Елена ЕМЕЛЬЯНОВА: «Наша миссия — это движение товаров из региона в регион с помощью инструментов маркетинга».
Правительство Москвы уже десять лет системно и целенаправленно "выпихивает" собственный малый бизнес за границы города и области... Те, кто "пошел на поводу" у мэра и его команды, серьезно выиграли. Их бизнес расширился и вышел за рубеж Москвы и России. В распоряжение отечественного предпринимательства предоставлена самая разветвленная маркетинговая сеть, аналогов которой нет ни в одной стране мира. Все — от маркетинговых исследований, продвижения продукции в другие регионы, организации дилерской сети, поиска партнера и до участия в зарубежной выставке — бесплатно или по льготным расценкам доступно российским малым компаниям и индивидуальным предпринимателям. Подробнее об этом Елена ЕМЕЛЬЯНОВА, президент Международной ассоциации "Система межрегиональных маркетинговых центров (ММЦ)", рассказала в интервью Лилии КАМЫШБВОЙ.
— Каким образом маркетинг работает на благо малого предпри¬нимательства?
— С одной стороны, малый бизнес ориентирован на локальный рынок. Если мы возьмем розничный магазин, потребительский рынок услуг населе¬нию, общественное питание—это бизнес, который трудится на благо насе¬ления, живущего в данной местности. Но даже такие малые предприятия могут иметь межрегиональные связи. У них могут быть поставщики из других регионов и даже стран. И это одна сторона медали. Другая сторона — производящие предприятия. Они стремятся, если объем их производства увеличивается, выйти на другие рынки. Для малого бизнеса это очень сложно. Хотя бы по¬тому, что один в поле не воин. И потому, что на маркетинг, который необхо¬дим при выходе на другие рынки, для того чтобы принять грамотное бизнес-решение, у большинства малых пред¬приятии денег не хватает. А это необходимо. Любое предприятие должно вести себя на новом рынке очень опе¬ративно, стремительно. Это возможно только при наличии информации. Любой бизнес должен двигаться, расширяться. Но малое предприятие попадает в замкнутый круг: расширяться надо, а вот как это делать и. самое главное, за счет каких средств не ясно.
- Вот тут-то и можно обратиться в Систему межрегиональных маркетинговых центров?
— С гордостью могу сказать — да. Схема помощи центров, входящих в систему, малым предприятиям и индивидуалам логична, всестороння и, самое главное, проста. Прежде всего предпринимателю следует зайти на сайт Системы межрегиональных маркетинговых исследований www.imcn.ru, а также на Российский деловой портал "Альянс Медиа" www.all-media.ru. Здесь можно получить бес¬платный доступ к самой разнообразной информации, касающейся малого бизнеса. При этом даже просто работа с сайтами может принести бизнесмену дивиденды в виде полезной деловой и учебной информации, информации о потенциальных партнерах, экономике различных регионов страны, аналити¬ческие отчеты и обзоры. При желании малое предприятие может разместить на сайте ММЦ свои коммерческие предложения — также абсолютно бесплатно. Таким образом, первые шаги в маркетинге с помощью навигации ММЦ предприниматель делает самостоятельно.
Следующий этап — это непосредственное сотрудничество Системы ММЦ и предпринимателя. Оно строится по следующей схеме: руководитель малой компании лично приезжает в один из центров ММЦ и уже на месте договаривается со специалистами о конкретной помощи. Это может быть заказ на проведение маркетинговых исследований, мониторинга, анализа состояния определенных рынков, помощь в создании дилерской сети, поиске новых покупателей и поставщи¬ков, рекламная поддержка. А затем компании или индивидуалу предлагагаются конкретные меры по поддержке его выхода на новые рынки. Если он хочет делать это сам, его снабжают методическими материалами, где пошагово расписаны его действия. Если он отдает эту работу на аут¬сорсинг в ММЦ, то его обслуживают по льготным расценкам.
— Что представляет собой сис¬тема ММЦ на деле?
— Система ММЦ — это объединение профессиональных маркетинговых компаний. На сегодняшний день это беспрецедентное и уникальное партнерство общероссийского мас¬штаба. Под эгидой помощи малым и средним компаниям объединилось 60 маркетинговых центров в регионах России и еще 16 за рубежом. У каждого регионального центра есть свое руководство и свои специалисты, маркетологи, собственная административная поддерж¬ка и клиентские базы. Вместе же цент¬ры создают единую структуру, в кото¬рой есть свои собственные стандарты обслуживания клиентов, свои техноло¬гии, единая ценовая политика и даже Кодекс поведения. Система ММЦ покрывает 90% экономически активной территории РФ.
Конечно, в России работает много маркетинговых компаний. Но ни одна из них не обладает такой географически распределенной сетью и такой широкой базой специалистов-маркетологов, работающих не где-то в центре, а на местах. Новыми единицами системы становятся только самые и самые успешные маркетинговые компании.
— Трудно было создать Систему ММЦ?
— Фундамент и первые этажи ММЦ выстраивались при поддержке правительства Москвы. Вспомните: в начале 90-х годов Госснаба в нашей стране уже не существовало. "Благодаря" его отсутствию предприниматели Москвы и регионов оказались и без снабжения, и в информационном вакууме. Все связи нарушены. Никто не знает, где что производится и куда что продается. Интернет в то время в реги¬онах — большая редкость, Рынок заполонил дешевый и некачественный импорт. Как выживать?
Да и малому бизнесу Москвы постепенно становилось тесно в рамках собственного города — появилась по¬требность в отечественных поставщи¬ках качественных товаров из регионов, а также в новых региональных рынках для столичных компаний. Поэтому Юрий Лужков буквально пинками нас заставил выйти из Москвы: "Невозможно малому бизнесу Москвы жить в пределах кольцевой автодоро¬ги. Что вы делаете? Нужны связи с регионами!"
Первые 32 центра в регионах и один в Москвена сто процентов профинансированы правительством Москвы. У местных администраций не было ни денег, ни времени. О бизнесе местных компаний они вообще не думали. А уж о том. чтобы двигать про¬дукцию собственных предприятий, и вовсе речи не шло.
Главными проблемами на пути построения системы стали нехватка квалифицированных кадров и непони¬мание значения и целесообразности новой структуры на местах. И ту и другую проблему разрешили: с администрациями и руководством регионов проводили встречи, учебные семинары. Самостоятельно искали и доводили до ума и специалистов. Зато сегодня у нас уникальный штат—более 600 профессиональных и ориентированных на конкретные регионы маркетологов. Общественные объединения, так же как и местные руководители, однозначно признали значение Системы ММЦ и рекомендовали развивать подобные структуры на местах.
С предприятиями тоже все не сразу выстроилось гладко и ровно. Один из первых ММЦ — это ММЦ-Калуга. И вот представьте, приходит на завод ру¬ководитель ММЦ-Калуга и говорит директору: "Давайте я вам помогу увеличить объем продаж". Предприниматель отвечает: "Кто вы? Я вас не знаю". — "Да, не знаете, поэтому я сделаю вам этот рывок совершенно бесплатно. Убедитесь, поймете, что это эффективно, заключите с нами договор,.." На сегодняшний день ММЦ в Калуге знают все.
—Но есть же хоть какие-то проблемы или, может быть, пожелания?
—Проблема одна — низкая информированность руководителей малых компаний и индивидуальных предпринимателей... Они настолько заняты бизнесом, так поглощены собственными проблемами. Даже самые продвинутые бизнесмены порой не в курсе того, сколько государство тратит сил. средств и времени на их поддержку. И ведь все работает. Только приходите, обращайтесь, просите о помощи. Отсюда и пожелание — интересуйтесь тем, что вы можете получить бесплатно.