Студент, директор, программист, юрист, сосед по лестничной площадке. Что может объединять их между собой? ... предмет общего вожделения, общая беда? Возможно. Но все они так или иначе являются владельцами автомобиля или пользуются автотранспортом.
«Автомобиль не роскошь, а средство передвижения». В этой мудрости убеждаемся мы каждый раз, глядя как в утренние и вечерние часы, курганцы «штурмуют» городские автобусы. Отчасти разгрузку автобусному и троллейбусному парку дали маршрутные такси, которые стали привычным средством передвижения по городу. Но куда ни глянь, большую часть автотранспорта составляют легковые автомобили - частные ли, служебные ли, но это средство передвижения. Садясь за руль автомобиля, люди становятся не пассажирами, а шоферами и ни при чем профессия, должность на работе, социальное положение. Все отбрасывается. Только руль и дорога. Автомобилисты – это люди с одной «бедой» или вожделением к одному предмету своей страсти – автомобилю, даже по разговору с человеком можно понять: есть ли у него собственное авто. Он может долго рассказывать о возможностях, о тех недостатках в ней, о том чего ему хотелось бы сделать: может приобрести новый автомобиль. Кто-то, может рассказывать, о достоинствах в автомобилях определенной марки, или страны, где производятся эти авто.
Получить ответы на эти вопросы мы попытались двумя способами: разместив анкету на своем сайте (количество респондентов – 5) и проведя интервью (количество респондентов – 85).
По возрасту участников опроса можно распределить на три группы:
свыше 46 лет – 54 % ,
25 – 45 лет – 44 %,
18 - 25 лет – 2 %.
85 % автовладельцев – участников опроса - мужчины , 15 % – женщины.
Средний доход на одного члена семьи:
до 3000 рублей – 48 %,
свыше 3000 рублей – 52 %.
Род занятий респондентов:
самостоятельным бизнесом заняты – 40 %,
работают по найму – 47 %,
другое – 13 % (пенсионеры, студенты и т.п.).
В анкетировании приняли участие владельцы следующих автомобилей (рис.1):
62 % обладают автомобилями российской марки,
34 % импортными,
4 % к российским и зарубежным.
Рис. 1 Структура участников опроса
Рынок легковых автомобилей представлен огромным количеством фирм-производителей. Поэтому выбор перед владельцами большой: BMW, MERSEDES-BENS, VOLVO, TOYOTA, и многие другие.
Качеством своего автомобиля удовлетворены лишь 17 % респондентов.
Недостатки в легковом автомобиле в первый же год обнаружили 30 % респондентов, через 1 – 3 года появились недостатки у 27 %, тем не менее, 43 % ответили на вопрос отрицательно.
40 % респондентов на вопрос о недостатках своего автомобиля, ответили - что они отсутствуют. Оставшиеся указали на самые распространенные недостатки в автомобилях, к которым относятся (рис2):
Низкие технические характеристики 15 %,
Заводской брак 18 %,
Плохое техническое обслуживание 20 %,
Другие недостатки 25 %.
Рис.2 Перечень недостатков, наиболее встречающихся в автомобилях
Вышеуказанные недостатки привели к тому, что 71 % автовладельцев регулярно обращаются в сервисные и ремонтные службы и только 2 % ответивших обращались в службу ремонта - 5 и более лет назад.
Поездив на том или ином автомобиле, 64 % респондентов начали задумываться над тем, как бы его заменить.
Потребительские предпочтения курганцев, желающих сменить свой автомобиль, на новый, распределились следующим образом (рис.3):
29 % респондентов отдают предпочтение ВАЗ,
20 % – Mercedes Benz,
10 % – УАЗ,
8 % – Ford,
33 % – другие.
Рис.3 Потребительские предпочтения курганцев для последующей покупки автомобиля
На авторынке города Кургана нет достаточно широкого ассортимента автомобилей, так считают 77% опрошенных. За покупкой автомобиля:
37,5 % респондентов отправляются в автосалоны,
28 % - на «автобарахолку,
11 % предпочитают поиск по газетным объявлениям,
23,5 % предпочитают найти продавца через знакомых.
В каждом случае выбор происходит довольно тщательно. В первую очередь, обращают внимание на цену 100%. Далее на такие характеристики, как (рис.4):
цвет - 64 %,
престижность автомобиля – 58 %,
расход бензина – 53 %,
безопасность – 11 %.
Рис.4 Перечень факторов, влияющих на выбор автомобиля
Не любят курганские автовладельцы легковые автомобили черного цвета, этому цвету не было отдано ни одного голоса. Белый и красный, привлек внимание 7 % и 5 % респондентов. Цвет автомобиля не повлиял на его приобретение у 36 % респондентов соответственно.
Наиболее предпочитаемая обивка салона:
Кожей – 70 %
Велюром – 12 %
Не имеет значение - 8%
Другое – 10 %
Подводя итоги можно сказать, что большая часть участников опроса - владельцы автомобилей, выпускаемых российскими производителями, может именно поэтому они не довольны состоянием своего автомобиля. Чтобы сократить число обращений в сервисную службу, большинство респондентов хотели бы сменить свой автомобиль на более престижные и «износоустойчивые» марки Audi, Тoyota, Мercedes-Benz и другие. Но, так как в Кургане нет широкого ассортимента данных автомобилей, и за ними приходится ехать либо за границу, либо в северо-западные регионы России, либо на Дальний Восток, многие автомобилисты вновь идут на «автобарахолку», в подавляющем большинстве на которой представлены российские модели.