Система ММЦ: Система межрегиональных маркетинговых центров
English English Italiano Italiano
О Системе ММЦ География Новости организации События СМИ о нас Контакты
Услуги

Развитие международного сотрудничества

Поиск и подбор партнеров в регионах

Маркетинговые исследования

Продажа готовых обзоров
Деловые миссии в регионы
Реестр конкурентоспособных предриятий
Базы данных

Предприятия

Деловые предложения

Инвестиционные проекты

Мероприятия

Реестр маркетинговых работ
Сервис портала

Визитные карточки

Создание сайта на нашем портале

Подписки
Справочная информация
Сведения о регионах
В помощь маркетологу
Региональные маркетинговые центры в Системе ММЦ
ММЦ "КУРСК"

Год основания: 1999
Руководитель: Гребнев Евгений Николаевич
Штатных сотрудников: 8 человек
Интервьюерская база: 60 человек

Наши аналитические статьи и обзоры
Обзор российского рынка шин

Обзор российского рынка шин

Российский рынок шин является одним из наиболее перспективных и быстрорастущих в мире. В 2005 году объем рынка шин в России составил 57 млн. штук в натуральном выражении (по данным компании «Инвесториум» / http://www.investorium.ru/papers/rus/Russian%20truck%20tyres%20market%202005%20rus.pdf).

Объем производства всех типов шин в России в 2005 году составил 45,5 млн. штук. Наиболее значительную долю в общем объеме производства составили шины для легковых автомобилей и легковесных грузовиков - 76,9% или 35 млн. штук; доля шин для грузовых автомобилей оценивается в 22% или 10 млн. штук; производство шин для сельскохозяйственных машин составило 1,1% от общего объема или 0,5 млн. штук; производство шин для тяжелых грузовиков и самосвалов – 0,01% или 5 тыс. штук (см. рисунок 1).

Рисунок 1.
Структура российского производства шин в 2005 году, % от общего объема производства в натуральном выражении (по данным компании «Инвесториум»)*


* - По материалам обзора «Российский рынок шин для грузовых автомобилей, 2005 год», подготовленного компанией «Инвесториум» http://www.investorium.ru/papers/rus/Russian%20truck%20tyres%20market%202005%20rus.pdf

Крупнейшими отечественными производителями шин являются три холдинговые компании: ООО «СИБУР - Русские шины», ОАО «Амтел-Фредештайн» и ОАО «Нижнекамскшина». По оценкам компании «Инвесториум», доля этих трех компаний в общем объеме производства шин в России в 2005 году составила 90,9%: «СИБУР-Русские шины» заняла 36,7% рынка в натуральном выражении, «Нижнекамскшина» – 28,7%, «Амтел-Фредештайн» - 25,4% (см. рисунок 2). По отношению к показателям 2004 года объем производства шин «СИБУР-Русские шины» сократился на 4,9%, а «Нижнекамскшина» и «Амтел-Фредештайн» увеличился на 2,2 и 19,3% соответственно. Доли трех лидеров от объема рынка в стоимостном выражении, согласно данным, приводимым РИА «РосБизнесКонсалтинг», в 2005 году составили: «СИБУР-Русские шины» - 39,6%, «Нижнекамскшина» – 30%, «Амтел-Фредештайн» - 22,6% (см. http://www.quote.ru/research/news.shtml?2006/08/29/31119802).

Рисунок 2.
Доли основных производителей шин в общем объеме российского производства в 2005 году, % (по данным компании «Инвесториум» и информации РИА «РосБизнесКонсалтинг»)

Доля импортируемых шин всех типов в 2005 году составила 20,2% от общего объема российского рынка или 11,5 млн. штук, при этом официально зарегистрированный импорт составил 8,5 млн. штук (14,9% от объема рынка), в качестве «серого» импорта в Россию было ввезено 3 млн. штук шин (5,3% от общего объема рынка) (см. рисунок 3). Как сообщают эксперты компании «Инвесториум», в 2005 году более 50% импорта шин в Россию составили шины С-класса (т.е., низкого качества) производства Украины и Беларуси. С использованием «серых» схем импортируются преимущественно шины, бывшие в употреблении (в частности, такие шины декларируются как «использованные шины для переработки»). Среди зарубежных производителей, шины которых импортируются в Россию, в пятерку лидеров входят следующие компании: Nokian Tires, Goodyear, Bridgestone, Continental, Michelin. Совокупная доля этих производителей от объема импорта на российском рынке в натуральном выражении, по оценкам экспертов компании Nokian Tyres, составляет 54%, по оценкам экспертов «Амтел» – 34%.

Рисунок 3.
Доля импорта на российском рынке шин в 2005 году, % от объема в натуральном выражении (по данным компании «Инвесториум»)**

** - По материалам обзора «Российский рынок шин для грузовых автомобилей, 2005 год», подготовленного компанией «Инвесториум» http://www.investorium.ru/papers/rus/Russian%20truck%20tyres%20market%202005%20rus.pdf

По информации экспертов компании «Сибур», характерная для российского рынка шин тенденция увеличения внутреннего производства и снижения объемов импорта в значительной мере связана со стремлением западных производителей к расширению своего присутствия в России посредством открытия на территории нашей страны собственных производств или кооперации с отечественными производителями. По прогнозам, общий объем производственных мощностей западных производителей в России к 2008 году составит 17 млн. штук (см. http://www.inmarsys.ru/news/news.asp?filename=20040301094432.xml).

В качестве примера расширения присутствия в России ведущих зарубежных производителей шин можно привести компанию Nokian Tyres, открывшую собственное производство в г. Всеволжск Ленинградской области. В 2005 году завод выпустил 290,6 тыс. шин для легковых автомобилей; в первом полугодии 2006 года объем производства достиг 874,1 тыс. автомобильных шин. Другим примером выступает французская компания Michelin, открывшая в 2004 году завод в Давыдово Московской области. В 2005 году компания реализовала в России более 1 млн. автомобильных шин, а в текущем году планирует составить конкуренцию отечественным производителям шин на рынке наиболее массовых покрышек для колес радиусом 13, 14, и 15 дюймов (см. http://www.quote.ru/research/news.shtml?2006/08/29/31119802).

Опишем кратко современную ситуацию в двух основных сегментах российского рынка шин: на рынке шин для легковых автомобилей и на рынке шин для грузовых автомобилей.

Объем российского рынка шин для легковых автомобилей и легковесных грузовиков, по данным компании «Инвесториум», в 2005 году составил 35 млн. штук; по информации, приведенной источником «kolesa.ru», объем рынка характеризовался более значительными показателями – 43,5-44 млн. штук (см. http://www.rosinvest.com/news/206118/); а по информации, приведенной на сайте Quote.ru со ссылкой на данные РИА «РосБизнесКонсалтинг», в 2005 году объем российского производства шин для легковых автомобилей и легковесных грузовиков характеризовался более скромными показателями – 26,4 млн. штук (см. http://www.quote.ru/research/news.shtml?2006/08/29/31119802). В текущем году, по прогнозам экспертов, объем продаж шин для легковых автомобилей возрастет на 1,5 млн. штук по отношению к показателю прошлого года, при этом наибольшая динамика (20-25%) будет характерна для шин сегмента «премиум», занимающего долю порядка 15-16% (см. рисунок 4). На долю шин для легковых автомобилей среднего ценового сегмента приходится 25-26% рынка при годовом приросте в 10-13%. Наиболее распространены в России шины эконом-сегмента, аккумулирующие 58-60% рынка, однако объем продаж этих шин характеризуется тенденцией к снижению на 2-3% в год.

Рисунок 4.
Структура российского рынка шин для легковых автомобилей по ценовым сегментам в 2005 году, % от общего объема рынка в натуральном выражении (по данным kolesa.ru)***

*** - См. http://www.rosinvest.com/news/206118/

Объем российского производства шин для грузовых автомобилей составил в 2005 году 10 млн. штук. Основные производители грузовых шин аналогичны лидерам российского рынка шин в целом, это ООО «СИБУР - Русские шины», ОАО «Амтел-Фредештайн» и ОАО «Нижнекамскшина». Общий объем производства шин для грузовых автомобилей в 2005 году для «СИБУР-Русские шины» составил свыше 2,1 млн. штук, из них 300 тыс. штук шин с цельнометаллическим кордом; объем производства «Нижнекамскшина» – более 2,6 млн. штук; объем производства «Амтел-Фредештайн» за первое полугодие 2005 года – более 174 тыс. штук (по материалам обзора «Российский рынок шин для грузовых автомобилей, 2005 год», подготовленного компанией «Инвесториум» http://www.investorium.ru/papers/rus/Russian%20truck%20tyres%20market%202005%20rus.pdf). К 2008 году «СИБУР-Русские шины» планирует существенно увеличить объемы производства шин для грузовых автомобилей и обеспечить до 60% потребностей российского рынка.

По оценкам экспертов, одними из основных тенденций развития российского рынка шин в ближайшие годы станут: в сегменте шин для легковых автомобилей – дальнейшее развитие специализации шин для зимних и летних условий эксплуатации; в сегменте шин для грузовых автомобилей наиболее быстрыми темпами будет развиваться рынок шин с цельнометаллическим кордом и их сервис. Прогнозируемый рост производства шин в России повлечет за собой соответствующий рост внутреннего рынка основных материалов шинного производства, в том числе: резиновых смесей, каучуков, наполнителей, пластификаторов, мягчителей, технологически активных добавок, химикатов. Ожидаются изменения в структуре дистрибуции шин, где основную роль будут играть крупные сетевые компании, не только продающие шины, но и оказывающие услуги по их обслуживанию (см. Громова А., Цехоня В. Российский рынок шин: состояние и перспективы // The Chemical Journal. 2004. сентябрь).

Эксперты компании «Инвесториум» прогнозируют усиление конкуренции между зарубежными и российскими производителями шин; дальнейшее осложнение положения малых независимых отечественных производителей шин и их вероятный уход с рынка. По оценкам экспертов, реконсолидация отрасли производства шин в России ожидается к 2008 году.

Эксперты шинного рынка полагают, что в соответствии с наблюдаемым на российском рынке шин усилением конкуренции, для успешного развития производителям необходимо будет ориентироваться на одну из двух стратегий: диверсификация (от различных ценовых сегментов до смежного бизнеса) или фокусировка на узком сегменте рынка (в частности, на грузовые и сельскохозяйственные шины, где отечественные производители традиционно сильны). Также подчеркивается факт, что преимущество отечественных производителей шин перед европейскими производителями во многом связано с тем, что синтетический каучук, из которого производятся шины, является продуктом нефтехимического производства. Российские производители шин, имеют непосредственные связи с нефтяными компаниями и менее зависимы от цен на нефть и продукты нефтехимии, чем европейские производители, не имеющие собственных нефтяных ресурсов (по материалам РИА «РосБизнесКонсалтинг» / http://www.quote.ru/research/news.shtml?2006/08/29/31119802).

Основные выводы по итогам обзора:

 В 2005 году объем рынка шин в России составил 57 млн. штук в натуральном выражении. Объем российского производства всех типов шин в 2005 году составил 45,5 млн. штук. Наиболее значительную долю в общем объеме производства составили шины для легковых автомобилей и легковесных грузовиков - 35 млн. штук или 76,9% .

 Крупнейшими отечественными производителями шин являются три холдинговые компании: ООО «СИБУР - Русские шины», ОАО «Амтел-Фредештайн» и ОАО «Нижнекамскшина». Доля этих трех компаний в общем объеме производства шин в России в 2005 году составила 90,9%.

 Доля импортируемых шин всех типов в 2005 году составила 20,2% от общего объема российского рынка или 11,5 млн. штук, официально зарегистрированный импорт составил 8,5 млн. штук (14,9% от объема рынка), «серый» импорт - 3 млн. штук шин (5,3% от объема рынка).

 По оценкам экспертов, одними из основных тенденций развития российского рынка шин в ближайшие годы станут: в сегменте шин для легковых автомобилей – дальнейшее развитие специализации шин для зимних и летних условий эксплуатации; в сегменте шин для грузовых автомобилей наиболее быстрыми темпами будет развиваться рынок шин с цельнометаллическим кордом и их сервис. Ожидаются изменения в структуре дистрибуции шин, где основную роль будут играть крупные сетевые компании.

ММЦ "Москва"

 
2003 - 2024 © НДП "Альянс Медиа"
Правила републикации
материалов сайтов
НП "НДП "Альянс Медиа"

Политика конфиденциальности