Система ММЦ: Система межрегиональных маркетинговых центров
English English Italiano Italiano
О Системе ММЦ География Новости организации События СМИ о нас Контакты
Услуги

Развитие международного сотрудничества

Поиск и подбор партнеров в регионах

Маркетинговые исследования

Продажа готовых обзоров
Деловые миссии в регионы
Реестр конкурентоспособных предриятий
Базы данных

Предприятия

Деловые предложения

Инвестиционные проекты

Мероприятия

Реестр маркетинговых работ
Сервис портала

Визитные карточки

Создание сайта на нашем портале

Подписки
Справочная информация
Сведения о регионах
В помощь маркетологу
Региональные маркетинговые центры в Системе ММЦ
ММЦ "ТУЛА"

Год основания: 2002 год
Руководитель: Селиванов Анатолий Николаевич
Штатных сотрудников: 10 человек
Интервьюерская база: 40 человек

Наши аналитические статьи и обзоры
Обзор российского рынка пива

Обзор российского рынка пива

Россия входит в пятерку крупнейших пивоваренных рынков в мире. В период с 1999 по 2005 год в России наблюдалась устойчивая тенденция к росту объемов производства пива, однако темпы ежегодного прироста производства постоянно сокращались (см. рисунок 1). Исключением стал лишь 2004 год, когда, несмотря на беспрецедентное давление на пивоваров со стороны государственных органов власти, рост объемов российского производства превысил показатели 2002 и 2003 годов. В 2005 году объем отечественного производства пива увеличился по отношению к 2004 году на 6%, показав наименьший прирост за период с 1999 года.

Рисунок 1.

Динамика производства пива в России в 1999 - 2005 гг. (по данным, приводимым Союзом российских пивоваров)Объем производства, млн. дол

Рост производства, %

Источниик: Российский продовольственный рынок (Russian Food & Drinks Market). 2006. №9; 2005. №4.

Довольно незначительный прирост объемов производства пива, характерный для российского рынка в 2005 году, аналитики связывали с практически полным насыщением рынка, прогнозируя весьма умеренные темпы его дальнейшего роста. Однако уже в первом полугодии 2006 года динамика российского пивного рынка преподнесла сюрпризы даже для специалистов. В первые месяцы 2006 года очень холодная зима почти на всей территории России крайне негативно сказалась на экономических показателях пивоваренной отрасли, в январе снижение производства по сравнению с аналогичным периодом 2005 года составило 12,4% в натуральном выражении (см. рисунок 2). Но уже в феврале 2006 года показатели отрасли сравнялись с аналогичным периодом 2005 года. В период с марта по май 2006 года наблюдалась тенденция к увеличению темпов роста производства по отношению к соответствующему периоду 2005 года. В мае 2006 года прирост производства пива российскими пивоварами составил 8,5% по отношению к аналогичному периоду 2005 года, этот показатель существенно превосходил динамику производства 2004-2005 годов.

Рисунок 2.

Динамика производства пива за период январь-май 2005-2006 года, в % к аналогичному периоду предыдущего года (по данным Союза российских пивоваров)

Источник: http://www.pivnoe-delo.com/?id=6841

По мнению экспертов, динамика показателей объемов производства в российской пивоваренной отрасли, характерная для первого полугодия 2006 года, связана с увеличением активности основных игроков на рынке, а также с влиянием фактора сезонности. Сезонность продаж ярко выражена на российском пивном рынке. Так, пик продаж пива приходится на июль, далее следует постепенное снижение объемов продаж, продолжающееся вплоть до октября. Ноябрь и последующие зимние месяцы характеризуются неустойчивыми показателями. Разница между месячными объемами производства пива между январем и июлем варьируется в пределах 90-100%. В летние месяцы существенно увеличивается спрос на пиво в более крупных упаковках - преимущественно, ПЭТФ. Также, сезонность влияет на распределение предпочтений потребителей между «легкими» и «крепкими» сортами (по материалам международного аналитического журнала «Пивное дело» http://www.pivnoe-delo.com/?id=6841 ).
По предварительным оценкам, в 2006 году рост российского пивного рынка составил 8-10%. Одними из основных факторов, способствовавших расширению рынка, выступили теплое лето и повышение платежеспособности населения. В 2007 году эксперты прогнозируют снижение темпов роста рынка в связи с тем, что Россия по уровню потребления пива приблизилась к северным странам (см. http://www.interfax.ru/r/B/finances/5.html?id_issue=11646923).

В 2005 году рост российского пивного рынка в значительной мере был связан с увеличением потребления пива класса премиум. К концу 2005 года доля продаж светлого премиального пива составила 31,5% от общего объема продаж светлого пива на российском рынке (см. рисунок 3). Примечательно, что увеличение потребления россиянами отечественного премиального пива соответствует снижению популярности импортного премиального пива. Как полагают эксперты, рост сегмента отечественного светлого пива класса премиум связан с усиленным продвижением данной продукции, а также увеличением покупательской способности населения. В 2005 году портфели брендов всех ведущих пивоваренных компаний включали как минимум одну премиальную марку: SUN Interbrew Ltd. (ТМ Stella Artois, Tinkoff, «Сибирская корона»), ОАО «Пивоваренная компания «Балтика» (ТМ Carlsberg, «Балтика Золотое», «Балтика 7»), ООО «Пивоварня Хейнекен» (ТМ Lоwenbrau, Heineken, «Бочкарев»), ОАО «Вена» (ТМ Tuborg, «Невское») и другие.

Наряду с увеличением потребления пива премиального ценового сегмента в 2005 году отмечался рост потребления россиянами пива экономичного сегмента – наблюдалась тенденция к поляризации рынка. По итогам года сегмент светлого пива эконом-класса вырос более чем на 3% в натуральном выражении. В целом, несмотря на рост премиального и экономичного сегментов, в 2005 году основную долю российского пивного рынка занимало пиво среднего ценового сегмента – 41,7%.

Рисунок 3.

Структура российского рынка светлого пива по ценовым сегментам в 2005 году, % от объема продаж в натуральном выражении (по результатам исследований компании Euromonitor International)

Источник: Российский продовольственный рынок (Russian Food & Drinks Market). 2006. № 4.

Характеризуя основные события, произошедшие на российском пивном рынке в 2005-2006 годах, прежде всего необходимо отметить продолжение операционного слияния компании «Балтика» с компаниями «Вена», «Пикра» и «Ярпиво», которое планировалось завершить до конца 2006 года. После объединения портфель брендов холдинга «Балтика» будет включать наряду с марками «Балтика» и «Арсенальное», такие бренды, как «Невское», «Ярпиво», Tuborg. По итогам 2005 года доля рынка компании «Балтика» составила 24,1%, объем продаж за год вырос на 13%. ЗАО МПБК «Очаково» в связи с сокращением производственных показателей по итогам 2005 года на 4,4% в 2006 году планировало потратить на продвижение своей продукции 18-20 млн. долларов США. Также на 2006 год компания планировала вложить средства в продолжение строительства нового завода в Тюмени и модернизацию производственных мощностей в Москве и ряде своих филиалов.

Компания «ИнБев» приняла решение о переносе штаб-квартиры, ответственной за Центральную и Восточную Европу, в Москву. Компания «ИнБев» появилась в результате стратегического альянса между бельгийским холдингом «Интербрю» и бразильской компанией «АмБев». На российском рынке интересы «ИнБев» представляет компания «САН Интербрю» (входящая в состав «ИнБев»). Компания «САН Интербрю» закончила 2005 год с рекордной для нее долей рынка - 17,8%, при росте объемов продаж на уровне 20,9%.

В начале 2006 года компания «Эфес» объявила о покупке пивоваренной компании «Красный Восток» (г. Казань). Бренды, выпускаемые «Красным Востоком», сосредоточены в «экономичном» сегменте, это «Красный Восток», «Жигулевское», «Ершистое», также компания имеет один среднеценовой бренд «Солодов». Представители «Эфес» ожидают, что приобретение «Красного Востока» и соответствующее расширение портфеля торговых марок «Эфес» значительно усилит присутствие «Эфес» в сегменте марок экономичного ценового сегмента. Пивоваренная компания «Волга» в рамках большой инвестиционной программы, проводимой компанией «Хейнекен» в России, ввела в эксплуатацию новую линию розлива пива в ПЭТ бутылку мощностью 18 тыс. бутылок в час. В 2006 году компания «Хейнекен» планировала занять 13-15% российского рынка пива и вплотную приблизиться к показателям компании «САН Интербрю», которая является вторым по величине (после «Балтики») игроком российского рынка пива (см. http://www.pivnoe-delo.com/?id=6841; http://www.spbguid.ru/index.php?news=72713).

Потребление пива в России в настоящее время составляет около 65 литров на человека в год. По прогнозам экспертов, к 2010 году среднедушевое потребление пива может увеличиться до 73 литров на человека в год (см. http://www.interfax.ru/r/B/finances/5.html?id_issue=11646923).

Результаты исследований, проведенных компанией «Комкон-СПб», свидетельствуют о том, что подавляющее большинство потребителей пива в России предпочитает светлое пиво, доля потребителей темного пива не превышает 11%. Основная часть потребителей пива – около 70%, предпочитает напиток средней крепости (3-4%), доли предпочитающих легкое и крепкое пиво примерно одинаковы - по 12% (см. рисунок 4).

Лидерами российского рынка пива по предпочтениям потребителей являются следующие марки: «Балтика» (ОАО «Пивоваренная компания «Балтика», Санкт-Петербург) - на ее долю приходится 35% от числа всех потребителей; «Клинское» (SUN Interbrew) - более 20% потребителей; «Сибирская корона» (SUN Interbrew) - около 20% потребителей; «Жигулевское» (разных производителей) - 18% потребителей. «Балтика» прочно ассоциируется у потребителей с «резервной» маркой - той, которую берут в ситуации затрудненного выбора (см. Российский продовольственный рынок (Russian Food & Drinks Market). 2006. №2).

Рисунок 4.

Структура предпочтений россиянами пива разной степени крепости, % от числа опрошенных потребителей (по результатам исследований компании «Комкон-СПб»)

Источник: Российский продовольственный рынок (Russian Food & Drinks Market). 2006. №2

В заключение обзора приведем некоторые основные прогнозы развития российского пивного рынка, сформулированные экспертами компании Euromonitor International. Согласно этим прогнозам, рынок пива в России близок к насыщению, в связи с чем в ближайшие несколько лет взрывного роста продаж не ожидается. К 2010 году объем пивного рынка увеличится на 18% в натуральном выражении по отношению к 2005 году, преимущественно за счет нестоличных регионов. Благодаря усилению позиций пива класса премиум и других высокоценовых категорий темпы роста рынка в денежном выражении, вероятно, превысят темпы роста в натуральном выражении. На российском рынке пива будет набирать силу тенденция поляризации между премиум-брендами и брендами экономичного сегмента - данная тенденция уже ясно прослеживалась в конце 2005 года. Крупнейшие производители продолжат оптимизацию портфелей брендов, преимущественно фокусируясь на пиве премиум-класса и эконом-класса (см. Российский продовольственный рынок (Russian Food & Drinks Market). 2006. №4).

Основные выводы по итогам обзора:

 В период с 1999 года и по настоящее время в России наблюдается устойчивая тенденция к росту объемов производства пива, однако темпы ежегодного прироста производства сокращаются. Исключением стал 2004 год, когда рост объемов производства пива превысил показатели 2002 и 2003 годов.
 В 2005 году объем отечественного производства пива увеличился по отношению к 2004 году на 6%, показав наименьший прирост за период с 1999 года. Этот факт аналитики связывали с практически полным насыщением рынка, однако уже в первом полугодии 2006 года в период с марта по май объемы производства пива российскими пивоварами существенно превысили объемы производства за аналогичный период 2005 года.
 По предварительным оценкам, в 2006 году рост российского пивного рынка составил 8-10%. Рост рынка был обеспечен преимущественно увеличением потребления пива премиального и экономичного ценовых сегментов – на пивном рынке наблюдалась тенденция к поляризации.
 Большинство потребителей пива в России предпочитает светлое пиво, доля потребителей темного пива не превышает 11%. Основная часть потребителей – 70%, предпочитает пиво средней крепости, доли предпочитающих легкое и крепкое пиво сходны и составляют по 12%.
 Наиболее предпочитаемыми среди российских потребителей являются следующие марки пива: «Балтика» (ОАО «Пивоваренная компания «Балтика») - 35% от числа потребителей; «Клинское» (SUN Interbrew) - более 20% потребителей; «Сибирская корона» (SUN Interbrew) - около 20% потребителей; «Жигулевское» (разных производителей) - 18% потребителей.

ММЦ "Москва"

 
2003 - 2024 © НДП "Альянс Медиа"
Правила републикации
материалов сайтов
НП "НДП "Альянс Медиа"

Политика конфиденциальности