Автомобильный рынок России постепенно восстанавливается после финансового кризиса. Согласно статистическим данным, после года стагнации рынок начинает восстанавливаться и в количественном, и денежном выражении. Не последнюю роль в этом сыграла государственная поддержка. По данным компании PricewaterhouseCoopers, в июне 2010 года был зафиксирован самый большой объем продаж, начиная с января 2009 года.
В первом полугодии рынок легковых автомобилей в России вырос на 3%, до 763 тысяч штук, продажи автомобилей иностранных брендов российского производства увеличились на 32%, до 250 тысяч штук. По данным за 7 месяцев 2010 года, тенденция роста сохраняется - рынок новых легковых автомобилей вырос на 9% в количественном выражении и на 13% - в денежном по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Рост сегмента российских брендов составил около 26% в количественном выражении и до 42% в денежном, что произошло в первую очередь благодаря программе утилизации (рисунок 1). В целом рост сегмента иностранных автомобилей по итогам 7 месяцев составил около 2,5% в количественном выражении и 9% - в денежном (по материалам http://www.newsru.com/finance/22jul2010/pwc.html и http://www.pmoney.ru/txt.asp?sec=1526&id=1645394).
Рисунок 1.
Динамика российского рынка автомобилей по сегментам, 7 мес. 2009 – 7 мес. 2010 гг., тыс. штук *
* Источник данных - http://www.pmoney.ru/txt.asp?sec=1526&id=1645394Наибольшим источником роста рынка являются модели бюджетного сегмента: доля сегмента в общих продажах выросла с 2007 года к 2010 году с 36 до 39%, среднего упала с 61 до 56%, премиального - с 5 до 3% (рисунок 2).
Рисунок 2.
Динамика российского рынка автомобилей по ценовым сегментам, 2007 – 2010 гг, % *
* Источник данных - http://www.newsru.com/finance/22jul2010/pwc.htmlНесмотря на приход в Россию значительного количества иностранных автопроизводителей, до 2009 года доля автомобилей, произведенных в России, в общем объеме продаж снижалась как в денежном, так и в количественном выражении. Однако повышение таможенных пошлин в 2009 году, обесценение рубля и субсидируемые ставки по кредитам на покупку автомобилей российского производства значительно увеличили долю автомобилей, собранных в России, в общих продажах.
В итоге, на сегодняшний день, по данным Министерства промышленности и торговли РФ, каждый третий автомобиль, произведенный в России, — «русская иномарка». Зарубежные автоконцерны уже вложили в Россию 4 млрд долл. Девять из десяти моделей — лидеров продаж уже производятся в России. По данным Министерства, ежегодно автомобильный рынок России растет на 30—60%. Шесть лет назад предполагалось, что в 2010 году объем рынка составит 11 млрд долл., а он вырос до 60 млрд. (по материалам http://www.rg.ru/2010/01/26/avto.html и http://www.rbcdaily.ru/2010/09/22/focus/512645 ).
Государственная программа утилизации старых автомобилей начала действовать в России 8 марта 2010 года. Для того чтобы получить ваучер на 50 тыс. рублей при покупке новой машины отечественного производства, гражданин, владеющий более одного года автомобилем старше 10 лет массой не более 3,5 тонны, должен будет сдать его дилеру, принимающему участие в программе. Первоначально на программу было выделено 10,5 млрд рублей и программа должна была действовать в марте-октябре текущего года.
По данным Министерства промышленности и торговли РФ, с начала действия первого этапа программы, в России было выдано более 300 тыс. утилизационных премий, а в июне 2010 года было принято решение увеличить финансирование программы по утилизации. В августе 2010 года было выделено дополнительно 11 млрд рублей на программу утилизации старых автомобилей (второй этап программы), в сентябре программа утилизации старых автомобилей была продлена на 2011 год, ее объем составит уже 14 млрд рублей. Минпромторг ожидает, что автомобильный рынок страны благодаря программе утилизации продемонстрирует рост. Действительно, по данным издания "Ведомости", рынок сейчас оживает во многом благодаря государственной программе утилизации и продажам в кредит. Так, один из участников рынка, компания "Аларм-моторс" (дилер Ford) отмечает, что в около 70% машин данная компания продает в кредит, 25% — по утилизационным сертификатам (по материалам http://www.autosphere.ru/content/view/28359/88889041/ и http://www.rosbalt.ru/2010/09/22/773980.html ).
Данные статистики подтверждаются результатами опросов населения. Так, согласно результатам исследования ВЦИОМ, с каждым годом количество домохозяйств с автомобилями в России растёт. Если в 2006 году таких домохозяйств насчитывалось 34%, то в 2009-м и 2010 гг. – уже 37% (рисунок 3). Причём более 1 автомобиля на семью уже имеет 5% соотечественников – приблизительно вдвое больше, чём в прежние годы (по материалам http://rumetrika.rambler.ru/review/28/4303).
Рисунок 3.
Доля автовладельцев среди россиян, 2006-2010 гг., %
* Источник данных – ВЦИОМ, http://rumetrika.rambler.ru/review/28/4303
Примечательно, что с 2006 года доля владельцев новых иномарок выросла вдвое, а подержанных стало больше на 26%. Для сравнения, 4 года назад доля подержанных авто отечественного производства в России составляла 59%, т.е. на 15% больше (рисунок 4). Самая высокая доля владельцев иномарок приходится на москвичей и петербуржцев (35% - новых, 32% - подержанных). Обладателями подержанных отечественных машин чаще оказываются жители сел (67%), новых - жители крупных и средних городов (17%). Согласно результатам этого исследования, владельцами автомобилей чаще всего являются военнослужащие в армии и органах внутренних дел (77%), государственные служащие (76%) и бизнесмены (72%). Кроме этого, чаще других собственниками машин оказываются жители южных регионов (52%), высокообразованные (49%) и обеспеченные (53%) граждане 35-44-лет (50%).
Как выяснилось в ходе опроса ВЦИОМ, половина российских автолюбителей владеет подержанными отечественными автомобилями (до 2006 года выпуска), при этом новые отечественные авто имеют лишь 14%. Иномарками владеет 41% граждан, их которых 17% приходится на новые автомобили, выпущенные после 2006 года (по материалам http://rumetrika.rambler.ru/review/28/4303).
Рисунок 4.
Автомобили, владельцами которых являются россияне, 2006-2010 гг., %
* Источник данных – ВЦИОМ, http://rumetrika.rambler.ru/review/28/4303
Увеличившийся во 2-м квартале 2010 года спрос на автомобили в результате дал возможность автопроизводителям заметно нарастить объемы производства. И если в 2009-м кризисном году с конвейеров автозаводов на территории России сошло 190 тысяч автомобилей, то в первом полугодии 2010 года уже произведено 208 тысяч автомобилей. В целом по сравнению с 1-м полугодием 2009 года рост в 1-м полугодии 2010 года составил около 70%. По итогам первых 7 месяцев 2010 года в количественном выражении сегмент импортированных и произведенных в России иномарок сравнялись. Доля импортируемых брендов в денежном выражении продолжает снижаться (по материалам http://www.mk.ru/economics/article/2010/09/21/531136-rossiya-budet-avtoukomplektovana.html и http://www.pmoney.ru/txt.asp?sec=1526&id=1645394).
По данным пресс-центра «АвтоВАЗа», за семь месяцев 2010 года на российском рынке продано 272,6 тысячи автомобилей Lada. Таким образом, за январь-июль продажи автомобилей Lada в России выросли на 28,4% по сравнению с аналогичным периодом 2009 года.
Автомобили иностранного производства уступают по темпам роста продажам отечественных марок. Рост уровня продаж по сравнению с первым полугодием прошлого года показал Hyundai. Эта марка одна из немногих показала положительную динамику продаж в первом полугодии текущего года по сравнению с аналогичным периодом 2009 года. По итогам продаж первого полугодия 2010 года россиянам было куплено 38 549 новых автомобилей Hyundai. Лидером российских продаж Hyundai стал Getz.
Удерживает высокие позиции на автомобильном рынке России компания General Motors и его марка Chevrolet. В 2009 году Chevrolet реализовал в России за первое полугодие 60 157 автомобилей, а по итогам года 104 398 автомобилей. По итогам 2009 года, опубликованным Комитетом автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), Chevrolet уже третий год подряд становился лидером продаж на российском рынке новых иностранных автомобилей, опередив Ford, Hyundai, Renault. По данным АЕБ, по итогам первого квартала 2010 года, Chevrolet остается лидером продаж на российском рынке среди иностранных производителей, реализовав 20 539 автомобилей.
По итогам первого полугодия 2010 года, высокие продажи демонстрирует и марка Toyota. Через сеть официальных дилеров и уполномоченных партнеров Toyota было продано 30 895 автомобилей. Лидерами продаж стали: Camry (8052 автомобиля) и Corolla (5529 автомобилей) (по материалам http://www.zavedi.ru/analise/?id=549).
Существенному увеличению доли иномарок внутреннего производства на рынке способствуют такие факторы, как инвестирование иностранных производителей в Россию (даже в кризисный период), таможенные пошлины и государственные программы стимулирования покупок, в том числе иномарок, произведенных на территории РФ.
По данным комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), в первой половине 2010 года российские дилеры продали 790 517 новых легковых и легких коммерческих автомобилей, что на 3% больше, чем за первое полугодие 2009 года. В 2009 году Россия заняла только 19-е место в мировом рейтинге стран-автопроизводителей, произведя 1,17% от мирового автопрома. Согласно прогнозам экспертов, в 2010-м году наша страна сможет подняться на несколько строчек этого рейтинга и занять 13-14 место, а всего за текущий год в России будет произведено около 1,4 млн. легковых автомобилей и коммерческого транспорта (по материалам http://auto.lenta.ru/news/2010/09/08/rumarket/, http://www.rview.ru/avto2010.html и http://www.pmoney.ru/txt.asp?sec=1526&id=1645394).
По данным агентства "Автостат" по итогам пяти месяцев 2010 года средняя цена иномарки в долларовом эквиваленте выросла на 10,1% по сравнению с прошлым годом и составила 28,8 тыс. долларов, а Lada подорожала в среднем на 13,7%. Подержанные автомобили за этот период подорожали примерно на 8%.
Средняя цена автомобиля увеличилась за счет укрепления курса рубля и отсутствия продаж со скидками (как годом ранее). Продажи премиальных брендов растут быстрее, чем рынок в целом, а показатели большинства брендов среднего сегмента за исключением корейских и производимых в РФ пока хуже рынка в целом.
Представители Renault, Chevrolet, Ford, Hyundai, Toyota, Skoda и Kia сообщили, что пока планов повышения цен на весь модельный ряд нет, однако они отмечают, что на новые или обновленные модели, выходившие на рынок, цена будет выше. О повышении цен с августа на 0,7-2,8% на весь модельный ряд объявила компания Mercedes-Benz (по материалам http://www.rview.ru/avto2010.html и http://www.rosbalt.ru/2010/09/22/773980.html ).
Несмотря на рост цен, спрос на автомобили продолжает расти – об этом свидетельствуют результаты исследований. Автомобиль постепенно становится всё более насущным приобретением для россиян — оно требуется и для работы, и для большей свободы передвижения, а практическая значимость приобретения ценится выше, чем просто способ вложения денег. Так, по данным ВЦИОМ, планы на покупку автомобиля есть сегодня у 15% россиян, причем у большинства из них эти планы относятся к долгосрочной перспективе. В течение года приобрести машину планируют 3% респондентов, в ближайшие полгода — 2%, в пределах месяца — 1%. Необходимо отметить, что покупка в кредит остается наиболее популярным способом приобретения автомобиля, причем его популярность за год возросла с 30 до 37% (рисунок 5). На втором по популярности месте покупка сразу за наличный расчет (29%), причём на первый авто граждане наличные накапливают чаще — 31%. Также у владельцев авто чаще появляется желание приобрести дополнительный автотранспорт на средства, взятые в долг у родных или друзей – таких покупателей за год стало больше практически вдвое (с 6 до 11%) (по материалам http://rumetrika.rambler.ru/review/28/4303).
Рисунок 5.
Источники средств для приобретения автомобиля, 2009-2010 гг.
* Источник данных – ВЦИОМ, http://rumetrika.rambler.ru/review/28/4303
Большинство экспертов прогнозируют объемы продаж новых автомобилей в России в 2010 году на уровне 1,7 миллиона штук в год, а восстановление докризисного уровня спроса, по их мнению, произойдет лишь к 2014-2015 году.
В частности, согласно прогнозу агентства "Автостат", в 2010 году в России будет продано около 1,75 миллиона автомобилей, а в 2011 году - более 2 миллионов машин. Аналитики агентства считают, что российский автомобильный рынок может вернуться на докризисный уровень продаж уже к 2013 году при условии, что российская экономика будет восстанавливаться без новых финансовых потрясений. Таким образом, в 2014 году российский авторынок сможет догнать по уровню продаж Германию (три миллиона автомобилей) и стать крупнейшим в Европе.
В случае, если в экономике все-таки произойдут какие-либо неблагоприятные изменения, например, возможное снижение цен на энергоресурсы и замедление темпов восстановления мировой экономики (что неизбежно повлияет и на российские экономические процессы), то продажи новых автомобилей в 2010 году остановятся на отметке в 1,65 миллиона машин, а в 2011 году достигнут отметки 1,75 миллиона штук (по материалам http://auto.lenta.ru/news/2010/09/08/rumarket/ ).
Основные выводы:
• В настоящее время российский автомобильный рынок восстанавливается после финансового кризиса как в количественном, и денежном выражении.
• Наибольшим источником роста рынка являются модели бюджетного сегмента, спрос на которые растет наиболее высокими темпами.
• Около трети автомобилей, произведенных в России, — «русские иномарки», т.е. иностранные автомобили, собранные на заводах в России.
• Повышение таможенных пошлин, обесценение рубля и субсидируемые ставки по кредитам на покупку автомобилей российского производства значительно увеличили долю автомобилей, собранных в России, в общих продажах.
• Важную роль в восстановлении рынка после кризиса сыграла государственная поддержка. В сентябре 2010 года, программа утилизации старых автомобилей, начатая в марте этого же года, была продлена на 2011 год, ее объем составит в итоге 14 млрд рублей.
• Большинство экспертов прогнозируют восстановление докризисного уровня спроса к 2014-2015 году.