 |
    ММЦ "ЧЕБОКСАРЫ"
 Год основания: 2005 Руководитель: Красильникова Наталия Андреевна Штатных сотрудников: 2 человека Интервьюерская база: 50 человек
|
|
|  |
 | Новость |
 |
 |
4 июля 2003 - 21:31 | ММЦ "ТАШКЕНТ" - ООО "ФАВОРИТ-ИНФОРМ" | УЗБЕКИСТАН: Саммит ЕБРР – зеркало наших проблем
Итоги Ташкентского саммита ЕБРР продолжают оставаться в центре внимания СМИ, а также являются предметом обсуждения в самых различных слоях населения. Главная причина – актуальность проблем, поднятых на встрече банкиров. А также недостаток информации в местной прессе, в теле- и радиоэфире о том, что же на самом деле произошло в ходе саммита. Как его результаты могут повлиять на дальнейшее развитие нашего государства, что нужно сделать для проведения дальнейших, эффективных, преобразований в области экономики – вот небольшой круг проблем и вопросов, которые нашли отражение в докладе известного политолога, доктора Рафика Сайфуллина. С ним ученый выступил на семинаре, организованном для узбекских журналистов, пишущих на экономические темы. Мероприятие было проведено в Ташкенте в рамках совместного проекта Международного центра переподготовки журналистов и Всемирного банка. - Саммит вызвал разочарование, как у принимающей стороны, так и зарубежных банкиров, - отметил Р. Сайфуллин. - Для Узбекистана данное мероприятие явилось, разумеется, крупным событием, но его уровень оказался все-таки не таким, какой ожидался. Предполагалось, что приедут руководители более высокого ранга. В работе заседания приняли участие министры только двух стран - Швейцарии и Японии. У США тоже был более низкий уровень представительского состава, чем намечалось. Изначально рабочая группа по подготовке мероприятия допустила принципиальные ошибки. Во-первых, глубочайшей иллюзией было оценивать подобную встречу банкиров ЕБРР, как признание заслуг Узбекистана в реформировании экономики и существования так называемой «узбекской модели экономики». Собственный путь проведения реформирования еще не модель, считают зарубежные эксперты, и узбекский ученый разделяет их мнение. Западные специалисты дали реальную оценку положению в стране, определив, на какой стадии развития мы находимся и как оцениваем себя сами. Пропаганда, проведенная СМИ республики, представила все по-другому. Полтора месяца читателям, радиослушателям и телезрителям внушалось, что Узбекистан чуть ли не «впереди планеты всей». В Ташкенте ждали похвалы. Мол, молодцы, гостиницы построили, улицы асфальтировали. Нас не похвалили. - Еще задолго до саммита в кулуарах различных международных встреч и форумах высказывались замечания по поводу проводимой в Узбекистане экономической политики, - подчеркнул Р. Сайфуллин. - А потому можно было прогнозировать жесткую критику по этому поводу. Для зарубежных банкиров встреча в узбекской столице также стало разочарованием. Они ожидали, если не критики, то хотя бы заявления со стороны руководителей государства. Однако, представители нашей страны больше рассказывали о достижениях за годы независимости. Жесткого разговора не получилось. Зато граждане, особенно предприниматели, в дискуссиях, проходивших в рамках саммита, смогли высказать свою точку зрения на то, что происходит в стране. Второй существенной ошибкой стала недооценка тесной взаимосвязи экономики и политики. Еще в начале реформирования Исламом Каримовым было выдвинуто пять принципов проведения реформирования в стране. Один из них провозглашал необходимость защиты экономики от любого политического и идеологического вмешательства. Этот принцип, по мнению политолога не соблюдался и не соблюдается. Не оправдалась иллюзия узбекской стороны, что приедут банкиры и начнут «отстегивать деньги». Саммит оказался лакмусовой бумажкой, выявившей узловые проблемы Узбекистана, считает Р. Сайфуллин. КТО ВИНОВАТ? К сожалению, после отъезда банкиров были сделаны выводы на командном уровне – кто виноват? Никто не задумался над вопросом, а правильно ли мы развиваемся? Чиновники оказались озабочены одним, как отвести от себя удар. Мол, не моя вина в том, что произошло на конференции в Ташкенте. И почти никто не заострил свое внимание на сути критических замечаний, прозвучавших в сторону Узбекистана. По мнению, политолога можно выделить несколько блоков таких замечаний. ЕБРР отметил катастрофический уровень коррумпированности экономики страны. Разумеется, подчеркивалось, что подобное негативное явление существует во всех странах мира, но в Узбекистане оно достигло угрожающих размеров - В развитых демократических государствах большую роль в борьбе с коррупцией играют СМИ, которые являются там четвертой властью, и держат чиновников в определенных рамках, - отметил Р. Сайфуллин. - У нас эта власть не действует. Чиновник, купивший в самом прямом смысле слова себе должность, стремится как можно быстрее вернуть деньги, а потом и получить прибыль от нового места. Другой блок замечаний был связан с отсутствием в Узбекистане конвертации национальной валюты – сума. На время проведения саммита маржа (разница между курсами Центробанка и «черного рынка») не превышал 10 процентов. Банкиры отметили также большое число контролирующих органов, действующих в стране. По их глубокому убеждению, это в значительной мере мешает пополнению бюджета, поскольку львиная доля финансовых средств, причем наличных, уходит в карманы коррумпированных чиновников. Критике подверглись системы здравоохранения и образования. Однако, замечания, высказанные в адрес руководства Узбекистана, были поняты таким образом - нас обидели. ЧТО ДЕЛАТЬ? Одной из острых проблем для нашей республики является введение конвертации валюты. Вопрос, когда и как это произойдет, дискутируется давно. Многие ждут ее, как панацею от всех бед. Сайфулин считает, что в условиях Узбекистана, это напрасные ожидания. Вполне реально введение конвертации по текущим торговым операциям. Значительно труднее добиться конвертации капитала. Россия, к примеру, этого еще не достигла. Для кардинального изменения положения дел в экономике Узбекистана необходимо проведение целого комплекса изменений. Они должны коснуться налоговой, таможенной, банковской, кредитной систем (у нас существует залог в 200%). По мнению ученого, одной конвертации национальной валюты будет маловато. А главное, надо иметь гражданское мужество признать свои ошибки, главная из которых - тотальный административный контроль. О нем свидетельствуют практически все нормативные документы, будь то указы Президента или постановления Кабинета Министров республики. Характерным примером могут служить материалы последнего заседания Верховного суда республики. Их главная мысль - ужесточить меры наказания для тех, кто «химичит» с кассовыми аппаратами. Политолог отметил, что командными методами от подобных махинаций не избавишься. Необходимо создать предпринимателям условия, при которых станет выгодно работать честно. Только в таком случае исчезнут «кормушки», уменьшатся ставки всех видов налогов, будут пополняться бюджет страны и местные бюджеты. Важной причиной затягивания конвертации являются вполне реальные опасения, – а выживут ли в условиях рыночных отношений предприятия малого и среднего бизнеса по выпуску продуктов питания и товаров первой необходимости? Если они исчезнут, Узбекистан снова станет сырьевым придатком, вывозящим свои ресурсы. Сайфуллин видит выход в предоставлении узбекским предпринимателям широкого спектра льгот на срок не менее пяти лет. - Нельзя говорить, что за десять лет независимости вообще ничего не было сделано, - подчеркнул ученый. - В экономике произошли серьезные изменения. Создан ряд отраслей, о которых ранее мы и не могли мечтать. Ныне в Узбекистане выпускается высококачественная мебель, трикотажные изделия, кожаная обувь, в том числе на предприятиях, открытых с помощью прямых иностранных инвестиций. Говоря о прогнозе экономического развития Узбекистана, ученый отметил, что ситуация должна измениться в лучшую сторону. Прежде всего, потому, что за десять лет выросло поколение людей с другим мышлением. - Тысячи молодых юношей и девушек получили образование за рубежом, которые по-другому обсуждают экономические проблемы. Они хотят жить по-другому, знают, как этого добиться. И мы помним, что Президент сам инициировал данный процесс, посылая через фонд «Умид» на учебу за рубеж талантливую молодежь. Он создал «новых людей». И, думается, через год-два это сыграет свою роль. ("Замон.Инфо") |
|
|
 |
63 | 508 | 4376 | Записей в базах данных: | 111055 | 369440 | 1 | 922 | 13845 |
|
 |