1997 год... Госснаба уже нет, а вместо него ничего не придумали. Интернет делает первые робкие шаги, он еще не стал реалией нашей жизни. Информационный голод ощущается не только в регионах, но и в столице. Все попытки федерального Правительства создать единую информационную сеть для малого бизнеса окончились провалом. А предприниматели Москвы не могут и не хотят вести бизнес только в приделах МКАД. Именно в таких условиях Мэр Москвы Ю.М. Лужков поставил задачу создания общероссийской информационно-маркетинговой сети для продвижения товаров малых и средних предприятий из региона в регион, для насыщения региональных рынков импортозамещающими товарами и снабжения Москвы продовольствием, материалами и комплектующими. Разработана концепция проекта «Система межрегиональных маркетинговых центров». Открыты первые 14 центров на территории России. Страна в это время привыкает к слову маркетинг. Мы начинаем им заниматься, представляя Систему ММЦ как структуру, которая поможет налаживанию межрегиональной кооперации. Нас мало, но мы одержимы и талантливы.
1998 год… К августу уже действует 30 центров. Они образованы в форме ЗАО с зонтичным наименованием: ЗАО «ММЦ «Калуга-Москва», ЗАО «ММЦ «Иваново-Москва», ЗАО «ММЦ «Челябинск-Москва» и т.д.
Стремительное развитие остановил дефолт... Бизнесменам не до маркетинга: страсти, банкротства, обогащения. Бизнеса в России стало меньше. Нас тоже.
1999 год... Оказалось, что в дефолте не все так страшно. Экономика медленно, но начинает расти. Мы работаем в области информационно-маркетинговых услуг и прямых продаж.
Введена практика ежеквартальных совещаний руководителей и специалистов региональных ММЦ в Москве.
Создается «Кодекс профессионального поведения участника Системы ММЦ».
2000 год... «Маркетинг» входит в лексикон большинства руководителей предприятий. Это привлекает к нам все больше внимания. По всей стране меняют таблички «Отдел сбыта» на «Отдел маркетинга». Мы все более активно применяем исследовательские технологии, в том числе и в прямых продажах. Не все представители бизнеса нас пока понимают.
2001 год... Многие центры уже активно заниматься маркетинговыми исследованиями, в то время как остальные не готовы к изменению формата работы. Образуется инициативная группа по разработке стратегии развития Группы ММЦ, как исследовательских компаний. В наших рядах идут жаркие споры и поиски истины. В России происходит насыщение рынка и резко усиливается конкуренция. Все больше российских компаний начинают всерьез задумываться о маркетинге. Нас стало 37.
2002 год... Количество запросов на маркетинговые исследования значительно увеличилось, начался качественный рост региональных ММЦ и наращивание кадрового потенциала. Стала очевидной необходимость более качественного управления проектом. На совещании руководителей региональных ММЦ в мае 2002 года принимается решение о создании Международной Ассоциации «Система ММЦ», разрабатывается Устав, принципы членства в ассоциации, с целью управления проектом избирается и наделяется полномочиями Правление и Президент МА «Система ММЦ». Однако в ассоциацию вошли не все центры, а лишь 29 из них.
2003 год... Реализуется все больше «общесистемных» проектов – исследования в более чем 3 регионах России. Мы с благодарностью принимаем признание Системы ММЦ, как единственного успешного проекта в России по созданию межрегиональной маркетинговой сети. Наряду с малым бизнесом среди наших клиентов значатся транснациональные корпорации и международные консалтинговые и исследовательские компании. В рамках каждого проекта мы делаем больше, чем требует техническое задание, но это приносит нам лояльность клиентов и рост собственной компетенции. Принимается решение не открывать новые компании в регионах с контрольным пакетом акций, а привлекать к участию в проекте лидеров исследовательской отрасли региона на тендерной основе. Идет плавная ротация и расширение Системы: на место менее успешных приходят более профессиональные команды, по результатам проведенных конкурсов появляются центры ММЦ в тех регионах, где их не было никогда. В итоге Система объединяет 43 исследовательских компаний.
2004 год... Значительное расширение географии в регионах России. Появление центров за рубежом. Мы отмечаем рост количества международных проектов. Нас уже 64.
Раньше все знали друг друга лично, теперь вводится система квалификационной аттестации участников Системы ММЦ, проходит первая волна исследования самим себя - регулярного мониторинга деятельности Системы ММЦ для анализа структуры выполняемых проектов и планирования дальнейшего развития.
2005 год... Существенно вырос профессионализм специалистов. В портфеле заказов Системы ММЦ все больше исследований полного цикла и сложных аналитических проектов. С ростом рынка маркетинговых услуг растет и конкуренция. Не все ММЦ её выдерживают. По результатам аттестации с сожалением расстаемся с 15 региональными центрами. Нас стало 49.
Но как говориться «лучше меньше да лучше». Участие в Системе ММЦ становится все более и более притягательно. Количество обращений российских и зарубежных исследовательских компаний, желающих стать участниками Системы ММЦ значительно увеличилось.
2006 год… С радостью принимаем новых участников. Нас стало 63. По результатам ежегодного мониторинга деятельности Системы ММЦ фиксируется рост количества выполненных проектов в 2,5 раза. Большинство региональных центров становятся лидерами отрасли в своих регионах. Значительно увеличилось количество проектов по заказам региональных и муниципальных органов государственного власти. Участвуя в экономической и общественной жизни, центры Системы ММЦ значительно повысили свой имидж в регионах.
2007 год… Система ММЦ отмечает свой 10-летний юбилей, в рамках которого проводится юбилейная конференция "Развитие рынка маркетинговых услуг в регионах России". В конференции приняли участие порядка 450 человек: представители федеральной и региональной власти, директора более 50-ти региональных центров Системы ММЦ и представители ведущих маркетинговых агентств России, руководители организаций инфраструктуры поддержки малого бизнеса Москвы, представители предпринимательских объединений и бизнес-сообщества, торговых отделов посольств и торгово-промышленных палат зарубежных стран, а также преподаватели ведущих ВУЗов Москвы. Систему ММЦ поздравили Мэр Москвы Ю.М. Лужков, Председатель Совета Федераций ФС РФ С.М. Миронов, Президент ТПП РФ Е.М. Примаков, исполнительный директор ОПОРЫ РОССИИ Д. Крылова и многие другие. На состоявшемся на следующий после конференции день Совещании впервые приняли участие директора почти всех (54!) региональных центров Системы ММЦ. Система ММЦ показала себя как состоявшаяся самодостаточная организация, пользующаяся авторитетом и доверием как среди предпринимателей и исследовательских организаций, так и в органах государственной власти.
2008 год… «Кризис» - вот наиболее популярное слово того года. Его участники Системы ММЦ встречали, имея за спиной глубокие знания и опыт, владея эффективными маркетинговыми инструментами и будучи значительными игроками на рынках маркетинговых услуг в своих регионах. Конечно, всем приходится нелегко, скажем только одно: по состоянию на июнь 2009 года не был закрыт не один ММЦ. И во многом это стало возможным благодаря участию в этом, единственном в своем роде, объединении профессионалов.