Система ММЦ: Система межрегиональных маркетинговых центров
English English Italiano Italiano
О Системе ММЦ География Новости организации События СМИ о нас Контакты
Услуги

Развитие международного сотрудничества

Поиск и подбор партнеров в регионах

Маркетинговые исследования

Продажа готовых обзоров
Деловые миссии в регионы
Реестр конкурентоспособных предриятий
Базы данных

Предприятия

Деловые предложения

Инвестиционные проекты

Мероприятия

Реестр маркетинговых работ
Сервис портала

Визитные карточки

Создание сайта на нашем портале

Подписки
Справочная информация
Сведения о регионах
В помощь маркетологу
Региональные маркетинговые центры в Системе ММЦ
ММЦ "ЧЕБОКСАРЫ"

Год основания: 2005
Руководитель: Красильникова Наталия Андреевна
Штатных сотрудников: 2 человека
Интервьюерская база: 50 человек

Наши аналитические статьи и обзоры
Обзор российского рынка сухих строительных смесей

Обзор российского рынка сухих строительных смесей

Сухие строительные смеси (ССС) являются неотъемлемой частью современного строительства. Рынок ССС постоянно развивается, представляя вниманию потребителей новые виды продукции.

По отношению к другим сегментам российской индустрии строительно-отделочных материалов рынок сухих строительных смесей растет опережающими темпами. Так, если другие сегменты строительно-отделочных материалов прибавляют 10-20% в год, то объемы производства и потребления ССС ежегодно увеличиваются в среднем на 40% (по материалам обзора: «Российский рынок сухих строительных смесей». // СтройПрофиль. 2004. №2 (32)). Динамика объемов производства ССС российскими предприятиями отражена на графике рисунка 1. При этом в Москве и Санкт-Петербурге в связи с высокой степенью насыщенности рынков рост объемов потребления ниже, чем в нестоличных регионах, составляя в среднем 20% в год. По предварительным оценкам экспертов, в 2005 году потребление ССС в России достигло 3 млн. тонн.

Рисунок 1.
Динамика объемов производства ССС российскими предприятиями в 2002 – 2004 гг., тыс. тонн (по данным, приводимым компанией Symbol-Marketing*)


* - См. Еферина Т.В., Хилов К.В. Рынок сухих строительных смесей: специфика предложения // Строительные материалы – Бизнес. 2005. №8. С.10-11.

Начиная с 2004 года, темпы прироста выпуска ССС уменьшаются. Так, если в 2004 году внутреннее производство увеличилось в натуральном выражении на 35-40%, то в 2005 году, по предварительным оценкам, - не более чем на 25%. По мнению экспертов, замедление темпов роста российского рынка ССС отражает объективные изменения рыночной ситуации, связанные в частности с повышением насыщенности рынка.

В настоящее время наибольший потенциал для роста имеют рынки ССС нестоличных регионов, где уровень насыщенности, характерный для Москвы и Санкт-Петербурга, в ближайшие 6-7 лет вряд ли будет достигнут. Высокий потенциал региональных рынков позволяет также предполагать, что темпы роста российского рынка ССС в ближайшие годы существенно не замедлятся.

Начиная с 1998 года на российском рынке ССС идет интенсивный процесс импортозамещения – рост рынка обеспечивают в основном отечественные предприятия, доля импортируемых смесей постоянно снижается. В 2003 году доля импорта на российском рынке ССС не превысила 15%, тогда как десятью годами ранее доля импорта составляла более 90% (см. рисунок 2).

Рисунок 2.
Доля импорта на российском рынке ССС, 2003 г., % (по данным Союза производителей ССС**)


** - См. Перспектива развития рынка сухих строительных смесей (Интервью с Евгением Беляевым, управляющим Союзом производителей ССС) // Профессиональное строительство. 2004. №4.

В последние годы постоянно увеличивается число производителей общестроительных ССС на российском рынке (см. рисунок 3). Так, по состоянию на январь 2004 года в России действовали 183 производителя, в январе 2005 года – уже 201 производитель.

Увеличение числа производителей достигается преимущественно за счет открытия новых отечественных компаний, однако крупные зарубежные производители в условиях обострившейся конкуренции также стремятся открыть собственные производства на территории России. Так, в 2003 году польский концерн Atlas запустил завод в подмосковной Дубне, а в подмосковной Коломне начал работу завод компании «Хенкель-Баунтехник». В 2005 году в Нижегородской области запустил производство концерн Optirok (ТМ Vetonit, Serpo). По мнению экспертов, вероятен факт, что в ближайшее время отечественные производители ССС могут столкнуться с возрастающей экспансией со стороны известных зарубежных компаний.

Рисунок 3.
Число производителей общестроительных ССС в России (по данным компании «Строительная информация»***)


*** - См. Ботка Е. (ген. директор фирмы «Строительная информация», Санкт-Петербург) Рынок сухих строительных смесей: замедление роста, обострение конкуренции // Доклад на конференции Baltimix – 2005.

Другая возможная тенденция ближайшего будущего, отчасти проявляющаяся уже в настоящее время, связана с открытием региональных предприятий известными российскими производителями. Так, компания «Старатели» для минимизации транспортных расходов по доставке сухих смесей пошла по пути создания в регионах дочерних производств, уже открыты региональные площадки в Сызрани и Старом Осколе. Другие фирмы, в частности ЗАО «ПП «Крепс», тщательно отбирают партнеров в регионах и размещают заказы на выпуск своих ССС на местных предприятиях.

Российский рынок ССС характеризуется умеренной степенью концентрации: на пять компаний-лидеров (торговые марки: Knauf, «Старатели», «Юнис», «Ветонит», «Плитонит») приходится чуть более половины рынка (см. рисунок 4). Как отмечают эксперты, разрыв между крупнейшими фирмами, выпускающими по 100 тыс. тонн ССС в год и более, и небольшими региональными производителями в настоящее время огромен. С учетом того, что предпочтения строителей в отношении марок смесей в основном сложились и с трудом поддаются изменениям, перспективы новых марок, либо быстрого развития марок «второго эшелона» сомнительны.

Актуальной проблемой современного российского рынка ССС является контрафактная продукция, доля которой, по оценкам экспертов, составляет 5-7%. Копированию наиболее часто подвергается продукция известных торговых марок зарубежных производителей: Knauf, «Ветонит», а также отечественных производителей: «Глимс», «Плитонит», «Старатели», «Юнис» и др. Несмотря на пресечение отдельных случаев изготовления подделок, эффективного решения проблемы пока не найдено.

Рисунок 4.
Структура российского рынка ССС по торговым маркам, 2004 год, % в натуральном выражении (по материалам исследований компании «Строительная информация»)

Несмотря на наблюдаемый рост российского рынка ССС, среднедушевое потребление смесей остается на невысоком уровне, заметно отставая от стран Европы. В России потребление ССС на душу населения составляет чуть более 2 кг в год, тогда как в Германии – 30 кг в год, в Финляндии, Франции, Польше – 20 кг в год. Основным потребителем сухих смесей являются ремонтные и строительные организации, на долю которых приходится 75% потребительского рынка. Как полагают эксперты компании Symbol-Marketing, сухие смеси, как технологически сложный продукт, еще только движутся от профессионалов к любителям. Массовый частный потребитель в России еще не готов к потреблению ССС.

Среди видов ССС у строительных организаций наиболее популярны шпатлевки, их используют 63% потребителей (см. рисунок 5). Также широко используется штукатурка (50,4%), универсальные смеси (47%), клей для плитки (39,1%), грунтовка (35,7%), затирки для швов (35,7%). Гидроизоляция, вяжущие и наливные полы пользуются среди строительных организаций сравнительно небольшой популярностью (их используют менее 25% потребителей-профессионалов).

Рисунок 5.
Потребление различных видов ССС строительными организациями, % от числа респондентов (по материалам исследований компании Symbol-Marketing)

Согласно результатам исследований, проведенных компанией Symbol-Marketing, основным фактором выбора ССС для потребителей выступает цена (отмечен среди 70% опрошенных). Далее по значимости следуют такие факторы выбора, как технические характеристики (41,8%) и экологическая безопасность материала (29,6%), а также репутация фирмы-производителя и страна-производитель (18%).

В розничной торговле Москвы с 2003 года устойчиво лидируют следующие семь марок ССС (см. таблицу 1).

В то же время опрос представителей ремонтно-строительных организаций, проведенный Symbol-Marketing, показал, что наиболее популярной маркой ССС среди строителей является Vetonit, за которым следуют «Старатели», Knauf, Unis и «Глимс».

Как отмечают эксперты Symbol-Marketing, марки отечественных производителей сухих смесей в настоящее время успешно конкурируют с марками зарубежных производителей. В розничной торговле Москвы представленность отечественных и зарубежных марок фактически сравнялась, при этом в магазинах доли отечественных и зарубежных марок сходны, а в рыночном формате доля отечественных марок преобладает над зарубежными.

Сформулируем основные выводы по итогам обзора:

 Российский рынок сухих строительных смесей находится в стадии активного роста, по темпам опережающего другие сегменты индустрии строительно-отделочных материалов – около 40% в год. Однако с 2004 года темпы роста отечественного производства сухих смесей снижаются.

 На российском рынке сухих строительных смесей идет интенсивный процесс импортозамещения – рост рынка обеспечивают в основном отечественные предприятия, а доля импортируемых смесей постоянно снижается. В 2003 году доля импорта не превысила 15%.

 Рынок смесей характеризуется умеренной степенью концентрации: на пять компаний-лидеров приходится чуть более половины рынка. В последние годы постоянно увеличивается число производителей сухих строительных смесей на российском рынке. Однако, по мнению экспертов, перспективы новых марок, либо быстрого развития марок, не входящих в число наиболее популярных, сомнительны.

 Основным потребителем сухих смесей являются ремонтные и строительные организации, на долю которых приходится 75% потребительского рынка.

 Наиболее популярной маркой сухих строительных смесей среди строительных и ремонтных организаций является Vetonit, за которым следуют «Старатели», Knauf, «Юнис» и «Глимс».

 
2003 - 2024 © НДП "Альянс Медиа"
Правила републикации
материалов сайтов
НП "НДП "Альянс Медиа"

Политика конфиденциальности