• «Дешевый». Стоимость путевки до $1000. Целевая аудитория – люди с доходом от $300 до $800 на члена семьи.
• «Дорогой». Стоимость путевки свыше $1000. Целевая аудитория – люди с доходом свыше $1000.
По оценкам специалистов, сегмент дорогого отдыха занимает примерно 20% российского туристического рынка по количеству туристов и составляет 35% общей финансовой емкости рынка (см. рис.1).
Рисунок 1
Доля сегмента дорогого и дешевого отдыха на российском рынке туристических услуг
На рынке туристических услуг действует два типа компаний: туроператоры и турагенты. Туроператор - компания-производитель туристских услуг. Это «завод» или «фабрика» по производству туров из различных компонентов (авиабилет, размещение в гостинице, трансфер, экскурсионное обслуживание, оформление страховки и визы). Турагент – «магазин», основная цель которого - продать туристскую услугу (путевку).
Туроператоры подразделяются на две основные разновидности:
Крупные операторы, которые продают турпакеты только через сеть уполномоченных агентств и не занимаются розничной продажей;
Средние и малые операторы, которые не только производят, но и продают турпакеты в розницу.
Туристические агентства также делятся на две основных категории, но по другому признаку:
независимые туристические агентства (70% от общего количества турфирм);
сетевые туристические агентства - точки продаж, объединенные общим брендом, рекламно-маркетинговой политикой, технологией работы и др. (см. рис. 2);
Рисунок 2
Доля независимых и сетевых тур агентств на российском рынке туристических услуг
Сегодня на рынке туристических услуг наблюдается тенденция сокращения количества независимых туристических агентств. Стремительно увеличивается доля рынка, принадлежащая туристическим сетям.
Сетевые туристические агентства обладают преимуществом перед независимыми туристическими агентствами.
Основными из них являются:
единая торговая марка (брэнд);
единая маркетинговая политика;
передовая технология в туризме;
общая рекламная политика;
консолидированная закупочная и ценовая политика;
единое информационное пространство;
уникальная идея.
Франчайзинговые сети – это наиболее цивилизованная форма работы туристических агентств. На российском розничном туристическом рынке доля таких сетей имеет тенденцию к росту. Такая модель развития туристического бизнеса доказала свою состоятельность и большой потенциал. (Источник: http://doska6.com/cgi-bin/do/read.cgi?c=201&m=898 от 5.11.2006 г.)
По оценкам экспертов, доля российского рынка от общемирового рынка туристических услуг составляет 3% (см. рис. 3). Только в Москве сейчас функционирует около 3000 туристических агентств. Аналитики сходятся во мнении, что туристический рынок России и стран СНГ растет намного быстрее, чем экономика страны в целом. Несмотря на глобальные катаклизмы, ежегодный прирост за последние годы составляет 20-25% в год.
Рисунок 3
Доля российского рынка туристических услуг от общемирового рынка
По экспертным оценкам специалистов Всемирного совета по туризму и путешествиям (World Travel and Tourism Council, WTTC) в ближайшее десятилетие объем российского рынка туристических услуг практически удвоится. Эксперты рынка предполагают возрастание доходов туристической индустрии к 2016 году до 20,4 миллиарда долларов (см. рис. 4).
Рисунок 4
Уровень дохода туристической индустрии в прогнозе на 2016 год, млрд. долларов
Между тем, быстрее всего в России развивается не въездной или внутренний туризм, а выездной. Если рассмотреть динамику российского туризма, то можно увидеть, что в 2004 году туристический поток из России увеличился на 16 процентов и достиг 6,6 миллиона человек, а в 2005 году вырос еще на 3,5 процента до 6,8 миллиона, (см. рис. 5) За I полугодие 2006г. количество россиян, выехавших из страны, увеличилось на 12,6% по сравнению с аналогичным периодом 2005г.
При этом потребляют данные услуги высокодоходные группы населения, и значительный рост цен на них не оказал решающего влияния на приобретение путевок и туров. Кроме того, увеличился интерес зарубежных туристов к посещению России. Так, количество въехавших туристов за I полугодие 2006г. выросло по сравнению с соответствующим периодом 2005 года на 10,8%.
Расходы на поездки за рубеж при этом увеличились почти на 12%. При этом поток въезжающих в Россию иностранцев, которые тратят в стране все меньше, за 2005 год сократился на 16,6 процента до 2,3 миллиона человек (источник: по материалам Lenta.ru , http://www.forextimes.ru/news/hnews53773.htm).
Рисунок 5
Объем туристического потока из России в 2004-2005 гг., млн чел.
Основные выводы:
Объем туристических услуг в январе-сентябре 2006г. вырос на 18% - до 33,1 млрд руб.
Доля российского рынка туристических услуг составляет 3% от общемирового.
Ежегодный прирост за последние годы составляет 20-25% в год.
За I полугодие 2006г. количество россиян, выехавших из страны, увеличилось на 12,6% по сравнению с аналогичным периодом 2005г., количество въехавших туристов за I полугодие 2006г. выросло по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 10,8%.
Доходы российской туристической индустрии в 2016 году достигнут 20,4 млрд.
В 2004 году туристический поток из России увеличился на 16 процентов и достиг 6,6 миллиона человек, а в 2005 году вырос еще на 3,5 процента до 6,8 миллиона человек.
Поток въезжающих в Россию иностранцев за 2005 год сократился на 16,6% до 2,3 миллиона человек.
Сегмент пляжного отдыха является наиболее значительным и составляет по подсчетам аналитиков 55-60% всего рынка (по количеству туристов).
Сегмент дорогого отдыха по оценкам специалистов занимает примерно 20% российского туристического рынка по количеству туристов и составляет 35% общей финансовой емкости рынка.
Доля независимых туристических агентств на российском рынке туристических услуг составляет 70%, доля сетевых туристических агентств – 30%.