Под «детским удерживающим устройством» в нашей стране понимается прежде всего автокресло. Данное устройство не имеет значительных отличий от «взрослого удерживающего устройства», которым является совокупность автомобильного сиденья и ремня безопасности. Конструкция «детского удерживающего устройства» разработана с учетом роста, веса и физиологии ребенка. Детское удерживающее устройство должно не только в случае ДТП, но и при резком маневре или торможении минимизировать шанс ранения сидящего в нем ребенка. В автомобиле оно должно быть правильным образом прикреплено к внутренней части кузова, а ребенок в нем должен быть пристегнут.
В западных странах уже около 50 лет действует соглашение об обеспечении детской безопасности в автомобиле, принятое в Женеве под эгидой ООН. Согласно этому документу, детское удерживающее сиденье является обязательным аксессуаром машины, в которой сидит ребенок. Законы многих стран запрещают перевозку детей без применения специальных удерживающих устройств. В Болгарии, Польше, Турции на спецсиденьях перевозят детей до 10 лет, в Швейцарии – до 7, в Норвегии - до 15. В нашей стране с января 2007 года также вступил в силу закон об обязательном использовании удерживающих устройств при перевозке детей до 12 лет (по материалам http://www.avtodeti.ru/?t=44&s=179 и http://www.rostokino-lada.ru/ru/150500/2339/50/index.htm ).
В связи с этим, в России начал активно развиваться рынок детских автомобильных кресел. Одном из факторов роста рынка можно считать стабильный прирост парка легковых автомобилей в РФ, что, в свою очередь, дает все предпосылки для дальнейшего роста на рынке детских автокресел.
Однако важнейший фактор, позволивший сформировать данный рынок – внесенные в России с января 2007 года изменения в Правила дорожного движения, аналогичные законам, действующим в Западной Европе. Согласно п. 22.9 «Перевозка детей до 12-летнего возраста в транспортных средствах, оборудованных ремнями безопасности, должна осуществляться с использованием специальных детских удерживающих устройств, соответствующих весу и росту ребенка, или иных средств, позволяющих пристегнуть ребенка с помощью ремней безопасности, предусмотренных конструкцией транспортного средства...». Магазины и рынки разом наполнили детские автокресла самых разнообразных марок, от самых дешевых китайских автокресел, до дорогих европейских, сделанных известными во всем мире производителями.
Таким образом, российский рынок детских автомобильных сидений начал формироваться около трех лет назад и на данный момент является достаточно перспективным для российских производителей. В настоящее время объем российского рынка автокресел составляет более 500 тыс. единиц. В связи с новыми правилами спрос на данную продукцию за последние три года вырос почти в два раза (по материалам http://www.newchemistry.ru/letter.php?n_id=7019 и http://www.bsmarket.ru/199-news-49-6-rossiyskogo-rynka-detskih-avtokresel-prihoditsya-na-produkciyu-iz-kitaya.html ).
Эксперты делят детские удерживающие устройства на сегменты в зависимости от веса ребенка (таблица 1). Эта классификация применяется во всем мире и поддерживается российским ГОСТом.
Устройство группы 0 (автолюлька) представляет собой верхнюю часть коляски, которую можно закрепить при помощи специальных ремней на заднем сиденье автомобиля (на переднем сиденье, в отличие от подавляющего большинства детских удерживающих устройств, их закрепить невозможно).
Устройство группы 0+ («переноска»), удобно тем, что можно еще дома посадить в нее малыша, и уже в ней донести до машины.
Устройство группы III (бустер, от английского слова booster - «усилитель») - сиденье специальной формы, у которого нет спинки, однако его конструкция позволяет ремням безопасности правильно проходить по плечу ребенка.
Удерживающие устройства могут совмещать в себе функции сразу нескольких групп. Все стандарты безопасности при этом соблюдаются, то есть подобные сиденья удовлетворяют всем необходимым нормам. Производители, работающие на данном рынке, стараются не ограничивать свое присутствие в каком-то одном сегменте, а производят продукцию нескольких сегментов, либо совмещая в своих товарах несколько сегментов. Эксперты утверждают, что недорогие кресла плохо востребованы, а наибольшим спросом пользуется продукция производителей, выпускающий качественный товар по достаточно высокой цене. По наблюдениям экспертов, спросом пользуются универсальные кресла, или кресла, сочетающие в себе параметры нескольких групп, поскольку в итоге такая покупка обходится дешевле, чем покупка кресел отдельно каждой категории (по материалам http://www.gai.ru/press/news7544.htm и http://www.avtodeti.ru/?t=44&s=180 ).
Таблица 1.
Пример марок
Группы
Вес ребенка
Примерный возраст
Jane Matrix
0/0+
0-13 кг
от рождения до 1 года
Aprica Euro Turn
0/0+/I
0-18 кг
от рождения до 4 лет
Bebe Сonfort Iseos Safe Side
0+/I
0-18 кг
от рождения до 4 лет
Brio Zento
0+/I-II
0-25 кг
от рождения до 7 лет
Casualplay Beat-S
I-II
9-25 кг
от 1 года до 7 лет
Recaro Start
I-II-III
9-36 кг
от 1 года до 12 лет
Romer Kid plus
II-III
15-36 кг
от 3 до 12 лет
Особенностью российского рынка автомобильных кресел является доминирующее положение импорта. Поскольку рынок недавно сформировался, российских производителей на нем не много. Эта особенность характерна для многих сегментов рынка детских товаров, не только автокресел. Так, доля импорта колеблется от 60 % в сегменте детской косметики и товаров для новорождённых до 90 % в сегменте детской обуви, одежды и игрушек. По данным Федеральной таможенной службы РФ, мебель занимает 31,7 % в общем объёме импорта товаров для новорождённых, посуда — 30,7 %, автокресла — 18,2 %, коляски 7,3 % (рисунок 1) (по материалам http://www.memoid.ru/node/Rynok_detskih_tovarov_v_sovremennoj_Rossii).
Рисунок 1.
Структура импорта детских товаров в Россию по сегментам, % *
* источник данных - Федеральная таможенная служба РФ, http://www.memoid.ru/node/Rynok_detskih_tovarov_v_sovremennoj_Rossii Как и другие сегменты рынка детских товаров, рынок детских автокресел в данный момент практически полностью оккупирован зарубежными производителями. Это связано в первую очередь с тем, что европейские компании имеют большой многолетний опыт в производстве автокресел (первое автокресло появилось в Европе в 1963 году). Доля российских компаний, производящих детские автомобильные кресла, составляет около 10% (рисунок 2). Достаточно большой поток импорта детских автомобильных сидений приходится на Китай. По некоторым данным, на продукцию из Китая приходится почти половина российского рынка детских автокресел – 49,6%. Значительные доли также имеют Италия и Франция. Подавляющее большинство импорта составили детские кресла с пластмассовым каркасом. На их долю приходится порядка 93% (по материалам http://www.newchemistry.ru/letter.php?n_id=7019 и http://www.bsmarket.ru/199-news-49-6-rossiyskogo-rynka-detskih-avtokresel-prihoditsya-na-produkciyu-iz-kitaya.html).
Рисунок 2.
Структура российского рынка автокресел по производителям, % *
* Источник данных - http://www.bsmarket.ru/199-news-49-6-rossiyskogo-rynka-detskih-avtokresel-prihoditsya-na-produkciyu-iz-kitaya.html
Эксперты отмечают, что сиденья, ввозимые из Европы, характеризуются отличным качеством, но и достаточно высокими ценами. Китайская продукция по качеству гораздо ниже, чем та же самая продукция российского производства, однако, находясь в том же ценовом диапазоне – кресла эконом-класса, оказывается все-таки немного более дешевой. Для того покупателя, который в первую очередь обращает внимание на цену, более предпочтительной оказывается продукция из Китая (по материалам http://www.newchemistry.ru/letter.php?n_id=7019).
Среди основных брэндов, представленных на российском рынке, следует отметить:
• Bebe Confort (Франция). Продукция разрабатывается и производится на собственных заводах во Франции, Италии, Португалии и других европейских странах. Ежегодно Bebe Confort выпускает новые коллекции товаров для детей.
• Chicco (Италия). Ассортимент продукции под торговой маркой «Chicco», предназначенной для беременных женщин и мам, новорожденных, детей дошкольного возраста включает в себя более 4 000 наименований. Производство осуществляется на нескольких заводах компании, расположенных в Италии и Китае, оснащенных самым передовым, высокотехнологичным оборудованием. Детские автокресла Chicco отличает целая гамма ярких расцветок и доступный уровень цен при отличном качестве.
• Inglesina (Италия). Кресла этой марки являются одними из самых надёжных и безопасных в своей ценовой категории. Автокресла inglesina имеют регулируемые по росту ребенка сидения - эргономичные и удобные.
• Kiddy (Германия). Данные кресла показывают наилучшие результаты в краш-тестах. Модельный ряд детских автокресел, предлагаемых в России, включает три универсальных модели, рассчитанных на многолетнюю эксплуатацию, а так же несколько моделей для узких возрастных групп.
• Recaro (Германия). Компании RECARO более 100 лет. RECARO – разработчик принципиально новых решений для сидений спортивных автомобилей и автомобилей премиум-класса, поставщик крупнейших мировых автопроизводителей. В компании существует исследовательский центр по детской безопасности.
• Romer (Германия). Фирма RÖMER находится в авангарде разработчиков инновационных продуктов, всегда выполняющих даже те критерии теста, которые выше нормативов, - как, например, в области защиты от бокового столкновения. Поэтому марка RÖMER часто выступает победителем в краш-тестах.
• STM (Германия). Отличительной особенностью детских кресел STM является использование менее дорогих материалов и, как следствие, более доступная цена кресел при отличном качестве (по материалам http://avtokresel.net/information.php?info_id=12 ).
В связи с небольшим количеством, компании, производящие детские автокресла на территории России, заслуживают отдельного внимания. На территории России производством детских автомобильных кресел занимаются следующие предприятия:
• «SIGER» (г.Рязань). Предприятие занимается производством детских автомобильных сидений, основываясь на экструзионно-выдувной технологии производства пластиковой основы. Соответствующее оборудование было приобретено в 2008 году. Большие объемы заказов позволяют «SIGER» получить скидки от производителей сырья и снизить себестоимость конечного продукта.
• «АПИС» (г.Москва). Компания приступила к выпуску автокресел на территории России одной из первых. Производство расположено в Москве, что значительно облегчает логистику. Вся продукция проходит обязательную сертификацию в соответствии со стандартами, требуемыми Правилами ЕЭК ООН № 44-03. Компания планирует расширять линейку выпускаемой продукции.
• ОАО ПКП «Апекс» (г.Дубна). Предприятие производит в первую очередь детские коляски – производство было открыто в 1954 году и за этот период было продано свыше 5 млн. детских колясок. Помимо колясок, компания выпускает и другие детские товары, в том числе и детские автомобильные сидения. Продукция сертифицирована в соответствии с требованиями Госстандарта.
• Компания «Хэппи Бэби Компани» (г.Санкт-Петербург). Компания появилась на российском рынке в 2006 году на базе производства компании «Фабрика детских товаров «Игра»». Решение о запуске производства детских автомобильных сидений было основано на возрастающем спросе на этот вид продукции. Для производства установлено новейшее немецкое и итальянское оборудование.
• Наряду с компаниями, производящими комплектующие и собирающими детские автомобильные сидения в России, существуют и те, которые работают напрямую с зарубежными поставщиками и ввозят уже готовую продукцию (по материалам http://www.newchemistry.ru/letter.php?n_id=7019).
Что касается спроса на детские автокресла, то эксперты утверждают, что этот товар до сих пор остается достаточно дорогим удовольствием. И желание купить товар прямо пропорционально уровню дохода. Те, чей уровень культуры и доход позволяют уделять внимание вопросам безопасности, сразу приобретает самый качественный товар надежной европейской компании, именно поэтому дорогие марки пользуется хорошим спросом. Тем не менее, огромную роль на рост продаж в течение года оказало введение санкций за непристегнутого ребенка – покупать кресла начали и менее обеспеченные покупатели.
В Москве, по отзывам компаний-продавцов, спрос на детские автокресла стабильный, причем наиболее востребована самая дорогая продукция стоимостью около 10 тысяч рублей. Польские и китайские кресла хоть и дешевле (3-4 тысячи рублей), но в данный момент плохо востребованы. На рынке есть и другие достаточно бюджетные марки стоимостью 4-6 тысяч рублей, однако для бюджета среднестатистической семьи эта сумма все-таки очень весома (по материалам http://www.gai.ru/press/news7544.htm).
Несмотря на растущий спрос, у российских производителей существуют некоторые трудности. Связаны они с поставками сырья и материалов. Пластиковую основу кресла российские производители в состоянии изготовить самостоятельно, и мощности для этого у них есть. С остальными комплектующими ситуация обстоит несколько сложнее - существует таможенная пошлина в размере 20% на ввоз комплектующих.
В то же время, на импорт в Россию готовых детских автомобильных сидений таможенная пошлина отсутствует. То есть, компании-производители в России не имеют практически никаких преимуществ (за исключением логистики) перед западноевропейскими производителями, занимающимися выпуском автокресел уже более пятидесяти лет.
Например, российский производитель «Хэппи Бэби Компани» закупает ремни у итальянской фирмы Salbet, являющейся крупнейшим производителем автомобильных ремней в Италии, поскольку на территории России нет удовлетворительного производства этих деталей. Так как суммарные потери на ввозе составляют около 40% (20% - таможенная пошлина, 18% - налог), ввезенные детали оказывается соответственно дороже, чем те же самые детали, но в составе уже готовых сидений. Таким образом, готовая продукция российских производителей проигрывает по цене импортному товару.
Ткани и нетканые подложки для автокресел импортировать из зарубежных стран не нужно, так как все необходимое можно приобрести в пределах того региона, в котором находится производство. Например, компания «SIGER» производит кресла, используя двухслойное октановое трикотажное полотно, триплированное поролоном и хлопчатобумажной сетчатой основой.
По мнению экспертов из компании «Хэппи Бэби Компани», мощности всех российских компаний-производителей способны покрыть 40% рынка данного вида продукции.
Для развития культуры безопасности на дорогах, а, следовательно, и более активного роста производства детских автомобильных кресел, необходимо ужесточение санкций и глобальная государственная пропаганда. Для этого требуется поддержка государства в виде развития этой культуры, а также защиты таможенными пошлинами от зарубежных поставщиков (по материалам http://www.gai.ru/press/news7544.htm и http://www.newchemistry.ru/letter.php?n_id=7019).
Основные выводы:
• Важнейший фактор, позволивший сформировать рынок детских автомобильных кресел - это обязательное применение детского автокресла при перевозке детей в автомобиле. В европейских странах достаточно давно существуют законы, касающиеся перевозки детей в автомобиле. В России закон вступил в силу 1 января 2007 года.
• Российский рынок детских автомобильных кресел сформировался относительно недавно и на данный момент является достаточно перспективным для российских производителей.
• Важной характеристикой рынка является то, что он представлен на 90% импортируемой продукцией. Российских производителей на рынке в настоящий момент не много.
• В нашу страну готовые детские автокресла импортируются сейчас в основном из Китая и стран Западной Европы – Франции, Германии, Италии.
• Спрос на детские автомобильные кресла стабилен, а в случае ужесточения санкций за перевозку детей без автокресел, он будет расти.
• Активное развитие внутреннего производства возможно при государственной поддержке. Снижение или отмена таможенных пошлин на ввоз комплектующих приведет к снижению цены на готовый товар, а значит сделает его более конкурентоспособным по ценовому признаку.