Часть 8.Маркетинговые исследования и порядок их проведения
Маркетинговые исследования — основа для принятия решений по управлению. Они представляют собой процесс сбора и изучения информации о рыночной конъюнктуре, этом числе положение товара на рынке и внешние воздействия).
Изучение рыночной среды и производственных возможностей фирмы осуществляется посредством маркетинговых исследований.
Маркетинговые исследования включают следующие основные направления:
прогнозирование;
расчет рыночного потенциала, изучение потребителей;
анализ сбыта;
анализ восприятия рынком предлагаемой продукции;
изучение каналов сбыта;
анализ ценообразования;
анализ воздействия на экологию;
анализ эффективности рекламы.
Определение конкретных задач маркетинговых исследований зависит от того, на каком предприятии, в какой сфере общественного производства, с какого момента, в какой экономической среде и ради достижения какой конкретной цели проводится маркетинг.
Количественными ориентирами обычно являются рост объема продаж в стоимостном выражении, повышение уровня доходности и увеличение доли на рынке, а качественными - повышение технического уровня продукции ее обновление, позитивный образ фирмы, ее устойчивое положение в данной отрасли или сфере хозяйства.
Маркетинговые исследования направлены на поиск наиболее эффективного сочетания традиционной, новой и новейшей продукции. Они служат основанием для принятия решения об освоении нового товара, расширении или сокращении объемов продукции, ее модернизации или снятия с производства. Маркетинг способствует разработке и внедрению планов развития предприятия.
Результаты маркетинговых исследований имеют характер рекомендаций. Они учитываются руководством фирмы при принятии решений в различных сферах, касающихся как производства, так и реализации продукции:
разработка новой продукции;
определение оптимальной структуры производства;
достижение высокого качества продукции;
нахождение оптимального уровня издержек производства;
определение эффективных каналов реализации;
выявление необходимых форм организации рекламы и т.д.