95% портфеля заказов ММЦ «Курган» приходится на маркетинговые исследования. За свою пятилетнюю историю центром было проведено более 300 исследований разнообразной тематики, с использованием различных методов. Сегодня мы хотели бы рассказать об одном из них, проведенном в 2006 году. Основной целью этого исследования явилось изучение спроса на арендуемые торговые площади в г. Кургане перед предстоящей реконструкцией одного из заводских корпусов.
Условия исследования
Необходимо было выяснить:
- основные предпочтения, которыми руководствуются арендаторы при выборе торгового места на рынках и в торговых центрах;
- выявить наличие недостатка (излишеств) арендуемых торговых площадей;
- описать текущие условия предоставления в аренду торговых мест на рынках и в торговых центрах;
- описать дополнительные услуги,
предоставляемые арендаторам в торговых центрах;
- исследовать условия, которые смогли бы заинтересовать потенциальных
арендаторов нового торгового центра.
Методика исследования:
- экспертный опрос арендаторов и арендодателей торговых мест на рынках и в торговых центрах города;
- анкетирование населения, проживающего в районе реконструируемого торгового центра.
Результаты работы
В ходе исследования отмечена прогрессирующая неудовлетворенность участников рынка сложившейся схемой функционирования рынка арендуемых площадей. Проблемы, выявленные в ходе исследования, такие, как высокая стоимость аренды, низкий температурный режим и другие, являются своего рода сопутствующими. Основная пролема кроется в нехватке арендуемых торговых площадей. С ней сталкиваются 50% арендаторов торговых мест на рынках города и 36% арендаторов торговых мест в торговых центрах. Китайский и турецкий ширпотреб, хлынувший в Россию в конце 80-х годов прошлого столетия, банкротство российской легкой промышленности привели к тому, что крупные магазины (торговые центры) Кургана стали не конкурентноспособными с частными предпринемателями, торгующими вышеуказанными товарами. Это привело к значительному снижению розничного товарооборота и, как следствие, сокращению персонала крупных торговых центров, перепрофилированию и реконструкции их для сдачи пустующих торговых площадей в аренду (субаренду). Недостатком торговых мест отлично пользуются владельцы открытых рынков города: условий для работы практически никаких, а величина арендной платы год из года увеличивается. Арендаторы поставлены перед выбором: либо хорошие условия с одновременно более высокой арендной платой, либо, с точностью до наоборот. Как показали результаты исследования, в одном торговом центре арендаторы «задерживаются», как правило, не более 2-х лет. Лишь 3% респондентов остаются на «наторгованных местах» в течение 5-10 лет. Даже не имея подробной информации о реконструируемом торговом центре, они, тем не менее, проявили к нему достаточно большой интерес. Недостаток торговых площадей привел к тому, что арендаторы даже самых удаленных от места расположения нового торгового центра торговых мест, готовы поступиться критерием близости к месту проживания, в надежде расширения имеющихся уже арендуемых торговых мест. Достаточно высокая стоимость аренды и температурный режим (зимой - холодно, летом - душно) в торговом зале, заставляют 40% респондентов искать новые торговые места. Они заинтересованы в аренде торговых мест площадью от 15 до 40 кв. м., с евроотделкой и кондиционером, с наличием дополнительных услуг (бесплатный санузел, уборка помещения, обустройство остановочных комплексов, столовая, мастерская по ремонту и пошиву одежды, примерочная, нормальный температурный режим, охрана). Непротиворечивость и однородность пожеланий к потенциальным арендодателям прослеживается как со стороны арендаторов рынков, так и торговых центров, а привлекательные условия аренды позволят быстро наполнить торговые места и привлечь внимание покупателей.