18 марта 2009 года в конгресс-зале отраслевого текстильного комплекса «ТекстильПрофи-Иваново» прошла межрегиональная научно-практическая конференция «Маркетинг малых предприятий в условиях кризиса». Мероприятие было приурочено к 10-летию успешной деятельности ММЦ «Иваново». Организаторами конференции выступили ивановский и московский центры Системы ММЦ, Правительство Ивановской области, Администрация города Иваново и Российская ассоциация развития малого и среднего предпринимательства. В мероприятии приняло участие более 150 человек: представители московской и региональных властей, директора 30-ти центров Системы ММЦ, специалисты ведущих маркетинговых агентств России, члены предпринимательских объединений и бизнес-сообществ, а также руководители крупных региональных компаний.
Торжественная часть конференции была посвящена подведению итогов 10-летней работы ММЦ «Иваново», его успехам и достижениям, деловая - проблемам выживания малого бизнеса в условиях кризиса. Стоит отметить, что ивановский центр уже имеет удачный опыт проведения форумов подобного рода и масштаба. Предыдущий, в марте 2006 года, касающийся вопросов маркетинговых технологий, отличался практической направленностью выступлений и был высоко оценен всеми его гостями.
Главная тема.
Докладчики межрегиональной конференции делились собственным опытом использования инструментов маркетинга для повышения конкурентоспособности компаний малого бизнеса в условиях финансовой нестабильности. Было обсуждено множество актуальных тем, в том числе:
• Кризис, как стартовая площадка для малых предприятий; • Маркетинговые исследования рынков, тенденции на рынке; • Коллективные бренды, как один из способов выживания малых предприятий; • Презентационный маркетинг и деловые миссии; • Корректировки в рекламной стратегии и сокращение издержек; • Тенденции в подходах к ценообразованию: рентабельность, маркетинговый бюджет и оптимизация расходов на маркетинг; • Антикризисные маркетинговые технологии.
От лица правительства С приветственным словом к участникам и гостям конференции выступил первый заместитель Председателя Правительства Ивановской области, руководитель комплекса экономического развития Павел Коньков. Он рассказал о тех мерах, которые принимает региональная администрация для поддержки малого бизнеса. По его словам помощь оказывается по таким направлениям как создание залогового фонда, субсидирование части затрат на уплату процентов по привлекаемым кредитам на инвестиционные цели, в том числе по лизинговым договорам, по аренде выставочных площадей для участия в межрегиональных и международных выставочно-ярмарочных мероприятиях. Среди предполагаемых к реализации решений - поручительство перед коммерческими банками и лизинговыми компаниями по обязательствам предприятий малого бизнеса и обеспечение их доступа к финансовым ресурсам посредством предоставления займов. «На эти цели в 2009 году в рамках осуществления долгосрочной целевой программы «Развитие малого и среднего предпринимательства в Ивановской области на 2009 – 2013 годы» предусмотрено финансирование в размере 58 млн. рублей из областного бюджета», - уточнил Павел Коньков.
Мнение деловых кругов Практическим опытом применения инструментов маркетинга и стратегического менеджмента поделился с собравшимися Исполнительный директор международной ассоциации «Система ММЦ», Первый вице-президент Московского центра развития предпринимательства Г.Л. Аскинази. Геннадий Львович привел данные опросов, которые проводились среди представителей малого и среднего бизнеса с целью узнать, какие из последствий кризиса преодолеваются ими с максимальным трудом. Большинство называли отнюдь не высокие цены на энергоносители или недоступность кредитных ресурсов, по общему мнению респондентов, наиболее трудно преодолимой проблемой стало резкое падение спроса на товары и услуги. «Единственное лекарство от этой болезни – маркетинг, маркетинг и еще раз маркетинг», - резюмировал Геннадий Аскинази. Со значительным интересом присутствующие на конференции выслушали доклад специалиста британской консалтинговой компании «А4 Консалтинг Лимитед» Марии Шаковой. Свой рассказ о макроэкономических аспектах кризиса она построила на сравнении нынешней экономической ситуации в России и западных стран. Рыночная экономика нашей страны начала складываться порядка 20 лет назад, а в Европе на два столетия раньше, и за это время европейцы успели накопить гораздо более существенный опыт действий в условиях финансовых катаклизмов, у них выработаны конкретные сценарии развития бизнеса в том или ином случае. Докладчица также отметила, что отечественным фирмам во многом мешает низкий уровень культуры предпринимательства и недостаток профессиональных знаний в области маркетинга. «Сейчас, когда грамотная маркетинговая политика – чуть ли не единственный шанс сохранить свой бизнес, предприниматели вопреки законам логики экономят именно на услугах маркетологов, - посетовала Шакова. - Пора уже понять, что нужно срочно реформироваться, учиться по-новому строить сотрудничество с каналами дистрибьюции, персоналом и партнерами. Сейчас выгоднее всего инвестировать в себя». Мария Шакова назвала в числе главных проблем малого бизнеса - падение спроса, и привела опыт Швейцарии, где спрос стимулируется государством, в частности, с помощью социальной рекламы. На правительственном уровне делается все, чтобы денежная масса совершала как можно больше оборотов, потому что каждый такой оборот – дополнительная прибыль для бюджета. «В Британии предпринимателей также стимулируют к использованию маркетинговых инструментов. Наличие бизнес-образования или прием на работу профессионального маркетолога – обязательное условие получения господдержки. Таким образом, государство, с одной стороны, дает предпринимателю возможность повысить эффективность своей деятельности, а с другой – заметно сокращает собственные риски», - отметила Мария Шакова.
Участники конференции выразили надежду, что Россия справится с последствиями кризиса, а отечественный малый бизнес будет иметь весомое значение для экономики страны.
|