Настоящие салоны красоты, предлагающие широкий ассортимент процедур для волос, лица или тела, в нашей стране первыми стали открывать крупные зарубежные производители профессиональной косметики, такие как Wella и Ives Rocher. Впоследствии стали открывать свои салоны и российские компании — либо собственные, либо по франчайзингу. Сейчас, во времена бума салонов красоты, эти заведения предлагают широчайший комплекс услуг от имиджевых до сложных медицинских, таких, как коррекция недостатков лица и фигуры, омоложение, антицеллюлитные программы и другие.
По данным экспомедиагруппы «Старая крепость», в 2004 году совокупный объем российского парфюмерно-косметического рынка составил порядка 6,2 млрд. долларов. Доля салонов красоты на российском парфюмерно-косметическом рынке составила чуть меньше трети - около 2 млрд. долларов. Ежегодный рост рынка в последние годы составляет 25-30% (по материалам http://www.rg.ru/2005/06/07/krasota.html и http://www.e-mm.ru/newsitem.asp?id=1140).
В столичных салонах красоты, по оценкам участников рынка, остается две трети от тех сумм, которые россияне ежегодно расходуют на парикмахерские и косметологические услуги. По данным консалтингового агентства «Салон-менеджмент», сегодня в столице действует около 2500 салонов красоты (парикмахерских, косметологических кабинетов, имидж-центров), ежемесячно продающих свои услуги на 100 млн. долларов, и каждый месяц в Москве появляются 15−20 новых салонов разного профиля и ценового уровня. В столице работает ряд сетей, наиболее крупные из которых - " Персона", "Мысин Студио", "Аида", "Александр Тодчук Studio" - включают от 5 до 15 салонов.
Процедуры, проводимые в салонах, можно разбить на три группы:
• Имиджевые (парикмахерские услуги, маникюр, педикюр, загар, тату, пирсинг и другие)
• Медицинские (коррекция недостатков лица и фигуры, омоложение, антицеллюлитные программы и другие)
• Релаксация (массаж, талассотерапия и SPA, светотерапия, ароматерапия и другие)
По данным Symbol-marketing, наиболее популярными, предлагаемыми в большинстве салонов, услугами являются массаж лица, эпиляция воском и наращивание ногтей (график 3).
График 3. Доли салонов, предоставляющие основные услуги на московском рынке салонов красоты, %*
Эксперты рынка выделяют 5 типов салонов в зависимости от набора услуг, расценок, марок используемой косметики, местоположения и социального статуса клиентов (таблица 1).
Таблица 1. Классификация салонов и их основные характеристики *
Салоны эконом-класса представляют собой обычные парикмахерские, в которых помимо стрижки клиентам предлагают педикюр, маникюр и мелкие косметические услуги. Наценка за услуги здесь небольшая - порядка 30-40%, а расценки минимальные: визит обойдется в 20-30 долларов.
Салоны среднего и средневысокого уровня (последние позиционируют себя как салоны для бизнес-клиентов) отличаются от салонов эконом-класса большим набором услуг, в том числе косметических, и более высоким статусом клиентов. Наценка на услуги в них от 100 до 150%, разовый визит обойдется в 100-200 долларов.
Пятизвездочные салоны класса люкс сегодня позиционируют себя как имиджевые или корпоративные заведения. Наценка в таких салонах 200-250%, один визит обойдется в 250-300 долларов.
VIP-салоны больше напоминают закрытые клубы для избранных - жесткий фейс-контроль, местоположение исключительно в центре города. Как правило, прайс-лист не ограничивается традиционными услугами - здесь есть и собственный ресторанчик, где клиенты могут отдохнуть после процедур. Наценка составляет 300-400%, стоимость разового визита начинается от 350 долларов.
Спрос на услуги салонов красоты достаточно высок и в настоящее время продолжает расти: в Москве к профессиональным косметологическим услугам хотя бы раз в месяц сегодня обращается каждый пятый (график 4), спрос на эти услуги, по мнению специалистов рынка, ежегодно растет на 20%.
*По материалам статьи «Бизнес с человеческим лицом», Лилия Москаленко, http://www.expert.ru.
Специалисты и участники рынка утверждают, что в среднем каждый житель нашей страны тратит на посещение салона красоты около 13 долларов в год. При этом российские посетители тратят на услуги салонов красоты в три раза больше европейцев, в среднем 13% своего дохода. Потребители тратят деньги не бездумно: они всегда пытаются разобраться, что им предлагают, более требовательны к продуктам и услугам салонов красоты.
По мнению участников рынка, среднестатистические российские клиенты салонов красоты на 10 лет моложе европейских, и естественно, что большая часть клиентов - женщины (75-77% в VIP-салонах и около 80% в салонах бизнес-класса), однако в последнее время начинают проявлять активность и мужчины. Потребитель салона красоты, пожалуй, один из самых образованных и взыскательных: высшее образование имеют 100% мужчин-посетителей и 76% женщин (по материалам http://www.e-mm.ru/newsitem.asp?id=1140, http://symbol-marketing.ru/pub.php?id=46).
Рынок красоты продолжает интенсивно расти. По мнению экспертов рынка, в ближайшие два-три года рынок красоты в России будет сформирован. При этом его основой станет средний сегмент — именно там сегодня развиваются наиболее рентабельные проекты. Говоря о тенденциях развития рынка, специалисты отмечают дальнейшее увеличение количества заведений бьюти-индустрии, а также специализацию по приоритетному направлению: SPA, ногтевые студии, имидж-, визаж-салоны.
Кроме этого, ожидается развитие франчайзинга своей торговой марки московскими сетями салонов. Москва уже не является для них перспективным рынком, ниша, в которой они работают, здесь уже заполнена. Поэтому основными партнерами московских сетей в ближайшее время станут региональные салоны красоты.
Наконец, еще одной тенденцией к процветанию салонного бизнеса является демократизация цен. Развитие сети салонов красоты разных классов позволяет посетителям покупать больше товаров и услуг по более низким ценам в большем количестве мест (по материалам статьи «Красивый бизнес», Ольга Хибакова, http://www.intercharm.ru/tendencies/index.phtm?id=870&anons=0, статьи «Бизнес с человеческим лицом», Лилия Москаленко, http://www.expert.ru и http://www.e-mm.ru/newsitem.asp?id=1140).
Основные выводы:
Объем рынка салонов красоты в 2004 году составил около 2 млрд. долларов, а ежегодный рост в последние годы составляет 25-30%.
Только в Москве функционирует около 2500 салонов красоты, среди которых есть ряд сетей, наиболее крупные из которых "Персона", "Мысин Студио", "Аида", "Александр Тодчук Studio". Каждый месяц в Москве появляются 15−20 новых салонов разного профиля и ценового уровня.
Салоны предоставляют широкий спектр услуг, которые классифицируются на имиджевые (парикмахерские услуги, маникюр, педикюр, загар, тату, пирсинг и другие), медицинские (коррекция, омоложение, антицеллюлитные программы и другие), а также релаксационные (массаж, талассотерапия и SPA, светотерапия, ароматерапия и другие). Наиболее популярными, предлагаемыми в большинстве салонов, услугами являются массаж лица, эпиляция воском и наращивание ногтей.
Эксперты рынка выделяют 5 типов салонов в зависимости от набора услуг, расценок, марок используемой косметики, местоположения и социального статуса клиентов. Стоимость минимального визита в салон в Москве колеблется от 20 долл. в салоне эконом-класса до 350 долл. в VIP-салоне.
Среднестатистический посетитель салона красоты – женщина, достаточно молодая, с высшим образованием, тратящая около 13% своего дохода на услуги салона красоты.