Системы навигации в настоящее время используются не только в морском транспорте, авиации и геодезии - сейчас они стали неотъемлемой частью современного автомобиля. Автомобильные GPS – навигаторы предназначены для определения местоположения автомобиля и прокладки маршрута до нужного места. Производители навигаторов наполняют свои модели всевозможными дополнительными функциями, направленными на создание максимально комфортных условий для пользователя. Рынок автомобильных навигаторов постоянно меняется, старые модели уходят в прошлое, появляются новые, более совершенные приборы.
В большинстве случаев автомобильная навигационная система состоит из двух подсистем – подсистемы определения местоположения и подсистемы позиционирования на карте. Система автоматически определяет относительные или абсолютные (географические) координаты автомобиля и отображает местоположение автомобиля на цифровой карте местности. Современные навигационные системы базируются на использовании сигналов глобальной спутниковой навигационной системы NavStar (США). Автономность использования, высокая точность, разнообразие абонентского оборудования и другие удобные для пользователя характеристики сделали GPS-навигаторы востребованным и коммерчески успешным продуктом, одновременно создав целые отрасли – производство устройств навигации и электронных навигационных карт (по материалам http://www.puteshop.ru/papersdetail/80/ и http://www.modetel.ru/content/view/1221/13 ).
Развитию рынка GPS-навигаторов способствовал прогресс в электронной и микропроцессорной технике, позволивший создавать компактные и недорогие устройства. В последнее время заметно изменилась функциональность привычных навигаторов. Многие модели навигационных устройств имеют встроенный модуль GSM/GPRS, позволяющий использовать оперативные данные о загруженности дорог и добавлять автомобильному навигатору функции мобильного телефона, включая возможность передачи и приема SMS-сообщений. По данным компании «Контент Мастер», к началу 2010 года самыми популярными моделями навигаторов стали городские помощники, представляющие собой многофункциональные устройства, которые многое умеют и не требуют от пользователей никакой подготовки - «включи и используй». Функциональность новых устройств будет продолжать расти. Аналитики компании ABI Research прогнозируют, что к 2013 году 34% всех поставляемых автомобильных навигационных устройств будут оборудованы Wi-Fi, RDS-TMC, Bluetooth и другими модулями, позволяющими осуществлять двустороннюю связь (по материалам http://www.shturmann.com/inner_page2.aspx?content_item_id=150636 ).
Рынок GPS-навигаторов включает как сегмент персональных навигаторов (PND), так и сегмент устройств группы WID, к которым относятся смартфоны, коммуникаторы, КПК и планшеты. Цифровые данные результатов проводимых маркетинговых исследований существенно расходятся в зависимости от того, какой сегмент (сегменты) рынка были изучены исследователем. Аналитики рынка также приводят противоречивые данные о состоянии рынка.
По данным компании SmartMarketing, в 2009 году в России было продано 1,168 млн устройств с функцией спутниковой навигации, включая смартфоны и коммуникаторы, оборудованные GPS-приемниками. При этом объем продаж персональных навигаторов (PND) составил 437 тыс. штук (37,41% общего объема), устройств группы WID, оборудованных GPS, – 707 тыс. штук (60,55%), а на долю GPS-устройств других типов пришлось 24 тыс. штук (2,04%) (рисунок 1). В численном выражении рынок показал незначительное падение: объемы продаж 2009 г. составили 91% от продаж 2008 г. (1,289 млн штук) (по материалам http://www.4p.ru/main/research/142958/ ).
Рисунок 1.
Структура рынка устройств с функцией спутниковой навигации, включая смартфоны и коммуникаторы, оборудованные GPS-приемниками *
* данные компании SmartMarketing, http://www.4p.ru/main/research/142958/
По данным, предоставленным компанией Navigatti, в настоящее время наиболее востребованы у розничных потребителей навигаторы с картой, предоставляющей информацию о пробках на дорогах. В 2010 году появились модели со встроенной картой с указанием постов ДПС.
Каналы продаж навигаторов увеличиваются за счет некоторых сотовых ритейлеров. К увеличению спроса на навигаторы указывает и активное внедрение системы ГЛОНАСС, которая пока только увеличивает популярность GPS-навигаторов. В настоящее время внедряется комплексная система навигации общественного транспорта во многих крупных городах России, что также позволяет спрогнозировать быстрый подъем этой сферы в 2010 году (по материалам http://navigatti.ru/novosti/view.php?id=4).
Эксперты рынка считают, что кризис существенно подстегнул развитие всех тех процессов, которые намечались на рынке в конце 2008 года, главным из которых следует считать продолжающуюся демонополизацию и рост конкуренции в секторе PND. Все это привело к тому, что расстановка сил производителей навигаторов на рыке существенно изменилась. Агрессивные стратегии новичков рынка позволили им выбиться в лидеры (рисунок 2). В первом полугодии от последствий финансового кризиса ощутимо пострадал сегмент GPS-WID, тогда как сектор PND сохранял позитивный, хотя и слабо выраженный тренд: 33% рынка в 1-м квартале, 35,6% во 2-м, 37,1% в 3-м и 38,9% в 4-м. Сегмент PND сохраняет достаточно высокие темпы, свойственные относительно молодым, развивающимся рынкам. Эксперты ожидают, что в 2010 году конкуренция будет еще острее (по материалам http://www.4p.ru/main/research/142958/).
Рисунок 2.
Первая десятка лидеров рынка GPS-навигации (сегменты WID и PND) по итогам 2009 года *
* данные компании SmartMarketing, http://www.4p.ru/main/research/142958/ Молодые и агрессивные «новички» рынка достаточно успешно теснят прежних лидеров рынка, осваивая и реализуя новые маркетинговые стратегии. Отмечена также тенденция к снижению средних цен, который позволил ряду вендоров войти в первую пятерку. Основными факторами 2009 года, повлиявшими на расстановку сил среди производителей устройств GPS-навигации, стали перестановки в рейтинге среди компаний-лидеров.
Так, быстрый рост марки Explay, по мнению аналитиков компании SmartMarketing, обуславливается агрессивной ценовой политикой и хорошей представленностью марки в некоторых крупных розничных каналах.
Самое большое падение рыночной доли — у Mio, что вызвано, прежде всего, глобальными проблемами компании (спад продаж и реструктуризация бизнеса в мировом масштабе), в результате чего возникли сложности во взаимодействии с каналом дистрибуции в России и заметное снижение маркетинговой активности.
Еще одно событие 2009 года - выпадение из десятки лидеров компании Voxtel, связанное со сворачиванием компанией активности на рынке GPS (сразу после окончания отчетного периода, 1 июля 2009 г., Voxtel и Explay объявили о слиянии).
Изменениям на рынке способствовало также то, что в конце 2009 года во многих бюджетных сегментах появились высокофункциональные модели, а относившиеся ранее к топ-классу продукты к середине 2009 года переместились в лучшем случае в сегмент PND среднего уровня. В результате произошло снижение конкурентной мощности ранее лидировавших брэндов, например, доля брэнда Garmin, традиционно придерживающегося консервативной позиции в плане маркетинга, в 2009 году заметно снизилась, а сам брэнд уступил первое место в сегменте PND новичку рынка Explay.
Из интересных тенденций также отмечается хорошая динамика роста марки Shturmann, особенно в сегменте «подключенных» навигаторов, и Lexand.
Заметное снижение рыночной доли HTC, одного из ведущих (по итогам 2008 года) вендоров WID-GPS, вызвано общими проблемами сбыта продукции компании в кризисных условиях.
Произошло также сокращение рыночных долей Asustek и Acer. В случае с компанией Asustek, это вызвано практически полным отсутствием какой-либо активности на рынке в ожидании перестройки GPS-WID бизнеса после заключения соглашения с Garmin. В компании Acer не решены проблемы реорганизации бизнеса после покупки E-Ten (по материалам http://www.4p.ru/main/research/142958/ и http://www.tadviser.ru/index.php/%D0%A1%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D1%8F:%D0%9D%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D0%B3%D0%B0%D1%82%D0%BE%D1%80%D1%8B_(%D1%80%D1%8B%D0%BD%D0%BE%D0%BA_%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8).
Еще одна рыночная тенденция последних двух лет - это снижение спроса на дорогостоящие модели устройств. Обвальное снижение цены на навигаторы с уровня 7-8 тыс. до уровня 3-4 тыс. началось летом 2008 года, и связано оно было с тем, что входные пороги вывода на рынок новых брендов были достаточно низкими, а спрос на рынке был достаточно высок. Усилившаяся конкуренция довольно быстро, и в то же время значительно, «уронила» среднюю цену на устройства (по материалам http://www.tadviser.ru/index.php/%D0%A1%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D1%8F:%D0%9D%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D0%B3%D0%B0%D1%82%D0%BE%D1%80%D1%8B_(%D1%80%D1%8B%D0%BD%D0%BE%D0%BA_%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8).
В последнее время часто потребители начинают выбирать не GPS устройства, а сотовые телефоны с уже встроенной в них GPS навигацией. Например, такие смартфоны как Nokia N95, помимо функции телефона, совмещают в себе и огромное количество других устройств, в частности GPS навигацию. По данным компании Frost & Sullivan, 35% российских потребителей заинтересованы во встроенном в смартфон навигаторе. В результате на протяжении последних лет спрос на такие устройства рос очень быстрыми темпами. При этом 63% потребителей готовы платить свыше €4 в месяц за услугу слежения за автотранспортными средствами с помощью GPS встроенным в смартфон. Однако аналитики рынка считают, что смартфоны с навигацией удобны больше пешеходам, а традиционные навигаторы удобнее для автомобилистов благодаря большему размеру экрана, удобному креплению. Что касается непосредственно GPS навигаторов, то в последнее время растет спрос на устройства, которые кроме навигации, поддерживают множество других функций. В таких условиях производителям необходим пакет новых решений для достижения успеха на этом рынке (по материалам http://www.kp.ru/daily/24084/317561/ и http://www.cnews.ru/news/top/index.shtml?2009/07/23/355123).
В дальнейшем аналитики прогнозируют сохранение позитивных трендов в целом при серьезном усилении конкуренции, а также рост внимания производителей к маркетинговому продвижению в сегменте конечных пользователей. При этом в отличие от почти чисто ценовой конкуренции, свойственной рынку навигации в 2009 году, в 2010 году большее значение будут иметь иные факторы: главным образом работа с партнерскими сетями (по материалам http://www.4p.ru/main/research/142958/).
Количество полезных функций в новых устройствах будет увеличиваться. Эксперты компании «Контент Мастер» считают, что в 2010 году возрастет спрос на GPS-навигаторы, позволяющие получать информацию о чрезвычайных ситуациях на дороге в режиме реального времени, находить интересующие объекты, используя внешние базы данных, создавать сообщества, общаться с друзьями и узнавать их местоположение. Модели, не обладающие двусторонней связью и расширенным функционалом, будут постепенно уходить с рынка персональных навигационных устройств (по материалам http://www.shturmann.com/inner_page2.aspx?content_item_id=150636).
Эксперты рынка считают, что объем продаж в сегменте PND может снизиться в случае реализации ряда инициатив, связанных с налогообложением импорта GPS-навигаторов в целях поддержки российских разработчиков систем на базе ГЛОНАСС. Тем не менее, спрос на навигаторы будет расти в 2010 году, несмотря на конкуренцию со стороны смартфонов. Цены на этот вид продукции быстро снижаются, а поставки медленно растут (по материалам http://navigatti.ru/novosti/view.php?id=4 ).
В сегменте PND аналитики отмечают, что игрокам рынка следует учитывать факт нарастания раздробленности. Рейтинг брендов PND, по ожиданиям SmartMarketing, может заметно измениться: высока вероятность исчезновения из топ-10 до половины присутствующих в нем игроков. Ожидается дальнейшее ослабление позиций большей части вендоров первой пятерки по причине кардинального изменения макроэкономической ситуации и усиления конкуренции со стороны некоторых брендов второго эшелона, бизнес-модели которых лучше приспособлены к новым условиям.
Что касается сегмента WID, то в нем продолжит увеличиваться доля рынка игроков с наибольшей маркетинговой активностью, в частности, Apple, Samsung и Nokia. Ожидается и дальнейшее снижение доли традиционных игроков рынка коммуникаторов вследствие проблем с каналами сбыта, снижения маркетинговой активности, отчасти — не всегда адекватной условиям кризиса ценовой политики (по материалам http://www.tadviser.ru/index.php/%D0%A1%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D1%8F:%D0%9D%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D0%B3%D0%B0%D1%82%D0%BE%D1%80%D1%8B_(%D1%80%D1%8B%D0%BD%D0%BE%D0%BA_%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8 ).
Основные выводы:
Автомобильные навигаторы – сравнительно новый для российского рынка товар. Несмотря на это, они быстро завоевали популярность у потребителей. Сейчас рынок автомобильных навигаторов активно развивается, постоянно появляются новые, более совершенные модели, обладающие большим количеством функций.
Рынок GPS-навигаторов включает два основных сегмента: сегмент персональных навигаторов (PND), и сегмент устройств группы WID, к которым относятся смартфоны, коммуникаторы, КПК и планшеты. В сумме эти два сегмента занимают около 98% рынка.
Сегмент PND сохраняет достаточно высокие темпы роста, как и любой молодой развивающийся рынок. В настоящее время наблюдается жесткая конкуренция между производителями, и ожидается что в ближайшее время она будет еще острее.
Сотовые телефоны с уже встроенной в них GPS навигацией составляют серьезную конкуренцию собственно навигаторам, однако эксперты считают, что для автомобилистов сегмент PND предпочтительнее и прогнозируют рост спроса на навигаторы в 2010 году. Цены на них быстро снижаются, а поставки медленно растут
В связи со значительными изменениями макроэкономической ситуации и усилением конкуренции со стороны некоторых новых брендов, в дальнейшем возможно ослабление позиций некоторых производителей первой пятерки.