Эксперты часто называют жевательную резинку товаром импульсного спроса. Многие потребители, даже не задумываясь, совершают покупку автоматически.
Жевательная резинка – это вид конфеты, состоящей из несъедобной эластичной основы (это преимущественно синтетические полимеры), и различных вкусовых и ароматических добавок, ароматизаторов, консервантов, а также других пищевых добавок. В последнее время стали популярны резинки, содержащие сахарозаменители и противокариозные вещества, например, соединения фтора, ксилит, карбамид (по материалам http://mossa.ru/products/caramelgum.php и http://visness.net/zdorovje/zshevatelnaya_rezinka_vredna_dlya_naturalnyh_blond7.html ).
Менее чем 100 лет назад продавец мыла (сын мыльного фабриканта) Уильям Ригли впервые смешал жвачку с сахарной пудрой, добавил мяту и фруктовые добавки и разработал формы жевательной резинки (шарики, палочки, пластинки). Так появилась марка Wrigley’s Spearmint, а годом позже – Wrigley’s Juicy Fruit – сорта, которые до сих пор являются лидерами мировых продаж. Чтобы сделать свой товар популярным, Ригли провел беспрецедентную рекламную кампанию: в 1915 году он купил одну из первых телефонных книг США и разослал всем абонентам посылки с тремя пластинками жвачки. За несколько десятилетий жевательная резинка стала одним из самых широко распространенных в мире пищевых товаров и феноменом массовой культуры. К тому моменту, как Ригли начал выпуск жвачки, у него в США было полтора десятка конкурентов. Через двадцать лет, компания Wrigley’s заняла лидирующие позиции на американском рынке и начала мировую экспансию. В США на сегодняшний день продаются более 100 сортов жвачки, которые производят 10 транснациональных корпораций и огромное количество мелких производителей. Среднестатистический житель США потребляет в год 300 пластинок жвачки. По данным Национальной ассоциации производителей жевательной резинки спрос на этот товар остается стабильным в любое время года (по материалам http://smbr.ru/dl/zr.htm ).
По данным агентства ROIF Expert, в России в первом квартале 2010 года было выявлено значительное увеличение объемов производства продукции. Россия, по данным агентства, в среднем, потребляет около 15 тыс. тонн жевательной резинки в год, но увеличения потребления в ближайшие годы эксперты не ожидают.
Согласно статистическим данным, динамика объемов производства жевательной резинки в России в 2006-2009 гг. оставалась положительной со средним темпом роста в 3,1%. В 2010 году в январе-марте отечественными предприятиями было выпущено 5,5 тыс. тонн жевательной резинки, что больше прошлогоднего показателя на 55,4%.
В настоящее время внешнеторговые операции не оказывают существенного влияния на рынок, поскольку Россия снижает объем экспортных и импортных поставок жевательной резинки (по материалам http://www.sostav.ru/news/2010/07/27/ko2/).
По данным общероссийского Омнибуса Исследовательского холдинга «Ромир», жевательную резинку в большей или меньшей степени жуют почти все социальные группы населения. Пол, возраст, уровень дохода и образования россиян на востребованность популярного продукта практически не влияют, а его потребителями являются 82% граждан (рисунок 1). Из них 89% жуют жвачку чаще, чем 1 раз в неделю (рисунок 2).
Рисунок 1. Доля потребителей жевательной резинки (покупали жевательную резинку за последний месяц), % *
Рисунок 2. Частота потребления жевательной резинки среди покупавших за последний месяц, % *
* Источник данных - общероссийский Омнибус Исследовательского холдинга «Ромир», http://www.4p.ru/main/research/142045/
По данным агентства Profi Online Research, среди факторов, оказывающих влияние на решение купить жвачку той или иной фирмы, наиболее важным для потребителей является способность хорошо освежать дыхание – этот фактор отметили 75% потребителей (рисунок 3). Более 50% покупателей отметили, что им должен нравиться вкус, на длительность сохранения жевательных свойств и вкуса указали 62%. Цена не так важна для покупателей, как вкус и свойства – этот фактор важен только для 38% потребителей продукта (по материалам http://www.sostav.ru/news/2009/01/13/issled/ ).
Рисунок 3. Факторы, влияющие на выбор марки жевательной резинки *
* Источник данных – агентство Profi Online Research, http://www.sostav.ru/news/2009/01/13/issled/ Марка жевательной резинки является существенным фактором, который влияет на выбор покупателя. По данным Profi Online Research, доля консерваторов, постоянно покупающих одну и ту же марку жвачки, составляет 35%. Новаторов, готовых постоянно пробовать новые марки, - 8%. В целом, 86% потребителей сформировали свои марочные предпочтения, выбрав одну или несколько марок (рисунок 4). Это свидетельствует о том, что молодые люди в целом достаточно лояльно настроены к большинству популярных брендов жевательных резинок, присутствующих на рынке.
Рисунок 4. Потребительские предпочтения в отношении выбора марки жевательной резинки *
* Источник данных – агентство Profi Online Research, http://www.sostav.ru/news/2009/01/13/issled/ Что касается непосредственно тех или иных марок жевательной резинки, то необходимо отметить, что в мире 60% рынка занимают Wrigley (35,9) и Cadbury (25,7). В России у них серьезных конкурентов нет. Обе компании-соперницы начинали покорение России с крупных городов, постепенно выходя в регионы, и в начале 2000-х годов оказались практически на равных: на бренды Wrigley (Orbit и Eclipse) приходилось 49%, на брэнды Cadbury (Dirol и Stimorol) — 45% рынка. Сегодня на бренд Orbit приходится 70% продаж Wrigley и, соответственно, половина всего российского рынка жевательной резинки. Постоянных клиентов мегапроизводители продолжают привлекать активной рекламой, выпуском новых вкусов и стабильно низкой ценой.
Активная рекламная поддержка приносит свои результаты: в России, по данным Profi Online Research, знание ведущих марок двух основных конкурирующих компаний приближается к 100%, а разрыв между ними может оказаться статистической погрешностью (рисунок 5) (по материалам http://www.sostav.ru/news/2009/01/13/issled/ и http://visness.net/zdorovje/zshevatelnaya_rezinka_vredna_dlya_naturalnyh_blond7.html).
Рисунок 5. Уровень знания марок жевательных резинок, % *
* Источник данных – агентство Profi Online Research, http://www.sostav.ru/news/2009/01/13/issled/
По уровню потребления, согласно результатам исследования «Ромир», лидирует также Orbit (в течение одного месяца продукцию под этой маркой приобрели 65% потребителей). Dirol приобретали 44% респондентов. На третьем месте - Eclipse (20%). Менее 10% потребителей покупали жевательные резинки Mentos, Wregley Spearmint, Juicy Fruit и Double Mint (рисунок 6).
Рисунок 6. Уровень потребления марок жевательных резинок, % *
* Источник данных - общероссийский Омнибус Исследовательского холдинга «Ромир», http://www.4p.ru/main/research/142045/
Аналитики отмечают, что упорная борьба между компаниями Cadbury и Wrigley, длящаяся несколько десятилетий, продолжается. Оба производителя обладают широкой сетью дистрибьюторов по всей России. По данным исследований, продукция Wrigley представлена более чем в 90% торговых точек России, при этом, уровень представлености стабилен на протяжении нескольких последних лет. В то же время, уровень дистрибьюции компании Cadbury за последние годы заметно снизился.
Между компаниями Cadbury и Wrigley в настоящее время ведется “торговая война”, которая включает в себя подписание договоров об эксклюзивных поставках. Снижение дистрибьюции Cadbury во многом сказалось на позициях марок этого производителя.
Удельный вес основной марки в портфеле Wrigley – Orbit – начиная с 1999 года постоянно увеличивается. В то же время у некоторых марок этой компании отмечается снижение доли. Так, уменьшается доля марки Wrigley’s (это в основном обусловлено общим спадом популярности жевательной резинки в форме пластинок). Также возможным фактором ухудшения позиций марки является ее консервативность: жевательная резинка Wrigley’s представлена всего в трех неизменных вкусовых разновидностях. Доли других марок не претерпели за последний год значительных изменений.
У их конкурента – наоборот: доля Dirol – ведущей марки Cadbury, продолжает снижаться. Доля Stimorol (вторая по значимости марка для Cadbury) в крупных городах России с 2004 года демонстрирует отрицательную динамику, несмотря на выпуск новых разновидностей в пластинках (по материалам http://www.4p.ru/main/research/3747/).
Предпочтения по вкусам жевательной резинки, по данным исследования «Ромир», распределились следующим образом: 50% потребителей предпочитает жевательную резинку со вкусом мяты, 32% наших сограждан выбирают фруктовые вкусы, 23% предпочитают жевательную резинку со вкусом арбуза (рисунок 7).
Рисунок 7. Потребительские предпочтения по вкусам жевательной резинки, % *
* Источник данных - общероссийский Омнибус Исследовательского холдинга «Ромир», http://www.4p.ru/main/research/142045/
В связи с ростом популярности в мире и России здорового образа жизни, компании, производящие заведомо «нездоровые» продукты, такие как чипсы, фаст-фуд, жевательная резинка, стараются находить новые решения, делая свои продукты полезными для здоровья. Так, известная американская фирма сладостей представила на международной выставке пищевой индустрии жевательную резинку с кофеином и такими стимулирующими веществами, как женьшень и гуарана. Производитель утверждает, что две подушечки произведут эффект выпитой чашки крепкого кофе.
Выпущена также жевательная резинка для тех, кто мечтает сбросить лишний вес. Экстракт зеленого чая и другие входящие в нее компоненты подавляют чувство голода и ускоряют процесс метаболизма.
По мнению экспертов, важной составляющей успешных продаж жевательной резинки является правильная выкладка товара в торговых точках. Выкладка этого товара, как товара импульсного спроса, в прикассовой зоне, поднимает продажи как минимум на 50%. В штате крупных производителей работают мерчендайзеры, которые следят за тем, чтобы все было расположено наилучшим образом.
Аналитики рынка говорят о том, что жизненный цикл жевательной резинки очень короткий. Чтобы получить лояльного к бренду клиента, производитель должен постоянно напоминать ему о себе. Ведущие игроки - Cadbury и Wrigley сделали ставку на высокую рекламную активность и низкие цены. Обе компании стремятся держать уровень цен неизменным, повышая их лишь вместе с инфляцией (по материалам http://visness.net/zdorovje/zshevatelnaya_rezinka_vredna_dlya_naturalnyh_blond7.html и http://www.medicus.ru/mprofilactics/pats/?cont=article&art_id=10834).
Основные выводы:
• Жевательная резинка – товар импульсного спроса. Объемы производства жевательной резинки в России увеличиваются, однако уровень потребления уже не растет, поскольку доля потребителей приближается к 90% населения России.
• Три четверти потребителей приобретают жевательную резинку, потому что она освежает дыхание – этот фактор является наиболее важным для потребителей. Важны для них также длительное сохранение вкуса и свойств. Ценовой фактор находится лишь на третьем месте.
• Большинство потребителей сформировали свои марочные предпочтения, выбрав одну или несколько марок, из них 35% являются консерваторами – покупают одну любимую марку.
• 60% мирового рынка занимают компании-гиганты - Wrigley и Cadbury. Как в мире, так и в России серьезных конкурентов у них нет. Эти две компании занимают лидирующие места в России как по известности, так и по потреблению.
• Для того, чтобы сохранить высокий уровень потребления и увеличить продажи, производители работают над улучшением вкусов и свойств продукции, выводят на рынок новинки.