Суть методики «телефонное интервью»
Телефонное интервью (phone interview) – индивидуальное интервью, которое проводится по телефону. Методом телефонного опроса можно собирать информацию как по физическим лицам (жителям города, потребителям определенного товара и т.п.), так и по юридическим лицам (руководители, менеджеры организаций и т.п.) Для проведения опроса по телефону используется база телефонных номеров (для юридических лиц) или список случайных телефонов, сгенерированных специальным программным обеспечением (для физических лиц).
Достоинства методики «телефонное интервью» -
- оперативность проведения;
- возможность охвата большой выборки в сжатые сроки;
- сравнительно низкая стоимость;
- возможность опроса труднодоступных респондентов;
- высокая степень контроля качества работы интервьюера;
Содержание работ при использовании методики «телефонного интервью»
- разработка опросника;
- формирование выборки;
- подготовка интервьюеров;
- полевое исследование и контроль интервьюеров;
- обработка данных и логическая чистка массива;
- построение диаграмм, таблиц и распределений;
- аналитическое описание результатов интервью.
Телефонный опрос физических лиц - метод представляет собой опрос конечных потребителей по телефону по формализованной анкете. Для прозвона используются либо базы номеров квартирных телефонов (справочники ГТС), либо список случайным образом сгенерированных телефонных номеров с учётом ёмкости каждой АТС. Респондент в семье отбирается по случайному критерию. При необходимости, например, если номер не отвечает или респондент занят, по этому телефону проводится несколько повторных звонков в разные дни недели и в разное время суток.
Yаиболее успешно метод телефонного интервью можно использовать для социально-политических исследований. В U&A исследованиях, исследовании эффективности рекламных кампаний, чаще требуется использование графического стимульного материала (изображения упаковок, перечни марок).
Телефонный опрос юридических лиц - в ходе телефонного опроса имеется возможность получать оперативную информацию по вопросам, на которые могут ответить в организациях работники невысокого ранга (секретарь, помощник, оператор и т.п.). При телефонном опросе юридических лиц практически невозможно получить достоверную информацию по некоторым вопросам (доходы организации, ее поставщики и клиенты).
На подготовительном этапе на основе доступных баз данных составляется список телефонных номеров юридических лиц. Затем по списку ведется поиск юридических лиц, соответствующих критериям исследования. Критериями могут служить: вид деятельности, размер штата, наличие определенной товарной группы в ассортименте и т.п.
Технические средства для телефонных интервью (CATI) - В последнее время большинство крупных компаний используют компьютерные системы телефонных опросов – CATI (Computer Assisted Telephone Interviewing). Опрос проводится из офиса с использованием специального программного обеспечения. Анкета программируется и вводится в центральный компьютер, который вопрос за вопросом выдает ее на дисплеи нескольких терминалов, расположенных в одном зале.
Интервьюер, сидящий у терминала, проводит интервью, последовательно читая вопросы с экрана и вводя ответы респондента в компьютер при помощи клавиатуры. (CATI). Поэтому работа операторов-интервьюеров находится под строгим контролем супервизора. Каждый интервьюер проходит специальный курс обучения. |