Во все времена люди любили экспериментировать со своей внешностью. Особенно внимательно следят за собой женщины. А в связи с растущей активностью использования сети Интернет делать это становится проще благодаря многочисленным специализированным сайтам, форумам. Тем не менее, если стиль одежды и макияжа женщина может создать для себя самостоятельно, то новая стрижка – это гораздо сложнее. Поэтому, хотят женщины или нет, а стрижку, причёску, укладку и окраску приходится доверять парикмахерам. До кризиса рынок парикмахерских услуг демонстрировал рост: по данным Федеральной службы государственной статистики www.gks.ru объем этого рынка в России по итогам 2008 года превысил 31,8 млрд. руб. по сравнению с 2007 годом прирост в сопоставимых ценах с учетом инфляции составил порядка 8%.
Парикмахерские услуги относятся к сфере бытовых услуг и принадлежат к числу наиболее востребованных в повседневном быту людей, а, следовательно, являются самыми массовыми в России. Неудивительно, что сегмент рынка салонного бизнеса – один из самых больших по выручке среди оборота всей сферы бытовых услуг (по материалам http://svoysalon.ru/7-1.html).
По данным маркетинговой компании ЭКЦ "Инвест-Проект", по итогам 2009 года объем рынка салонных услуг, оказанных только в столице, оценивается в 2,5 млрд. долл. в год. Если учесть, что совокупный доход населения Москвы по итогам 2009 года составил 156 млрд. долл., то около 3,5% всех денег жители и гости столицы тратят именно в салонах красоты. Еще недавно опережавший по доходам индустрию красоты рынок платных стоматологических услуг в 2009 году значительно отстал от салонного, и составил в 2009 году только 1,0 млрд. долл., рынок фитнеса – 0,5 млрд. долл (рисунок 1). В последние годы темпы роста рынка услуг салонов красоты составляли в среднем 15%, постепенно снижаясь. Снижение связано с некоторым насыщением рынка, поскольку ранее он рос за счет дефицитного потенциала. В 2009 году ситуация несколько изменилась в связи с ухудшением материального положения потребителей (по материалам http://www.fabrikabiz.ru/salon/101/0.php?show_art=1770, http://marketing.rbc.ru/news_research/15/06/2010/562949978616523.shtml и http://marketing.rbc.ru/research/562949954583696.shtml).
Рисунок 1.
Объем рынка сегментов индустрии услуг в 2009 году, млрд. долл. *
* источник данных - http://www.fabrikabiz.ru/salon/101/0.php?show_art=1770 Российский салонный рынок насчитывает порядка 30 000 салонов красоты и парикмахерских, из которых около 10 – 13% приходится на столичный регион. Согласно маркетинговому исследованию салонов красоты Москвы в 2006-2012 гг., проведенному ЭКЦ «Инвест-Проект» в декабре 2009 - январе 2010 гг., в Москве работает порядка 2 800 салонов красоты, из них сетевыми являются 78 салонов, то есть менее 3% (рисунок 2). Несомненным лидером среди салонов красоты является сеть «Персона Лаб». Также в пятерку лидеров по объему выручки входят такие бренды, как «МОНЕ», «Дессанж», «Салон красоты Александра Тодчука» и «Аида». На фоне огромного количества салонов районного значения выделяются такие премиальные бренды, как «Велла Долорес», «Aldo Coppola», «Toni&Guy» (по материалам http://marketing.rbc.ru/news_research/15/06/2010/562949978616523.shtml и http://svoysalon.ru/7-1.html).
Рисунок 2.
Структура московского рынка салонов красоты по принадлежности к сети *
* Источник данных - http://www.kominfo.ru/issled/6/233/ Рынок салонов красоты характеризуется как немонополизированный и открытый для новых участников. Число салонов красоты увеличивается с каждым годом, но называть российский рынок насыщенным пока рано, в силу большого количества потенциальных потребителей, которые редко пользуются услугами салонов красоты или не прибегают к ним вовсе. По мнению экспертов, насыщенность московского рынка салонов превысила 80% от своей емкости, что уже позволяет считать салонный бизнес конкурентным, хотя еще не так давно рынок считался достаточно свободным (по материалам http://www.fabrikabiz.ru/salon/101/0.php?show_art=1770 и http://www.kominfo.ru/issled/6/233/).
Как и на любом рынке, услуги рынка салонных услуг делятся на ценовые сегменты. На российском рынке в настоящее время представлены 4 группы парикмахерских и салонов красоты:
• Парикмахерские и салоны красоты эконом – класса
• Парикмахерские и салоны красоты среднего уровня
• Парикмахерские и салоны красоты класса Люкс
• VIP-салоны.
В Москве основная доля парикмахерских и салонов красоты, порядка 50% - это предприятия среднего и средневысокого уровня. Доля парикмахерских, относящихся к эконом - классу, составляет 30%, парикмахерские и салоны красоты класса Люкс занимают 15%. Оставшиеся 5% занимают VIP-салоны (рисунок 3).
Рисунок 3.
Структура рынка услуг салонов красоты по ценовым сегментам, % *
* источник данных - http://svoysalon.ru/7-1.html С точки зрения численности целевой аудитории наиболее насыщенным является сегмент Люкс, а наиболее многочисленной является целевая аудитория в среднедоходном сегменте, но здесь и больше предложение. А наиболее перспективен сегмент качественных услуг для целевой группы с доходами до 30 тыс. руб. / мес. / чел. Таких людей в Москве большинство – по данным исследований, их доля составляет около 70%. На основании проведенных исследований (РБК.Исследования рынков), а также по данным расчетов компании "АМИКО", наиболее успешным и востребованным форматом для новой парикмахерской, является концепция предприятия, ориентированного на клиентов со средним достатком и предусматривающая весь комплекс парикмахерских услуг, а также оказание дополнительных услуг - маникюр, педикюр, услуги косметического кабинета и солярия при том, что уровень сервиса и качества оказываемых услуг будут на уровне салонов красоты класса Люкс. Средняя рентабельность салона красоты в г. Москве в настоящее время составляет примерно 20-25%. Существенную долю выручки «съедают» арендные платежи, особенно после вступления в силу требований СанПиН для парикмахерских о минимально допустимых площадях помещения. Повысить доходность бизнеса можно за счет активных продаж косметических средств используемых в салоне марок. Наиболее перспективным для выхода на рынок является создание бизнеса в среднем или более экономичном сегменте, поскольку свободная часть рынка оценивается в 500 млн долл. в год (по материалам http://www.fabrikabiz.ru/salon/101/0.php?show_art=1770, http://svoysalon.ru/7-1.html и http://www.kominfo.ru/issled/6/233/).
Рынок салонов красоты, до недавнего времени принадлежавший множеству малых предприятий, в последние годы начали осваивать более крупные игроки, в том числе с иностранным капиталом. Их влияние пока незначительно, но стратегические замыслы и привлекаемые ресурсы обширны. Тем не менее, конкуренция на рынке обостряется, претерпевая качественные изменения. В регионах конкурентная ситуация намного проще, и многие салоны переезжают подальше от Москвы, где еще есть запас 2-3 года (традиционно салонный бизнес там отстает в развитии именно на это срок). Но и на столичном рынке различные ценовые ниши заполнены по-разному (по материалам http://www.kominfo.ru/issled/6/233/ и http://marketing.rbc.ru/news_research/15/06/2010/562949978616523.shtml).
Парикмахерский и салонный бизнес на сегодняшний день является одним из быстрорастущих. Кроме этого, рынок салонных услуг изменчив, он быстро развивается. По данным агентства Step by Step, интерес к инвестированию в салонный бизнес достаточно высокий, который проявляют как очень обеспеченные слои населения, так и те, кому удалось скопить минимальный капитал для открытия салона красоты (порядка 150 тыс. долл.). Эксперты отмечают, что если еще недавно подобные средства чаще всего просто вкладывались в недвижимость, то теперь инвесторы стали искать иные возможности выгодных вложений свободных средств. Быстро меняются условия, растет число салонов, созданных талантливыми предпринимателями и новичками, привносящими в этот бизнес что-то новое. Появляются все новые "изюминки" - в видах услуг, в подаче их клиентам, появляются новые виды косметики и оборудования, совершенствуются процедуры управления, растут требования к организации клиентского сервиса. Привлекательность данного бизнеса заключается в том, что финансовые риски можно минимизировать, уходя от ручного труда к аппаратным методикам, ставя хороший учет, занимаясь стандартизацией технологических процессов, используя маркетинговые и управленческие технологии, заимствованные из других, более продвинутых отраслей (по материалам http://www.fabrikabiz.ru/salon/0.php и http://marketing.rbc.ru/research/562949954583696.shtml).
Мировой финансовый кризис сказался на рынке услуг салонов красоты незначительно. Опыт прошедших кризисов показал, что салоны красоты переживают подобные «провальные» периоды несколько легче, чем представители других направлений деятельности. Существенного падения покупательского спроса на рынке не наблюдается. Рынок услуг салонов красоты продолжает пусть медленный, но рост, и в результате оказывается более устойчивым. Результаты 2009 года эксперты оценивают, как вполне положительные (по материалам http://marketing.rbc.ru/research/562949954583696.shtml, http://www.fabrikabiz.ru/salon/101/0.php?show_art=1770 и http://www.kominfo.ru/issled/6/233/).
Исследования показали, что «закрывались» те салоны красоты и парикмахерские, которые управлялись в большей степени непрофессионально и не планировали развитие бизнеса. Несмотря на это, официального резкого закрытия салонов не наблюдалось, но некоторые салоны (в Москве таких порядка 70) временно «закрылись на ремонт». Закрытие некоторых парикмахерских и салонов красоты среднего уровня, в числе прочего, также повлекло за собой увеличение спроса на услуги парикмахерских эконом – класса. Согласно данным Департамента развития потребительского рынка и услуг г. Москвы, в 2009 году нехватка парикмахерских эконом – класса была очевидна.
В некоторых салонах в первые месяцы кризиса упала выручка, больше всего за счет временной и нерезкой тенденции снижения посещаемости клиентов, а также снижения среднего чека вследствие того, что клиенты стали пользоваться услугами в усеченном варианте (в основном предпочитая те услуги, эффект от которых виден сразу). Те предприниматели (владельцы и управляющие парикмахерских и салонов красоты), которые планировали развитие своего бизнеса, остались в выигрыше за счет правильного и сбалансированного применения маркетинговой стратегии. В основном, это парикмахерские и салоны красоты, работавшие в среднем ценовом диапазоне, которые оказались способны сбалансировать цену и качество (по материалам http://svoysalon.ru/7-1.html).
Теперь женщины стараются экономить на ежедневных расходах, и это не может не отразиться на индустрии красоты: клиенты более осмотрительно тратят свои деньги. Возможно, отчасти этим определяется перетекание клиентов из более высоких классов салонов красоты в более бюджетные. Из-за кризиса кому-то пришлось сократить регулярные походы в салоны красоты, кто-то был вынужден найти парикмахерскую с более низкими ценами, а для кого-то все осталось без изменений.
Эксперты отмечают, что кризис 2008-2009 годов показал, где салоны красоты могут оптимизировать свои затраты. Руководители салонов начали оформлять документацию по своему бизнесу, более активно получать медицинские лицензии, оформлять кадровую документацию, сокращать расходы на бухгалтера. Поэтому ожидается рост тех салонов красоты, которые сумеют за этот период сделать более оптимальными структуру доходов и расходов. Чтобы сохранить существующих клиентов и привлечь новых, в салонах красоты предлагают скидки, недорогие экспресс-процедуры, нестандартное обслуживание. Кроме этого, в 2009 году произошло упорядочивание по брендам и ценам. Выиграли прежде всего те, кто в свое время четко определился с соответствием цен на услуги с классом своего предприятия, а также и те, кто долго не поднимал свой ценник, даже если поставщики подняли на 30 % стоимость расходных материалов (по материалам http://www.newsalon.ru/4/0.php?show_art=1842, http://www.newsalon.ru/news/0.php?show_art=1069 и http://www.salon-expert.ru/4/0.php?show_art=1844).
На сегодняшний день важным фактором определения судьбы многих предприятий, в том числе и салонного бизнеса, на первый план выходит такое явление как репутация. Поэтому труднее всего заведениям, существующим на рынке менее трех лет, и салонам в бизнес-центрах. Многие офисы закрываются или переезжают в места с более низкой арендной платой. И если клиента в люксовый салон можно привлечь только высочайшим качеством услуги и эксклюзивностью бренда, то для основной части населения Москвы нужен доступный «средний чек» и приличное качество услуг. Нестандартное обслуживание и доброе человеческое отношение к клиентам помогут выжить гораздо лучше, чем любая экономия (по материалам http://www.fabrikabiz.ru/salon/101/0.php?show_art=1770, http://www.newsalon.ru/news/0.php?show_art=1069 и http://www.salon-expert.ru/4/0.php?show_art=1844).
Основные выводы:
• Услуги салонов красоты являются востребованными в повседневном быту людей и самыми массовыми в России, поэтому сегмент рынка салонного бизнеса – один из самых больших по выручке среди оборота всей сферы бытовых услуг.
• Салонный бизнес всегда был надежным и перспективным, спрос на услуги парикмахерских салонов устойчив и стабилен и имеет значительный потенциал роста.
• В последние несколько лет рынок стабильно рос, однако темпы роста снижались, что связано с некоторым насыщением рынка.
• С точки зрения эффективности бизнеса, наиболее востребованным форматом для нового салона красоты, является концепция предприятия, ориентированного на клиентов со средним достатком и предусматривающая весь комплекс парикмахерских услуг, а также оказание дополнительных услуг.
• Быстро меняются условия, растет число салонов, созданных талантливыми предпринимателями и новичками, привносящими в этот бизнес что-то новое.
• Мировой финансовый кризис сказался на рынке услуг салонов красоты незначительно. Существенного падения покупательского спроса на рынке не наблюдается. Клиенты более осмотрительно стали тратить свои деньги, однако полностью от салонных услуг не отказались.