Сохранить витамины, которых нам так не хватает зимой, помогают производители продукции такого сегмента рынка «заморозки», как замороженные овощи. Считается, что при приготовлении консервов из овощей теряется до 40% ценных веществ, при сушке – порядка трех четвертей, а при заморозке – не более 30%.
В журнале «Русский фокус» (№21, 2001 г.) приводятся сведения об основных способах заморозки: охлаждении жидким азотом, соляными растворами, потоками воздуха и т.д. В настоящее время многие производители используют метод так называемой «шоковой» заморозки – сильный удар холодом в течение специально рассчитанного времени.
В течение последних лет замороженные овощи стали особенно популярны, во-первых, в связи с ускорением темпа жизни, когда на готовку остается все меньше времени, кроме того, такая продукция пользуется большим спросом у тех, кто придерживается здорового образа жизни. Правда, многое при этом зависит от уровня доходов населения. На основании проведенного исследования компания Capital Research Group приводит интересные сведения о целевой группе потребителей замороженных овощей. Так, из нее исключается население с низким уровнем дохода, т.к. такую продукцию эта группа практически не может себе позволить; и население с доходами выше 700 у.е. на человека, поскольку такие потребители имеют возможность всегда покупать свежие овощи.
Темпы роста данного рынка оцениваются рядом экспертов как весьма значительные: так, за последние три годовых сезона эти показатели составили 15%, 25% и 40%. Однако в ближайшем сезоне ожидается, что темпы прироста рынка снизятся. Данные аналитиков о потенциальной емкости рынка несколько расходятся - от 80 до 120 тыс. т. с учетом сегмента замороженных фруктов. При этом замороженные овощи остаются наиболее популярным видом продукции: по данным Capital Research Group, замороженные овощи пользуются популярностью более чем у 80% населения, тогда как ягоды предпочитают 7%, а шампиньоны –11%.
Предпочтение замороженных овощей по видам представлено на рис.1.
Рис. 1. Популярность замороженных овощей по видам
(по данным компании Capital Research Group)
По оценкам различных специалистов, от 75% до 90% объемов рынка замороженных овощей приходится на продукцию зарубежного производства. Основными странами – поставщиками замороженных овощей являются Польша, Венгрия, Бельгия, Голландия, при этом с явным отрывом лидирует Польша, на долю которой приходится, по данным экспертов, до 70% объемов рынка.
Крупнейшим игроком рынка является польский холдинг «Hortex», выпускающий замороженные овощи под одноименной маркой, являющейся на сегодняшний день наиболее известной и часто употребляемой. По данным исследований различных маркетинговых компаний, ее знание оценивается на уровне 30-40%, а потребление – 23-25%. Среди других известных польских производителей, однако, существенно уступающих лидеру, – «Hortino», «Хлодня Згода», «Bauer».
К наиболее заметным игрокам рынка замороженных овощей среди зарубежных компаний других стран можно отнести французскую компанию Bonduelle, более известную российским потребителям по консервированным овощам, бельгийские компании Ardo, Unifrost.
В последние годы в число наиболее известных производителей замороженных овощей вошли и российские компании. К наиболее популярным российским маркам можно отнести «4 сезона» (хладокомбинат «Западный»), «Айсбит», «Снежана» (ООО ТД «Ледово»), «Эликом» (ГТПК «Эликом»), «Росток» (НПО «Росток»), «Снежная радуга» (ООО «Фета») и некоторые другие.
При этом российской продукцией основную часть российских марок замороженных овощей можно назвать достаточно условно. Дело в том, что большинство таких марок в России только фасуется из импортированных овощей, а российские производители фактически являются дистрибьюторами. Кроме того, продукция части российских компаний (ЗАО «Инко», ЗАО «Скайс», ООО «Фета» и т.д.) поступает из-за рубежа уже расфасованной. Это объясняется двумя основными проблемами – дефицитом сырьевой базы - нехваткой именно качественного сырья, пригодного для последующего долгого хранения (цветную капусту, стручковую фасоль и т.п.), а также отсутствием необходимых технологий для очистки и заморозки продукции, не уступающих западным образцам. Так, например, некоторые крупные западные производители (Hortex, Ardo и др.), долго анализировали рынок, чтобы начать производство замороженных овощей непосредственно в России, но в итоге, в основном, по первой причине, вынуждены были отказаться от этого. Например, на рынке замороженных ягод несколько иная ситуация – многие иностранные производители импортируют российские лесные ягоды, которые не произрастают на их территории, но перерабатывают их на своих мощностях.
Поэтому в перспективе, поскольку данный рынок характеризуется хорошими темпами роста, перед российскими производителями замороженных овощей основной задачей стоит преодоление данных проблем. Однако это представляется долгосрочным процессом, требующим, кроме того, значительных капиталовложений для создания современных производственных мощностей. В приближенной перспективе положение российских компаний могло бы улучшить расширение ассортимента своей продукции овощной заморозки.