдов и маргарина, а также распределение на ценовые сегменты, а не падение или рост их производства. Покупатель становится все более требовательным, по мнению игроков рынка, он склоняется в сторону дорогих и качественных продуктов, поэтому наиболее перспективным является сегмент премиум (см. http://www.businessanalytica.ru/ru/bin/0817.pdf).
Спрос на все виды молочной продукции в 2006 году по сравнению с 2005 годом увеличился, что явилось одним из факторов роста её выработки. Следует заметить, что темпы роста спроса на молокопродукты в 2006 году превысили темпы роста спроса в 2005 году. По данным Росстата, индекс физического объема продаж животного масла в розничной торговле в I полугодии 2006 года составил к соответствующему периоду 2005 года 111,1% (108,0%) (см. http://www.mcx.ru/dep_doc.html?he_id=797&doc_id=11241).
Выводы:
• производство отечественного сливочного масла колеблется от 2 до 5%, но в целом снижается из-за сокращения производства молока в России;
• доля сливочного масла в общем объеме желтых жиров также снижается;
• значительно сокращается доля монолитного (развесного) масла, производители переходят на выпуск фасованного (фольгированного) масла;
• отмечается рост покупательской способности и смещение потребительского спроса в сторону дорогого и качественного продукта. Растет спрос на высококачественное сливочное масло, что соответствует общемировой тенденции;
• центр России предпочитает натуральное сливочное масло, остальная часть России – спрэды;
• игроки рынка считают наиболее перспективным сегментом рынка сливочного масла премиальную ценовую категорию.