Обзор российского рынка электроники и бытовой техники
Обзор российского рынка электроники и бытовой техники
Российский рынок бытовой техники считается самым перспективным и быстрорастущим в Европе. Без учета таких сегментов, как компьютерная техника и сотовые телефоны, рынок бытовой техники в 2005 году вырос на 30%. По темпам роста он занимает первое место на рынке товаров народного потребления, опережая рынок продуктов питания и автомобилей. Его емкость оценивается в 11 - 13 млрд. долл. (источник: обзор консалтинговой группы «PRADO Банкир и Консультант» 2005 г., http://www.prado.ru/default.aspx?ID1=550).
В 2005 году отмечался высокий рост продаж цифровой фото-, видео- и аудиотехники. Продажи цифровых DVD-проигрывателей увеличились по среднему показателю на 85%, объем продаж жидкокристаллических телевизоров вырос на 25%. Наименьшие темпы роста продаж приходятся на сегмент крупной бытовой техники. Рост продаж в этом сегменте по среднему показателю не превышает 12,5% (см. рис. 1), что составило около 2,8 миллионов штук. Это связано с некоторым насыщением рынка крупной бытовой техники, т.к. она приобретается для долгосрочного пользования. Эксперты прогнозируют дальнейшее снижение темпов роста продаж в сегменте крупной бытовой техники в 2008 – 2009 гг. до 8,5% (Источник: статья О. Горелик, газета «Новые известия» от 16.08.2006г. http://www.newizv.ru/news/2006-08-16/52111)
Несмотря на невысокие темпы роста продаж в сегменте крупной бытовой техники, большое развитие получили отечественные производители холодильной техники и стиральных машин. С 2003 по 2006 годы объем рынка бытовой техники отечественного производства увеличивался на 20% ежегодно.
Рисунок 1
Объемы продаж цифровой фото-, видео- и аудиотехники, DVD-проигрывателей, жидкокристаллических телевизоров, крупной бытовой техники в 2005 году, %
Основными производителями техники, покупаемой россиянами, являются Белоруссия, Украина и Республика Корея. На территории России действует 10 заводов по производству холодильной техники. Наиболее крупными из них являются: ЗАО "Завод холодильников СТИНОЛ" (г. Липецк), ОАО "КЗХ "Бирюса" (г. Красноярск) и ФГУП ПО "Завод им. Серго" (Татарстан). Эти три предприятия производят 80% всей продукции, поступающей на рынок холодильной техники. Источник: статья «Масштабное исследование российского рынка бытовой техники» 2006г. http://www.vorobey.su/katalog/products/melkaja-bytovaja-tehnika/tosteri/articles/4.shtml.
На рынке бытовой техники и электроники наблюдается тенденция увеличения количества западных предприятий, работающих на территории России. Это приведет к уменьшению импортируемой техники, т.к. она будет производиться на территории России, но под западным брэндом и на предприятии, принадлежащем иностранцу. Доля таких предприятий со временем будет увеличиваться. Источник: статья О. Горелик, газета «Новые известия» от 16.08.2006 г. http://www.newizv.ru/news/2006-08-16/52111
Около 40% рынка бытовой техники и электроники составляет импортная продукция. Объем импортируемой продукции бытовой техники и электроники в 2005 году оценивается в 4–5 млрд. долларов (см. рис. 2).
Рисунок 2
Доля импортируемой продукции на российском рынке бытовой техники и электроники в 2005 г., %
Основным местом покупки бытовой техники являются магазины, которые входят в известные специализированные торговые сети. Там совершают покупки 54% россиян. В их число входят жители крупных городов, люди трудоспособного возраста с образованием не ниже среднего и высоким уровнем дохода. 16% россиян приобретают технику в небольших специализированных магазинах. Крупные специализированные торговые комплексы, ярмарки и радио рынки популярны у 8% россиян. 8% - в специализированном отделе, секции супермаркета или гипермаркета, 6% - в специализированном отделе универмага или торгового дома, 1% россиян приобретают технику через интернет, по телефону или по каталогу (см. рис 3).
Рисунок 3
Основные места покупки бытовой техники и электроники в 2006 г., %
Определяющим критерием при выборе места покупки бытовой техники для 40 % россиян является низкий уровень цен. Широкий ассортимент товара важен для 33% покупателей. Для 32% покупателей - качество товаров, удобство месторасположения – для 27%, наличие распродаж, скидок - для 22%.
В зависимости от типа населенного пункта и социально-демографических характеристик респондентов, выделяются определенные характеристики при выборе мест покупки бытовой техники. Для жителей небольших городов наиболее важны качество товаров и отсутствие подделок, а для жителей крупных мегаполисов более важным фактором является наличие дисконтной карты данного магазина и удобство выкладки товара.
Источник статья исследовательского холдинга «ROMIR Monitoring» 2006 год.
http://www.rmh.ru/news/res_results/322.html
Основные выводы:
В 2005 году рынок бытовой техники вырос на 30%, не включая сегменты компьютерной техники и сотовых телефонов. Ёмкость рынка бытовой техники оценивается в 11 - 13 млрд. долл.
По прогнозам экспертов, в 2008 – 2009 гг. темпы роста снизятся до 8,5%.
Основными производителями марок крупной бытовой техники являются Белоруссия, Украина и Республика Корея. Основными из них являются: ЗАО "Завод холодильников СТИНОЛ" (г. Липецк), ОАО "КЗХ "Бирюса" (г. Красноярск) и ФГУП ПО "Завод им. Серго" (Татарстан). Эти три предприятия производят 80% всей продукции, поступающей на рынок холодильной техники.
Объем импортируемой продукции бытовой техники в 2005 году оценивается в 4–5 млрд. долларов, эти соответствует 40% от всего рынка бытовой техники и электроники.
Основными факторами, влияющими на рост рынка, являются увеличение реальных доходов населения и развитие потребительского кредитования.
Более половины россиян покупают бытовую технику в магазинах, входящих в известные специализированные торговые сети.
40 % россиян при выборе места покупки бытовой техники ориентируются на низкий уровень цен, 33% покупателей – на широкий ассортимент, 32% покупателей – на качество товаров.