Система ММЦ: Система межрегиональных маркетинговых центров
English English Italiano Italiano
О Системе ММЦ География Новости организации События СМИ о нас Контакты
Услуги

Развитие международного сотрудничества

Поиск и подбор партнеров в регионах

Маркетинговые исследования

Продажа готовых обзоров
Деловые миссии в регионы
Реестр конкурентоспособных предриятий
Базы данных

Предприятия

Деловые предложения

Инвестиционные проекты

Мероприятия

Реестр маркетинговых работ
Сервис портала

Визитные карточки

Создание сайта на нашем портале

Подписки
Справочная информация
Сведения о регионах
В помощь маркетологу
Региональные маркетинговые центры в Системе ММЦ
ММЦ "ИЖЕВСК"

Год основания: 1998
Руководитель: Гвызина Ирина Васильевна
Штатных сотрудников: 3 человека
Интервьюерская база: 10 человека

      Расширенный поиск
Бесплатные обзоры
Бесплатные обзоры /


Обзор российского автомобильного рынка





Согласно данным агентства «АВТОСТАТ», за последние 15 лет количество автомобилей в России увеличилось с 17,6 миллиона до 36,9 миллиона единиц. К концу 2012 года около 22,5 миллионов российских семей (домохозяйств) имели один автомобиль в семье. Около 2,5 миллионов - по два автомобиля, 0,25 миллиона семей имели по 3-4 автомобиля на семью (по материалам http://motor.ru/news/2013/06/21/howoldareyou/ и http://www.autostat.ru/news/view/12789/)
.
Всего в автопарке РФ на начало 2013 года насчитывалось 48% автомобилей отечественных марок и 52% - иностранных. Наиболее стремительный рост за последние годы продемонстрировали иномарки. Примечательно, что от 10 до 12 процентов автомобилей владельцы не эксплуатируют, а от 15 до 20 процентов используются «от случая к случаю». Больше всего в парке автомобилей LADA – 37,0% (13,67 млн.шт.), хотя за два года доля этих автомобилей снизилась на 4,6% (на начало 2011г. - 41,6%). Лидер среди иномарок – Toyota с долей 8,9%. (3,1 млн.шт., +0,4% к АППГ). Затем идет еще один японский бренд - Nissan с долей 4,1% (1,5 млн.шт., +0,3%). Российский GAZ занимает долю 3,8% (1,4 млн.шт., -0,2%, по материалам http://www.autostat.ru/news/view/13166/ и http://motor.ru/news/2013/06/21/howoldareyou/)
.
Аналитики рынка отмечают, что вклад России в прирост продаж новых автомобилей в мире в 2009-2012 годах составил 9%. Для мировых альянсов российский рынок становится одним из ключевых. Так, в 2012 году Россия обеспечила 11% мировых продаж Renault-Nissan и 5% мировых продаж KIA-Hyundai.

Факторами, способствующими развитию авторынка в России, эксперты называют продолжающийся положительный рост ВВП в России, снижение безработицы в стране, относительно стабильный курс доллара и продолжающееся увеличение доли иностранных брендов, производимых на территории России.

Среди факторов, сдерживающих рост рынка, следует отметить экономическую нестабильность в Еврозоне, введение утилизационного сбора, более консервативный подход автопроизводителей и дилеров к планированию запасов вследствие снижения спроса в конце 2012 года, высокую стоимость владения автомобилем.

Важным событием 2012 года не только для авторынка, но и для всей российской экономики, стало вступление России в ВТО. С 23 августа в России новые ввозные пошлины для автомобилей снизились с 30% до 25%. В дальнейшем пошлины продолжат снижаться, и к 2019 году ставка должна составить 15%. Одновременно с этим, с 1 сентября в России начал действовать утилизационный сбор для автомобилей, который в целом призван компенсировать снижение ввозных пошлин. Однако эксперты не ожидают значительного влияния этой меры на рынок, поскольку он в большей степени подвержен влиянию макроэкономических факторов, а не мер регулирующего характера (по материалам http://www.autostat.ru/news/view/12396/ и http://www.autostat.ru/news/view/12789/)
.
Эксперты отмечают, что автомобили зарубежных марок в России в среднем на пять лет моложе машин, выпущенных отечественными автопроизводителями. Самой молодой маркой, эксплуатирующейся в нашей стране, назвали Kia. Средний возраст машин этого автопроизводителя составляет 3,5 года. Второе место досталось Chevrolet с результатом 3,9 года, а третье – Renault (4,1 года). Эксперты отмечают, что это те марки, у которых в последние годы был самый большой объем продаж в бюджетном сегменте. Самой старой маркой в автопарке России является «Москвич». Средний возраст автомобилей это марки составляет 25,4 года. Чуть моложе оказались «ЗАЗы» – 23,8 года (рисунок 1). При этом, актуальной проблемой для всех участников рынка является вопрос утилизации вышедших из эксплуатации автомобилей. Стоимость владения авто в абсолютном выражении в России выше, чем в таких развитых странах, как Великобритания и США, что является одним из ключевых факторов, сдерживающих дальнейший рост автомобильного рынка в России. Наиболее существенными статьями в стоимости владения личным транспортом в России являются расходы на страхование и кредит (значительно выше, чем в других странах), а также расходы на топливо (по материалам http://motor.ru/news/2013/06/21/howoldareyou/ и http://www.pwc.ru/ru/automotive/publications/automotive-2013.jhtml)
.

Рисунок 1.
Средний возраст автомобилей в России *





* Источник данных - http://motor.ru/news/2013/06/21/howoldareyou/

По данным Ассоциации европейского бизнеса, в 2012 году российский авторынок увеличился на 11% и достиг 2,935 млн реализованных машин. При этом 10 моделей-лидеров российского рынка производятся в России. По сравнению с 2011 годом рост уменьшился втрое – тогда увеличение составило 29%. При этом, во второй половине 2012 года рост рынка сократился – в декабре увеличение составило всего 1%. В 2012 году в России количество дилерских центров автопроизводителей выросло более чем на 5% - до 4,2 тысячи автосалонов. Эксперты считают, что рост дилерских сетей продолжится, а конкуренция между производителями в этом отношении только усилится (по материалам http://www.autostat.ru/news/view/12396/ и http://www.gazeta.ru/auto/2013/01/15_a_4924481.shtml)
.
В начале 2013 года наблюдается продолжение снижения темпов роста. Увеличение продаж в январе-феврале было связано с традиционными распродажами моделей прошлого года. По данным Ассоциации европейского бизнеса, продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей (LCV) в РФ в январе-мае 2013 года снизились на 4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составили 1 091 968 штук. В мае продажи снизились на 12% - до 229 670 штук.

Аналитики компании отмечают, что в настоящее время тренд падения автомобильных продаж, отмечавшийся в России в течение последних трех месяцев, сохраняется и даже усиливается. АЕБ прогнозирует по итогам 2013 года снижение продаж на 5% к уровню 2012 года - до 2,8 миллионов (по материалам http://www.autonews.ru/automarket_news/news/1759502/ и http://auto.vesti.ru/doc.html?id=512193)
.
Одной из причин стагнации авторынка, эксперты называют завершение срока действия государственных программ по утилизации старых машин и субсидирования кредитных ставок. Отмечается, что без таких искусственных способов поддержания производителей на плаву, рынок продолжит снижаться. Сегодня российский автомобильный рынок насыщен, а те категории потенциальных покупателей, которые бы могли превратиться в покупателей реальных, не спешат совершать крупные покупки, расценивая нынешнюю экономическую обстановку в стране, как далеко нестабильную.

Очевидно, что падение продаж связано и с уменьшением запасов автомобилей 2012 года выпуска. Ожидается, что с окончанием распродаж этих «скидочных» машин, падение продаж будет ещё очевиднее. Как только начнутся активные продажи машин выпуска текущего года, цены на которые будут выше прошлогодних моделей, падение рынка будет ещё большим.

Рост цен на автомобили является значимым трендом развития рынка. Ожидается, что цены и в дальнейшем будут расти. Вместе с тем доля российских марок на рынке, в частности «Лады», продолжит сокращаться, что можно объяснить усилением конкуренции со стороны иномарок, особенно бюджетного сегмента.

Однако, не смотря ни на что, большинство автопроизводителей - участников российского рынка не планируют идти на пересмотр сделанных ранее планов (по материалам http://www.autostat.ru/news/view/12396/ и http://www.ag29.ru/analitika/avtomobilnyi-rynok-v-rossii-padaet)
.
Лидером рынка по объему продаж является автомобиль «Лада» - в 2012 году было продано 537 тыс. машин (рисунок 2). При этом сокращение составило 7% — годом ранее «АвтоВАЗ» реализовал под маркой Lada 578 тысяч машин. Обладатель второго места также не изменился по сравнению с 2011 годом: это Chevrolet с результатом в 205 тыс. реализованных автомобилей (+18%).

Лидеры рынка не собираются останавливаться и в 2012 году выпустили модели-новинки. Так, в апреле АВТОВАЗ приступил к производству универсала повышенной вместимости LADA Largus, который стал первой моделью автозавода на платформе В0, принадлежащей альянсу Renault-Nissan. Старт продаж Largus состоялся в июле, а очередь на этот автомобиль в салоне официального дилера может составить до полугода.

Летом 2012 года на Ижевском автозаводе началась сборка LADA Granta, которая пришла на смену вазовской «классике», ставшей уже историей. Таким образом, в этом году «семерка» и «четверка» покинули ижевский конвейер, так же как и фургон ИЖ-27175. В результате марка «ИЖ» прекратила свое существование, а за счет новых производственных мощностей LADA Granta вырвалась в лидеры рынка. В этом году впервые в истории АВТОВАЗа начался выпуск автомобилей LADA с автоматической коробкой передач. Первой моделью, на которую был установлен «автомат» японского производства, стала «Гранта». В следующем году АКП должна появиться и на «Калине».

Что касается обладателя второго места, то в начале года на российский рынок вышло новое поколение Chevrolet Aveo, в то время как предыдущее сменило не только название, но и марку. Теперь эта модель производится на Запорожском автозаводе (ZAZ) и носит имя Vida. В 2013 году в Узбекистане будет собираться компактный седан Chevrolet Cobalt - марка призвана стать локомотивом продаж американской марки в бюджетном сегменте.

Третье место принадлежит марке Renault – на счету компании 189 тыс. проданных машин в 2012 году (+23%). Примечательно, что ранее третью строчку рейтинга АЕБ занимала южнокорейская марка Hyundai, которая в 2012 году сместилась на 5-е место (+7%, 174 тыс. проданных машин).

В 2013 году на линии В0 должно начаться производство одной из моделей Renault (предположительно, обновленного Logan). К тому же АВТОВАЗ и Nissan подписали соглашение об использовании платформы LADA Granta для производства автомобилей под брендом Datsun, которое должно начаться не ранее 2014 года. Как следствие, АВТОВАЗ становится мультибрендовым автопроизводителем. Кроме того, в 2013 году на мощностях «ИжАвто» планируется собирать LADA Granta в кузове «хэтчбек».

В десятку лидеров также вошли марки Kia (+23%, 187 тыс. машин), Hyundai (+7%, 174 тыс. проданных машин), Volkswagen (+40%, 164 тыс. машин), Nissan (+11%, 153 тыс. машин), Toyota (+28%, 153 тыс. машин), Ford (+11%, 130 тыс. машин), а также Skoda (+34%, 99 тыс. машин). В числе десяти лидеров наиболее заметные изменения произошли с позицией концерна VW и дочерней марки Skoda – компании переместились с 9-го и 13-го мест на 6-ю и 10-ю позиции соответственно.

Новыми моделями среди автомобилей, попавших в первую десятку, в 2012 году отметился корейский производитель KIA. В марте начались продажи нового Rio в кузове «хэтчбек», производство которого стартовало на петербургском заводе Hyundai в середине января. Помимо этого, дилеры KIA начали продажи нового седана Optima, с которым марка вышла в сегмент бизнес-класса.

Корейский Hyundai также представил в 2012 году новый седан D-класса – модель i40. Отметилась новинкой и японская Toyota, дилеры которой начали продажи минивэна премиум-класса Alphard.
Компания Volkswagen Group RUS запустила на мощностях ГАЗа производство кроссовера Skoda Yeti по полному циклу. В гольф-классе наиболее ожидаемой новинкой 2013 года по праву можно считать Skoda Octavia нового поколения.

Mazda и Sollers официально открыли совместное предприятие во Владивостоке, на котором уже собирают кроссовер СХ-5, а в будущем планируют расширить производственную линейку.

В декабре на конвейере АВТОВАЗа появилась первая в его истории иномарка – седан Nissan Almera, который также будет выпускаться на линии В0. Аналитики рынка ожидают его в качестве одного из хитов рынка в 2013 году (по материалам http://www.autostat.ru/news/view/12396/ и http://www.gazeta.ru/auto/2013/01/15_a_4924481.shtml)
.

Рисунок 2.
Марки-лидеры автомобильного рынка России по итогам 2012 года *





* Источник данных - Ассоциация европейского бизнеса, http://www.gazeta.ru/auto/2013/01/15_a_4924481.shtml

Свои позиции заметно укрепило внедорожное подразделение марки Chrysler–Jeep. Компания реализовала в России в 2012 году 4,7 тыс. машин – на 125% больше, чем годом ранее. Заметно укрепились на рынке РФ люксовые марки из Германии, показавшие в 2012 году схожие результаты продаж – BMW (+33%, 37,5 тыс. машин), Mercedes-Benz (+29%, 37,4 тыс. машин) и Audi (+44%, 33,5 тыс. машин).

Крупное сокращение своей доли на российском рынке потерпели марки Fiat (8,6 тыс. машин) и ZAZ (9,9 тыс. машин), падение достигло —69% и —59% соответственно. Кроме того, большие потери понес обанкротившийся в 2012 году российский автопроизводитель «ТагАЗ» (—28%, 1,3 тыс. машин) и дочерняя марка Vortex (—51%, 5,9 тыс. машин).

Если же рассматривать отдельно лидеров продаж по моделям, то необходимо отметить, что наиболее популярным в 2012 году автомобилем стала Lada Priora. Модель была реализована в количестве 125 тыс. экземпляров, но по сравнению с предыдущим годом спрос на нее снизился (—7%).

Бюджетный седан Lada Granta занял второе место рейтинга: автомобиль в 2012 году купили в количестве 121 тыс. штук. Третью строчку рейтинга АЕБ заняла бывший лидер списка — Lada Kalina. В 2012 году модель купили в количестве 119 тыс. штук, но спрос на нее также сократился (—16%).
Замыкавшее в 2011 году тройку лидеров семейство Lada Samara в 2012 году было реализовано в количестве 67,9 тыс. машин, причем падение интереса к модели было еще более значительным (—45%). Окончательно снятая с производства в 2012 году вазовская «классика» была продана в количестве 32,4 тыс. штук, что на 71% меньше результатов 2011 года.

Самой продаваемой иномаркой по итогам года стало семейство автомобилей Hyundai Solaris. За 12 месяцев в России было продано 110,7 тыс. моделей — рост на 14%. Кроме того, традиционно популярные в РФ бюджетные модели Renault Logan (58 тыс. машин), Chevrolet Lacetti (34,7 тыс. машин) и Daewoo Matiz (33,2 тыс. машин) ощутили снижение интереса российских покупателей. Сокращение их доли на рынке составило —28%, —17% и —13% соответственно.

В свою очередь, значительный интерес российской публики вызывал бюджетный кроссовер Renault Duster. Эта модель стала одним из главных хитов 2012 года, сборка которого началась на московском «Автофрамосе» еще в конце 2011 года. В продажу автомобиль поступил весной, и на него уже образовались многомесячные очереди, которые в некоторых случаях растянулись и на год. Поступивший в продажу только в 2012 году автомобиль купили в количестве 47,3 тыс. штук, что позволило модели обойти таких фаворитов-одноклассников, как Nissan Qashqai (36,7 тыс. штук) и Kia New Sportage (32,7 тыс. штук, по материалам http://www.gazeta.ru/auto/2013/01/15_a_4924481.shtml и http://www.autostat.ru/news/view/12396/)
.
Важным фактором развития рынка и поддержания покупательского спроса является кредитование. Среди тенденций рынка автокредитования в 2012 году эксперты называют развитие модели экспресс-кредитования в универсальных банках: универсальные банки стремятся к развитию модели экспресс-кредитования в своих программах для увеличения своей доли на рынке. Кроме этого, сейчас банки активно работают над повышением лояльности к клиентам с помощью таких инструментов, как:

• снижение минимального первоначального взноса в случае предоставления справки, подтверждающей доход;

• отмена единовременной комиссии;

• развитие программ с автопроизводителями;

• выход на рынок совместных программ китайских брендов;

• увеличение суммы кредита без подтверждения дохода.

В 2012 году общий объем выданных автокредитов составил 957 тыс. штук – на новые и 184 тыс. штук – на подержанные автомобили. В целом рост к показателю прошлого года составил 17%. Банками-лидерами по автокредитованию по итогам 2012 года стали Сбербанк, ВТБ 24, Русфинанс Банк (+Росбанк), Юникредит Банк. Самыми распространенными программами автокредитования в банках-лидерах рынка являются Hyundai, KIA, VW, Audi, Mitsubishi.

Эксперты рынка считают, что структура рынка автокредитования будет меняться в сторону увеличения кредитов на подержанные автомобили. Если в 2011 году соотношение кредитов на новые и подержанные автомобили было 87,5% и 12,5%, а в 2012 – 85,5 к 14,5%, то к 2015 году, согласно прогнозу, соотношение будет 80% к 20% (рисунок 3).


Рисунок 3.
Структура выдаваемых кредитов на новые и подержанные автомобили *





* Источник данных - «АВТОСТАТ», http://www.autostat.ru/news/view/12789/

Среди тенденций рынка автокредитования в 2013 году эксперты отмечают вероятное снижение темпов роста рынка автокредитования, причинами которого являются как снижение темпов роста автомобильного рынка в целом, так и недостаток ликвидности на кредитном рынке, рост просроченной задолженности. Банки будут искать новые целевые сегменты по направлению автокредитования, развивать специальные программы кредитования физических лиц под залог приобретаемых транспортных средств от автопроизводителей с пониженными годовыми процентными ставками.

Политика повышения процентных ставок продолжится и в дальнейшем, поскольку отсутствуют четкие перспективы развития экономики страны. К тому же колебания цен на нефть и курсов валют пока не дают оснований для оптимистичных прогнозов. С другой стороны, это не должно вызвать резкого падения кредитных продаж. По оценке агентства «АВТОСТАТ», их доля от общего показателя рынка останется на уровне 40 – 45%. Одной из причин этого является тот факт, что многие автопроизводители предлагают собственные программы с достаточно гибкими условиями кредитования в сотрудничестве с ведущими банковскими структурами или через кэптивные банки (по материалам http://www.autostat.ru/news/view/12789/ и http://www.autostat.ru/news/view/12396/)
.
Что касается прогнозов на 2013 год, то аналитики едины во мнении - заметного роста авторынка в России не ожидается. По оценке агентства «АВТОСТАТ», рынок легковых автомобилей в России останется на уровне 2012 года (2,76 млн. единиц), либо возможно его снижение на 5 – 8%. Оценки экспертов АМС лежат в диапазоне +5% или -5% вокруг медианы в 2,95 млн продаж легковых и легких коммерческих автомобилей в 2013 году. Это означает, что рынок останется примерно на том же уровне, который был достигнут в прошедшем году.

Такие прогнозы связаны с насыщением рынка, а текущий уровень продаж примерно в 250 тысяч машин в месяц соответствует нынешней покупательской способности населения. Кроме того, доходы населения растут очень медленно, доля кредитных продаж стабилизировалась. К тому же стимулирующих программ со стороны Правительства РФ сейчас нет. Поэтому основным драйвером рынка в ближайшее время станут различные акции со стороны автопроизводителей и дилеров (скидки, бонусы, подарки и т.п.).

Тем не менее, игроки рынка в качестве факторов возможного роста рынка отмечают, что российский рынок еще очень молод по сравнению с Европой и на 1000 человек приходится не так много автомобилей. И при этом почти половина всех автомобилей в нашей стране старше 10 лет. Поэтому, ожидается рост спроса именно в массовом сегменте, где владельцы старых отечественных автомобилей будут пересаживаться на новые недорогие иномарки. Продолжится тренд снижения доли рынка отечественных брендов, прежде всего за счет того, что «АвтоВАЗ» отдал часть мощностей под локальное производство моделей Renault и Nissan, а другие российские автопроизводители не планируют серьезного увеличения производственных мощностей (по материалам http://www.gazeta.ru/auto/2013/01/15_a_4924481.shtml и http://www.autostat.ru/news/view/12396/)
.

Основные выводы



• В начале 2013 года иностранные автомобили составляли чуть более половины автопарка РФ, эти же автомобили в последние годы демонстрировали стремительный рост.

• По данным Ассоциации европейского бизнеса, в 2012 году рост российского автомобильного рынка ощутимо замедлился. С каждым новым месяцем темпы продаж новых автомобилей сокращаются. Отмечена также тенденция потери интереса покупателей к отечественным маркам.

• Рост ВВП в России, снижение безработицы, относительно стабильный курс доллара и продолжающееся увеличение доли иностранных брендов, производимых на территории России – факторы, способствующие росту рынка.

• Экономическую нестабильность в Еврозоне, введение утилизационного сбора, более консервативный подход автопроизводителей и дилеров к планированию запасов вследствие снижения спроса в конце 2012 года, высокую стоимость владения автомобилем, эксперты называют в качестве факторов, сдерживающих рост рынка.

• Лидером рынка по объему продаж в 2012 году стал автомобиль «Лада», на втором месте - Chevrolet, на третьем – Renault. В десятку лидеров также вошли марки Kia, Hyundai, Volkswagen, Nissan, Toyota, Ford, а также Skoda.

• Наиболее популярной моделью в 2012 году автомобилем стала Lada Priora. Самой продаваемой иномаркой по итогам года стало семейство автомобилей Hyundai Solaris.

• Ожидается, что в сегмента автокредитования в дальнейшем увеличится количество кредитов на подержанные автомобили. Процентные ставки по автокредитам продолжат расти.

• Относительно прогнозов дальнейшего развития рынка следует отметить, что эксперты заметного роста рынка не ожидают. Рынок легковых автомобилей в России либо останется на уровне 2012 года, либо снизится на 5-8%.



Self-Management

Бесплатные обзоры
НАШИ ПАРТНЕРЫ:
Департамент поддержки и развития малого предпринимательства
Российская ассоциация развития малого и среднего предпринимательства
Конкурсные торги
Национальное деловое партнерство «Альянс Медиа»
 
2003 - 2024 © НДП "Альянс Медиа"
Правила републикации
материалов сайтов
НП "НДП "Альянс Медиа"

Политика конфиденциальности